2.6. Некоторые
предварительные выводы
Институциональная непрерывность (иными словами, доминирующее
влияние институтов «параллельной экономики», сохранившееся и усилившееся
после краха плановой экономики) серьезно подорвала ожидавшийся
эффект подхода СЛПО, выявляя его неустранимые недостатки, которые
можно было предвидеть. Главный недостаток заключался в том, что
не было уделено внимания важнейшим чертам экономической мотивации
поведения хозяйствующих субъектов в условиях господства параллельной
экономики. До тех пор пока эти вопросы не будут существенным образом
приняты во внимание, «переход к рыночной экономике» будет, вероятно,
идти столь же несогласованно на сильно сегментированном рынке.
Хотя ценообразование в различных сегментах параллельной экономики
подчинено законам спроса и предложения, это не приводит к эффективному
распределению ресурсов. Когда происходит развал диктаторского
социалистического государства, ему на смену немедленно не приходит,
да и не может прийти конституционное и рыночно ориентированное
государство. Структуры, унаследованные от социалистического государства,
разрываются сегментированными коалициями параллельной экономики,
а формальное право на собственность (в отличие от фактического
права на собственность, укорененного в параллельной экономике)
становится абсолютно уязвимым и незащищенным. При таком социальном
устройстве вряд ли можно ожидать какого-либо устойчивого экономического
роста. В то время как экономический рост в социалистическом государстве
является далеким от оптимального, постсоциалистическая (посттоталитарная)
экономика не растет вовсе. Фактически, как свидетельствует опыт
экономик переходного периода, а также многих стран третьего мира,
существует реальная возможность, что новая система может погрузиться
в полный хаос. Государство слабо потому, что кроме повсеместной
коррупции, нет действующего экономического механизма, и эта слабость
еще более уничтожает стимулы к любого рода экономической активности,
за исключением поиска способов извлечения рентной прибыли и коррупции.
Посттоталитарное государство очевидным образом движется по порочному
кругу, единственным выходом из которого является принятие конституционных
мер, которые должны обеспечить защиту частной собственности, стимулировать
конкурентные рынки и уничтожить структуры параллельной экономики.
Не стоит и говорить, что осуществление этой задачи требует намного
большего, чем просто стратегии СЛП.
Поскольку переходный процесс 90-х годов в России развивался
согласно сценарию, который мы описали под названием «подход СЛПО»,
защита «частной собственности», защита контрактов и обеспечение
их исполнения перешло под юрисдикцию частных групп, выполняющих
эти функции путем физического принуждения, и организованной преступности
вместе с системой взяток, предлагаемых органам милицейского контроля
и другим чиновникам, в том числе прокурорам и судьям. Такая подмена
необходимого институционального механизма усугубила экономическую
неэффективность (по причине необходимости поддерживать секретность
и невозможности применения широкомасштабной экономики), ненадежность
(вследствие постоянной борьбы за сферы влияния) и разрушительно
повлияла на конкуренцию.
Мы не отрицаем важности проведения разумной макроэкономической
политики и открытости российской экономики для ускорения реформ.
Однако поскольку эти меры в 90-е годы не были дополнены значимыми
политическими реформами и институциональными изменениями, основанными
на понимании экономической мотивации поведения хозяйствующих субъектов
в условиях переходного процесса, проанализированные тенденции
к настоящему времени сложились в систему, о которой и пойдет речь
дальше.