Выводы
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы и
заключения.
1. В результате экономических и политических изменений, произошедших
в России за последние 13 лет, вместо демократического по своей
сути эффективного рыночного хозяйства сформировалась экономическая
система, в которой капитализм существует в искаженном виде. Не
работают механизмы эффективной конкуренции, рыночной концентрации
и накопления капитала у наиболее производительных фирм; отсутствуют
стимулы для эффективного производительного использования ресурсов;
нет прозрачных и соблюдаемых всеми правил экономического поведения.
Не сформировался в стране и институт полноценной частной собственности:
право собственности является условным, производным и зависимым
от политической власти; фактически отсутствуют правовые гарантии
и механизмы судебной защиты собственности. Концептуальный анализ
и попытка теоретического определения российского капитализма на
его современном этапе в контексте современных тенденций национальных
экономик и мирохозяйственных связей показал, что российский капитализм
в его нынешнем виде лишен институционально-правового стержня,
составляющего главную отличительную характеристику современных
развитых стран, институтов и механизмов гражданского общества.
В результате для хозяйственной системы в России оказались характерными
такие существенные изъяны, как гипертрофированная и большей
частью негативная роль различного рода неформальных отношений
в экономике; особая роль административной власти в хозяйственных
отношениях; системный дефицит доверия и сужение хозяйственных
горизонтов. Все это вместе взятое обусловливает также затрудненность
формирования единых конкурентных рынков в общенациональном
масштабе. Теоретически единый национальный рынок фактически распадается
на многочисленные территориальные и отраслевые сегменты с сильными
элементами монопольного контроля со стороны наиболее сильного
(в том числе в административно-политическом плане) субъекта. Сегментация
рынков сопровождается высоким уровнем транзакционных издержек
и резким снижением эффективности.
С точки зрения причинно-следственных связей формирование в России
вышеописанной системы отчасти может быть увязано с ее природным
и историческим наследием (наличие крупных запасов минерального
сырья и топлива, обусловливающее легкость концентрации огромной
части доходов в стране в руках узкой группы чиновничьей и бизнес-олигархии;
отсутствие исторической традиции гражданского общества, слабость
всех его основных институтов; огромная территория и высокая степень
неоднородности общества; общая экономическая отсталость и др.).
Однако не меньшую роль сыграли и субъективные факторы: ошибки
так называемых «реформаторских» правительств. Подробный анализ
возможностей и ограничений, присущих тому типу капитализма, который
утвердился в России на базе созданной в течение 70 лет советской
плановой системы хозяйствования, показал, что игнорирование институциональной
преемственности было серьезным просчетом в стратегии и тактике
реформ.
2. Следствием ущербности российского капитализма как хозяйственной
системы в сочетании со структурным перекосом экономики в пользу
экспортно-ориентированных сырьедобывающих отраслей является его
так называемый «олигархический» характер – концентрация непропорционально
большой доли финансовых и управленческих ресурсов в руках нескольких
бизнес-групп, контролирующих основную часть производства,
экспорта и первичной переработки топливно-сырьевых ресурсов.
Определяя место современной социально-экономической системы
России на мировой шкале развития путем применения исторически-эволюционного
подхода в системе координат «центр – периферия», мы установили,
что сегодняшний российский капитализм не является закрытой, изолированной
системой – он включен в мировую капиталистическую экономику,
но в качестве подчиненной, периферийной его части. Его развитие
практически всецело зависит от взаимоотношений с ядром мирового
хозяйства – развитыми экономиками Запада; механизм устойчивого
самоподдерживающего роста на собственной основе в российской экономике
сегодня отсутствует.
Все это вместе взятое позволяет определить сложившуюся на сегодняшний
день в России систему как периферийный капитализм.
3. Система периферийного капитализма обладает внутренней
устойчивостью, она способна не только к самовоспроизводству, но
и к определенному прогрессу. Она не только допускает рост экономики
(относительные успехи в экономической области в последние три-четыре
года могут служить тому свидетельством), но и способна к определенному
саморазвитию, ликвидации «узких мест» и наведению порядка в некоторых
критически важных сферах и областях.
Через формирование значительного слоя влиятельных людей и групп,
тем или иным образом извлекающих из нее немалую личную выгоду,
система получила собственную и притом весьма надежную социальную
опору.
Однако эта система в принципе не способна сократить отставание
страны от группы мировых лидеров с точки зрения эффективности
экономики и благосостояния населения, а также обеспечить внутреннюю
стабильность. В результате Россия встает на тупиковый путь, ведущий
к закреплению за нею ее нынешнего положения бедной и лишенной
возможности «догоняющего» роста мировой экономической периферии.
