РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
На правах рукописи

Явлинский Григорий Алексеевич

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИИ И
ПРОБЛЕМА ЕЕ МОДЕРНИЗАЦИИ

ДИССЕРТАЦИЯ
на соискание ученой степени доктора экономических наук

Научный консультант:
доктор экономических наук, профессор Клейнер Г.Б.

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня, в начале XXI века, наша страна оказалась на очередной исторической развилке. Как и сто лет назад, в результате незавершенных и во многом неудачно реализованных реформ в обществе сложилась неустойчивая ситуация, в рамках которой многие серьезные противоречия не были надлежащим образом урегулированы и продолжают нарастать, в том числе в неявной форме, неотвратимо приближая момент их сознательного или стихийного разрешения. В то же время процесс осознания и научного осмысления этих противоречий с очевидностью отстает от их появления и созревания, что усиливает риск утраты контроля за ситуацией и развития ее по стихийному деструктивному сценарию.

Существует ряд работ, посвященных этой теме. Прежде всего, это работы Л. Абалкина, А. Аникина, С. Аукуционека, В. Белкина, И. Гладкова, Р. Гринберга, М. Делягина, А. Дынкина, С. Дзарасова, В. Евстигнеева, А. Илларионова, Г. Клейнера, А. Коноплянника, Ю. Кузнецова, В. Лившица, Д. Львова, В. Маевского, В. Макарова, В. Мау, Я. Миркина, А. Некипелова, А. Нестеренко, Н. Петракова, Ю. Петрова, В. Попова, В. Полтеровича, А. Пороховского, В. Сенчагова, Д. Сорокина, Н. Федоренко, Г. Шагалова, О. Шкаратана, Е. Ясина, а также G. Allison, G. Becker, J. Berliner, M. Boyko, S. Cheung, S. Fischer, A. Hewett, M. Intriligator, J. Johnson, A. Katz, M. Lavigne, D. North, K. Popper, M. Olson, A. Shleifer, J. Schumpeter, R. Vishny, R. Wintrobe. Таким образом, создан необходимый фундамент для продолжения исследований в направлении более полного определения сложившейся социально-экономической системы, ее возможностей и ограничений, исторических перспектив, а главное – раскрытия закономерностей и определения практических подходов к ее совершенствованию. Особое значение имеет исследование современных общественных отношений, сложившихся в нашей стране, на базе комплексного подхода. Время, прошедшее с начала реформы, уже позволяет это сделать. Без комплексного анализа экономических и политических реалий России, без попытки поместить их в широкий международный исторический контекст и научно исследовать возможные сценарии их дальнейшей эволюции невозможно определить главные «болевые точки» этих отношений; основные угрозы и вызовы, исходящие от заложенных в них явных и скрытых конфликтов и противоречий; а также практические способы направить развитие страны в русло позитивных перемен и глубокой модернизации экономики и общества. Сложность и важность задачи не позволяет считать научную и общественную дискуссию по этой теме исчерпанной и не оставляющей места для новых поворотов и выводов, что и определяет актуальность исследования.

Применяя термин «социально-экономическая система» для целей настоящего исследования, автор имеет в виду совокупность и взаимодействие основных социальных, экономических и отчасти политических нормативно-правовых институтов, с одной стороны, и их практического осуществления, а также неформальных институтов в контексте экономической реальности последних пятнадцати лет – с другой. Подразумевается, что указанная совокупность находится в динамике, а следовательно, ее неотъемлемой частью являются также движущие ею интересы и наиболее существенные ожидания.

Автор попытался проанализировать систему взаимоотношений в экономической и политической сфере современной России и, отсекая все поверхностное и нетипичное, присутствующее в этой сфере, выявить сущностные родовые черты данной системы и дать ей научное определение. Одновременно мы исходим из необходимости не только разобраться в сути уже сложившихся отношений и сопутствующих им явлений, но и попытаться определить их дальнейшую судьбу в реальных условиях России и мира в начале нового столетия.

В настоящей работе «модернизация существующей социально-экономической системы России» рассматривается как необходимый целенаправленный процесс обеспечения конкурентоспособности и, следовательно, успешного выживания страны в долгосрочной стратегической перспективе. Автор считает, что данный процесс представляет собой максимально быстрое и возможно полное (с учетом российских реалий, исторических традиций и культурных особенностей) продвижение к современной европейской модели социально-рыночной экономики.

