4.2.2. Роль
власти
Неофициальная экономика с неизбежностью требует для своего функционирования
и неофициальной системы власти, понимаемой как возможность контролировать
основные хозяйственные ресурсы и их использование. В таком ее
понимании власть, конечно, обязательно в той или иной степени
сопряжена с официальными властными институтами, однако не совпадает
с ними, поскольку важную, а подчас и главную роль в ней могут
играть и люди, не обладающие административным статусом – руководители
и владельцы доминирующих на данной территории предприятий, руководители
официальных и неофициальных силовых структур и т.д. В любом случае
основанием для осуществления властно-распорядительных полномочий
является не формальный мандат на власть (в виде официального статуса
главы администрации), а реальная возможность контролировать распределение
и использование экономических ресурсов – хозяйственных территорий,
объектов инфраструктуры, людских и денежных ресурсов.
Мнения по важнейшим вопросам людей, олицетворяющих собой эту
власть, в большинстве случаев воспринимаются всеми основными институтами,
включая и судебные инстанции, как указания к действию. Соответственно,
они крайне редко оспариваются и почти всегда принимаются к исполнению.
При этом государство в целом не выполняет и, более того, органически
неспособно выполнять функцию беспристрастного арбитра в хозяйственных
спорах и гаранта исполнения контрактов. Функцию последнего, как
я уже сказал, вынуждены брать на себя сами хозяйствующие субъекты,
полагаясь на собственную силу или силу своих покровителей, то
есть главным образом на неформальную, своего рода «частную» юстицию.
В результате складывается положение, когда не только экономика,
но и общество в целом, в том числе и государство, живет по неписаным
правилам, не зафиксированным в официальном праве. И граждане (особенно
социально активная их часть), и властные органы в этих условиях
действуют не на базе закона, а на основе личных отношений, прецедента,
способности к принуждению и тому подобных вещей.
Особенно ярко это проявляется в случаях, когда речь идет о крупных
хозяйственных интересах: единственным реально значимым фактором
для определения результата здесь является не закон, а способность
заинтересованного субъекта любыми доступными ему способами провести
в жизнь свое решение или обеспечить свои интересы в конфронтации
с другими, противодействующими ему интересами. Внешняя видимость
законности при этом может соблюдаться, а может – и нет. Средством
принуждения выступает административный ресурс, контроль над рынком
или его субъектами или прямое насилие, но в любом случае оно базируется
на неформальном «праве» – праве сильного.
С другой стороны, сама эта власть является объектом конкуренции
со стороны различных групп интересов, взаимодействие которых и
определяет состав и характер власти на каждый данный момент. Группы
могут быть организованы по разным признакам общности, в частности,
по территориальному, отраслевому, корпоративному и клановому принципам,
и иметь разную степень внутренней интегрированности. Различны
и конкретные формы организации данных групп – это и официальные
органы власти, и полуофициальные структуры, включая общественные
монополии различных уровней, и крупные частные предприятия, и
разнообразные финансовые структуры с той или иной степенью государственного
участия либо без таковой [161, с. 39–40]. При всем многообразии
форм все эти структуры, однако, объединяют два основных признака:
1) реальный контроль над значительными хозяйственными ресурсами
и 2) преимущественно внеправовая (политико-административная или
криминальная) основа такого контроля. Последнее означает возможность
принуждения (теми или иными методами) тех, кто не признает права
группы на такой контроль.