Более того, реализующийся сегодня сценарий делает практически
неизбежной утрату государством возможности мобилизовывать минимально
необходимое количество экономических и властных ресурсов, позволяющее
сохранять единство страны и контроль за ее регионами.
4. Теоретический анализ органической непрерывности задач
хозяйственной и политико-культурной модернизации, направленной
на принципиальное преодоление опасно негативных тенденций развития,
позволил сформулировать основные черты необходимой стране хозяйственной
системы:
– безусловное уважение к правам и свободам, включая право
собственности;
– предоставление равных стартовых возможностей всем гражданам
страны, т.е. вовлечение в процесс развития и модернизации страны
всего общества, а не только одного социального слоя или отдельных
территорий, мегаполисов;
– диверсифицированное использование широкого спектра
производительных ресурсов общества, в первую очередь человеческих;
– способность динамичного саморазвития.
Доказано, что целью является не просто «рыночная» или экономика
с «удвоенным ВВП», а экономика социально эффективная, то есть
способная обеспечить глубокую модернизацию и прогресс общества.
5. Исходя из трактовки модернизации в качестве цели экономической
и
социальной политики предлагается:
– реформирование институтов, определяющих условия
функционирования экономики, начиная с судебной системы и заканчивая
финансовым сектором;
– принятие осмысленной государственной стратегии
экономического развития, включая набор приоритетов (в том числе
и в виде промышленной политики) и разработку
системы стимулов, необходимых для их реализации;
– подведение черты под криминальной приватизацией 1990-х
годов на основе ясного, публичного, оформленного законом
компромисса между гражданами, властью и бизнесом;
– осуществление такой текущей экономической политики
(макроэкономическое регулирование), которая обеспечивала
бы нормальные условия для деятельности хозяйствующих субъектов,
отсутствие кризисных ситуаций, связанных с дестабилизацией тех
или иных рынков (товарных, финансовых, ресурсных).
Речь идет о создании системы современных государственных и общественных
институтов, которые бы, с одной стороны, защищали законные интересы
всех участников хозяйственных отношений, а с другой – регулировали
бы экономическую активность в обществе, направляя ее в сторону
эффективного производительного использования имеющихся ресурсов.
Приоритеты как общего, так и селективного характера, в том числе
отраслевые («промышленная политика») должны отражать стратегию
экономического развития, позволяющую сконцентрировать имеющиеся
ограниченные хозяйственные ресурсы, в первую очередь инвестиционные,
для повышения национальной конкурентоспособности (эффект масштаба,
прямая экономия издержек, институциональная поддержка и проч.).
6. Применение методологии институционально-эволюционной теории
к
исследованию реально сложившейся в современной России хозяйственно-экономической
системы позволило сформулировать критериальные направления и содержание
реформирования тех составляющих системы, которые в ряду ее родовых
черт относятся к числу переменных, т.е. поддающихся существенной
модернизации. Предлагаются ключевые принципы реорганизации деятельности
так называемых естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства,
налоговой, таможенной и финансовой систем, включая валютное регулирование.
Устанавливается взаимосвязь институциональных реформ и макроэкономической
политики. Формулируется и обосновывается тезис о приоритете институциональных
реформ как средства обеспечения в стране устойчивого роста, а
также основное содержание необходимого макроэкономического регулирования.
Предлагается, в частности, нацеливать текущую экономическую политику
не на точные целевые ориентиры (роста денежной массы, инфляции,
сальдо торгового и текущего баланса, относительных параметров
бюджетной системы и т.д.), а на предотвращение резких колебаний
и критических ситуаций, способных привести к всплеску негативных
ожиданий. Особое значение придается при этом социальным факторам
и ограничениям.
7. Российскому обществу, чтобы вырваться из порочного круга,
в
котором оно оказалось в ходе перехода к рыночной экономике, необходим
новый общественный договор.
В течение веков общественный договор в России носил строго патерналистский
характер. С точки зрения экономической теории для нас важно достижение
с помощью нового общественного договора состояния координации
и динамического равновесия в обществе, вытекающего из общей концепции
эволюционно-стабильной стратегии в теории игр.
Основной чертой общественного договора в современных российских
условиях рыночной экономики должно стать то, что граждане принимают
на себя ответственность за собственное благосостояние и за благосостояние
своих семей, в то время как руководство ограничивает себя «протекционистской»
деятельностью, означающей, что любые права и свободы, как гражданские,
так и экономические, должны быть гарантированы государством.
Вступление в силу нового общественного договора является необходимой
предпосылкой модернизационного пути развития российского капитализма
в целях сохранения российской государственности и страны в ее
нынешних границах в XXI веке.