Под эффективностью в контексте модернизации как цели экономической стратегии понимается не частное ее определение в виде соотношения прибыль-затраты, а значительно более широкое, включающее социальный аспект, историческую перспективу и степень личной свободы работника.

Важным обстоятельством работы является рассмотрение всего комплекса экономических институтов как деперсонифицированных образцов отношений и норм поведения, в совокупности представляющих «правила игры» в обществе, которые организуют взаимоотношения между людьми и структурируют стимулы обмена во всех его сферах – политике, социальной сфере и экономике, а также институтов как правил, по которым действуют совокупности организаций. Такое понимание «экономических институтов» следует из работ R. Coase и D. North 1970-х – 1990-х годов.

Подобный подход позволяет продвинуться к институциональному ядру социально-экономической системы России, объяснив многообразие и противоречивость происходящих социальных процессов.

Автор отдает себе отчет, что иногда это приводит к определенному смешению и повторам, но считает это неизбежным в целях достижения комплексности исследования.

Работа содержит ряд оценок, отражающих авторское видение задач модернизации российского общества и позволяющих представить себе ценностный контекст, в котором возможно и необходимо общественное целеполагание.

Основной целью исследования является политико-экономический анализ реально существующей в России социально-экономической системы, выявление ее фундаментальных черт и наиболее важных закономерностей развития, выделение объективных постоянных детерминант и переменных составляющих в целях выработки теоретических положений и организационно-экономических методов ее модернизации, направленной на обеспечение стратегической конкурентоспособности страны в исторической перспективе.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

1. Исследование особенностей сложившейся социально-экономической
системы России, анализ специфики этой системы, исходя из фактора институциональной преемственности. Анализ доминирующих групп влияния и движущих интересов трансформации в ранний постсоветский период.

2. Выработка определения современной социально-экономической
системы страны с точки зрения как ее места в структуре и комплексе мирохозяйственных связей, так и наиболее принципиальных особенностей ее функционирования.

3. Осуществление на базе институционально-эволюционной
экономической теории классификации экономических институтов и вычленения, с одной стороны, тех из них, которые являются базовыми и реализуют институциональную непрерывность, а с другой – вновь появляющихся институтов, поддающихся модернизирующему влиянию.

4. Определение возможностей и ограничений действующего
хозяйственного механизма, отношений собственности и системы в целом с точки зрения экономического роста, социального и демографического развития, исторических перспектив страны в широком контексте.

5. Оценка комплекса экономических мер, осуществляемых в стране с
точки зрения реформирования сложившейся экономической системы в целях повышения ее эффективности. Разработка понятия конечной цели реформ.

6. Обоснование основных направлений актуальной экономической
политики как в сфере институционального развития, так и в управлении с помощью макроэкономических методов для выработки осмысленной государственной стратегии экономического развития.

7. Разработка организационно-экономических принципов и предложений
по практическим действиям и планам трансформации ряда наиболее сложных экономических подсистем – жилищно-коммунального хозяйства, естественных монополий, налоговой, финансовой и некоторых других.

8. Определение необходимого социального контекста осуществления
экономических реформ, основанного на стимулах и мерах по декриминализации экономики.

Поставленные автором задачи исследования определяют не только его актуальность, но и практическую значимость. Последняя связана как с возможностью просчитывать варианты развития событий на ближайшую и более отдаленную историческую перспективу, в том числе и предсказывать начало кризисных процессов в тех или иных конкретных сферах, так и с разработкой практических мер воздействия на разворачивающиеся процессы и управление ими при помощи политических и экономических механизмов, находящихся в распоряжении современного государства. Достижение автором целей своего исследования в данном случае может означать появление у органов управления, осуществляющих экономическую и социальную политику, новых возможностей оперативного антикризисного маневрирования и обеспечения условий для реализации долгосрочных задач общественной и экономической модернизации.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования в настоящей работе является комплекс общественно-экономических отношений в России в том виде, в каком он сложился к середине первого десятилетия XXI в., то есть присущая ему система отношений собственности, характеристика экономических субъектов, правила и регулирование хозяйственной практики, общественно-экономические институты, политическая система. Вместе с тем временные и территориальные рамки исследования не ограничиваются вышеназванным основным объектом. Исходя из принципа историзма, автор пытается проследить генезис главных черт изучаемого комплекса отношений, выяснить его корни и, в случае необходимости, провести уместные сравнения и аналогии с иной существующей либо существовавшей практикой, выявить возможные альтернативы. Таким образом, в ряде случаев материал исследования охватывает более широкий исторический период, а также включает в себя необходимые международные сравнения и сопоставления.

Кроме того, важным принципом, положенным в фундамент исследования, является неразрывное единство социального и экономического. Социальная среда не является «вместилищем экономических мероприятий», напротив – все пространство представляет собой единый и одновременный социально-экономический процесс.

Предметом настоящего исследования является такой ракурс рассмотрения комплекса общественно-экономических отношений, который позволяет формулировать как оценочные и таксономические суждения об объекте исследования, так и вырабатывать наиболее существенные направления модернизации, а также конкретные предложения по совершенствованию сложившейся социально-экономической системы и ее ключевых элементов.

Научная новизна работы состоит прежде всего в попытке концептуального анализа и теоретического определения российского капитализма на его современном этапе в общемировом, глобальном контексте, то есть в попытке определить его место на мировой шкале развития с учетом современных тенденций в практике национальных экономик и мирохозяйственных связей. Исторически-эволюционный подход применен здесь и к определению места России в современной системе мирового хозяйства, в частности в системе координат «центр-периферия». Впервые в научной литературе дается подробный анализ возможностей и ограничений, присущих тому типу капитализма, который утвердился в России в результате ухода в прошлое советской модели хозяйственного строительства, детально рассматриваются его возможные исторические перспективы.

Одновременно значительный элемент новизны содержит анализ и авторская трактовка взаимосвязи между экономической политикой, прежде всего набором мер, традиционно используемых для макроэкономического регулирования в условиях рыночного капиталистического хозяйства, и институциональными условиями, характерными для разных типов экономик. Работа содержит развернутую аргументацию тезиса о приоритете институциональных реформ по отношению к традиционным функциональным задачам экономической политики (финансовая и ценовая стабильность, низкие процентные ставки, внешнеэкономическое равновесие и т.д.) в условиях переходного типа экономики вообще и в конкретных условиях России конца XX – начала XXI в., в частности.

Не имеет аналогов, насколько можно судить, и содержащаяся в работе расширительная трактовка роли общественного договора и основанного на таком договоре общественного доверия в функционировании современной развитой рыночной экономики. В частности, новым элементом является рассмотрение под этим углом зрения особенностей концентрации капитала и собственности в современной российской экономике, увязка анализа ее «олигархической» структуры с проблемой дефицита общественного доверия и необходимости формирования нового типа общественного договора между предпринимательством, властью и широкими слоями общества.

Работа содержит также новую трактовку понятия модернизации в качестве задачи и цели экономической и социальной политики; предлагает новые критерии для постановки общественных задач в рамках стратегии модернизации страны и общества, а также для оценки степени их реализации. В рамках данной трактовки уточняется содержание понятий «экономический рост» и «экономическое развитие»; «экономическая политика», «экономические реформы» и «экономическая стратегия».

Особое внимание в работе уделяется анализу политических условий экономического развития. Предлагается концепция органической неразрывности задач хозяйственной и политико-культурной модернизации, подвергаются критике попытки вырвать цели экономического роста из контекста более общих задач модернизации государства и общества.

Важным элементом предлагаемой работы является также попытка научно аргументировать безальтернативность модернизационного пути развития российского капитализма, определить его как обязательное условие исторического выживания российской государственности и сохранения страны в качестве единого государства в нынешних границах.

Вышеописанный выбор объекта и задач исследования определил и набор методов, который применен автором в процессе написания работы. В основе лежит комплексный подход к изучению и анализу экономической практики, учет взаимодействия ее компонентов, а также неразрывной связи между экономикой и политикой как составных частей общественно-экономического механизма, функционирующего по единым либо взаимно обусловленным законам и правилам. Широко использовались методы динамического анализа и межстрановых сопоставлений, объекты исследований рассматривались в широком историческом и общемировом контексте. В ряде случаев автор опирался на результаты применения математических методов в экономической науке.

Теоретической базой исследования послужили основные положения институционалистского направления современной экономической мысли, а также работы ряда представителей экономического «мэйнстрима», посвященные анализу особенностей переходного типа экономик. В значительной степени исследование опирается также на многочисленные работы российских и зарубежных экономистов и политологов, описывающие и критически осмысливающие период экономических и политических изменений в России после распада СССР, а также на оценки и мнения, высказанные российскими и зарубежными исследователями во время личных встреч и бесед.

В качестве источника информации и материала для исследования в своей работе автор использовал официальные статистические данные России и других государств – стран СНГ, экономическую литературу исследуемого периода, деловые издания и общедоступную периодику. В то же время главным основанием для сформулированных автором выводов послужили наблюдения и знакомство с общественно значимыми фактами и реалиями в процессе непосредственного личного участия в политической и экономической жизни страны в течение последних полутора десятилетий.

Апробация работы заключалась в том, что о ее результатах было доложено и они обсуждались на расширенных заседаниях Ученого Совета ЦЭМИ РАН (июнь 2004, октябрь 2003), Международной научно-практической конференции в Российской экономической школе (апрель 2003), семинарах и конференциях в Российской Экономической Академии им. Г.В. Плеханова (2003), в Московском государственном университете экономики, статистики и информатики (МЭСИ) (2004); Школе государственного управления Гарвардского университета США (2002, 1997); Экономическом факультете Амстердамского университета (1993).

Основные результаты работы представлены в 21 публикации (в том числе в семи монографиях) общим объемом 330 а.л. Работы по теме диссертации опубликованы отдельными изданиями в Германии, США и Японии.

В 2000–2004 гг. в 11 научных журналах, в том числе Quarterly Journal of Economics, Journal of Political Economy, American Economic Review, Contemporary Economic Policy, опубликованы развернутые рецензии на работы автора.

Идеи и практические предложения, содержащиеся в работе, использованы при разработке Российского Федерального законодательства, в частности комплекса законов о соглашениях о разделе продукции, налоговых законов, законов о местном самоуправлении, проектов законов об Альтернативном бюджете 1999–2003 гг. и других. Система предложений, содержащаяся в работе, в разные годы рассматривалась и обсуждалась на заседаниях российского парламента, Правительства РФ, а также на совещаниях у Президента России.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, десяти глав (объединенных в три части), заключения и списка литературы. Она содержит 348 страниц текста, таблицы, рисунки и список литературы из 278 наименований.

Первая часть работы «Генезис российского капитализма в конце XX века» описывает состояние экономики Советского Союза и России, определившее многие существенные черты современной российской социально-экономической системы.

Во второй части работы «Теоретические основы анализа экономической системы современной России» на базе современной институционально-эволюционной теории анализируются хозяйственная и политическая системы страны, описываются их возможности и ограничения.

В третьей части работы «Долгосрочная стратегия модернизации страны как основа экономической политики» анализируются политическая экономия общественного договора, способы обеспечения конкуренции и экономического роста, необходимость децентрализации власти и создания стимулов для исполнителей.

Три перечисленные части представляют, с определенной точки зрения, прошлое, настоящее и будущее страны.

Здесь можно скачать
диссертацию Г.А. Явлинского
в формате Adobe Acrobat
(.pdf файл размером 1660KB)
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
ЧАСТЬ I. Генезис российского капитализма в конце ХХ века
Глава 1. Особенности плановой экономики
1.1. Выбор институциональной системы: эффективность или стабильность?
1.2. Основная проблема стимулов
1.3. Некоторые факты об эволюции
советской плановой экономики

1.3.1. Ранний этап: полное господство руководителя государства
1.3.2. Возникновение и рост групп влияния
1.3.3. Перемена власти и системный распад
Глава 2. Институциональная непрерывность и «Вашингтонский консенсус»
2.1. Выбор метода анализа
2.2. Некоторые микроэкономические результаты макроэкономической
стабильности и открытости экономики

2.3. Основные черты параллельной экономики
2.4. Российская приватизация
2.5. Экономическая мотивация инсайдеров и вопрос контроля за менеджментом
2.6. Некоторые предварительные выводы
Глава 3. Формирование групп влияния и олигархической
системы власти в 90-х годах ХХ в.

3.1. Типология капитализма и «третий путь»
3.2. Группы влияния и переход к демократии
3.3. Группы влияния в России – источники их могущества
3.4. Разрыв между налогоплательщиками и потребителями налогов. Применимость модели Беккера к российским условиям
3.5. Пределы олигархической власти в России: криминализация, социальный нигилизм и уменьшающийся пирог
ЧАСТЬ II. Теоретические основы анализа экономической системы современной России
Глава 4. Хозяйственная и политическая система России: сущность, характеристика и классификация
4.1. Общий обзор итогов реформы 90-х годов
4.1.1. Влияние советской экономической системы
4.1.2. Экономическая политика
4.1.3. Мотивация власти: цели и интересы
4.2. Нынешняя хозяйственная и политическая система России: сущность и характеристика
4.2.1. Неформальные отношения
4.2.2. Роль власти
4.2.3. Особенности права собственности
4.2.4. Системный дефицит доверия и его следствия
4.2.5. Олигархическая структура экономики и сужение сферы действия законов конкуренции
4.2.6. Институционализация коррупции
4.2.7. Попытка определения: периферийный капитализм
Глава 5. Конкурентоспособность современной социально-экономической системы России: возможности и ограничения
5.1. Нынешний российский капитализм как устойчивая самовоспроизводя-щаяся система
5.2. Возможности системы обеспечивать рост – опыт последних лет
5.3. Ограничения системы: темпы экономического роста
5.4. Ограничения системы: социальные проблемы
5.4.1. Занятость и качество рабочей силы
5.4.2. Сохранение низкого уровня жизни основной массы населения и характерная для «периферийного капитализма» социальная структура
5.4.3. Урезание социально значимых расходов (мини-бюджет для мини-государства)
5.5. Условия и перспективы российской экономики
5.5.1. Долгосрочные последствия структурного перекоса
5.5.2. Темпы количественного роста российской экономики с точки зрения масштаба задач
Глава 6. Ограничения макроэкономического регулирования экономики России и институциональный подход
6.1. Макроэкономическая политика и условия ее эффективности
6.2. Современная российская экономика с точки зрения возможностей макроэкономической политики
6.3. Политика стимулирования экономического развития: институциональный подход
6.4. Направления институциональных реформ
6.4.1. Административная реформа и реформа судебной системы
6.4.2. Реформа естественных монополий
6.4.3. Реформа ЖКХ
6.4.4. Налоговая реформа
6.4.5. Реформа системы контроля за внешнеэкономическими связями (таможенная политика, валютное регулирование)
6.4.6. Реформа финансового сектора
6.5. Взаимосвязь институциональных реформ и макроэкономической политики
ЧАСТЬ III. Долгосрочная стратегия модернизации страны как основа экономической политики
Глава 7. Некоторые проблемы модернизации страны
7.1. Необходимость долгосрочной стратегии
7.2. О целевой экономической модели
7.2.1. Экономика и права обственности
7.2.2. Экономика и эффективность
7.2.3. Модернизация как цель экономической стратегии
7.3. Новая экономическая политика
7.3.1. Общие замечания
7.3.2. Институциональные реформы
7.3.3. Определение экономической стратегии и промышленная политика
7.3.4. Макроэкономическое регулирование в контексте долгосрочных целей экономической политики
7.4. Необходимость ключевых политических решений
Глава 8. Общественный договор – основа долгосрочной
экономической стратегии

8.1. Исходная ситуация
8.2. Необходимость нового общественного договора
8.3. Общественный договор в России: прошлое и настоящее
8.4. Противоречивые взгляды на издержки и преимущества демократии
8.5. Права собственности в переходный период и демократия в России
8.6. Роль демократии в России в переходный период
Глава 9. Экономическая политика: институты, конкуренция и экономический рост
9.1. Сложность задачи
9.2. Обеспечение прав частной собственности
9.3. Простая общая модель
9.4. Государственная система принуждения, основанная на стимулах
9.5. Некоторые практические аспекты предложения о создания ФСЗС
9.6. Контроль со стороны инсайдеров и профсоюзы
9.7. Важность экономического роста
9.8. Промышленная политика и частные стимулы
9.9. Система налогообложения и ожидаемые результаты
9.10. Финансирование долгосрочного роста
Глава 10. Долгосрочная стратегия модернизации страны: децентрализация власти и стимулы для исполнителей
10.1 Введение
10.2. Новая федеральная схема раздела полномочий
10.3. Передача полномочий и вновь о ФСЗС
10.4. Органы местного самоуправления и федеральный центр
10.5. Схемы стимулирования исполнителей
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Москва – 2005