9.6. Контроль
со стороны инсайдеров и профсоюзы
При прежней тоталитарной системе Коммунистическая партия обеспечивала
институциональный механизм для надзора за деятельностью руководителей
государственных предприятий. Развал этого контроля и отсутствие
альтернативных средств для контроля за деятельностью инсайдеров
являются важнейшей проблемой для экономики переходного периода.
Как мы упоминали выше, надежды на то, что коммерческие банки и
финансово-промышленные группы смогут обеспечить эффективное корпоративное
управление, до сих пор не осуществились. Одним из институтов,
который может помочь в восстановлении некоторого контроля над
руководителями-инсайдерами в современных условиях, является институт
профсоюзов.
На большинстве российских постгосударственных предприятий профсоюзы
в настоящее время практически отсутствуют, возможно, за исключением
профсоюза шахтеров. Это и неудивительно, учитывая, что неоспоримый
контроль со стороны инсайдеров60
лишает большинство промышленных рабочих возможности зарабатывать
на жизнь тем, что они производят на своем предприятии, и часто
принуждает их заниматься каким-либо побочным частным бизнесом,
не имеющим отношения к их предполагаемому основному занятию на
предприятии, где они формально числятся (см. главы 2–5). Здесь,
как и в случае с принудительным обеспечением прав частной собственности,
мы снова сталкиваемся, по сути, с проблемой координации. Если
бы рабочие могли контролировать то, что делают инсайдеры, они,
вероятно, смогли бы вернуться на свои рабочие места (по крайней
мере в некоторых известных нам случаях), что, в свою очередь,
имело бы положительный эффект для реструктуризации в виде ограничения
злоупотреблений и опоры на параллельную экономику.
Создание сильного профсоюзного движения может породить еще одну
мотивированную общественную силу, заинтересованную в установлении
нормальных правил рыночной игры. В частности, для руководителей
постгосударственных предприятий профсоюзный контроль сильно затруднит
сокрытие злоупотреблений (хотя контролировать извлечение рентной
прибыли может оказаться сложнее). Например, на одной московской
фабрике, которую мы достаточно подробно изучили, именно профсоюзный
лидер взял на себя инициативу в успешной (что пока очень необычно)
кампании по смещению коррумпированного руководителя предприятия
и его приятелей из различных структур параллельной экономики.
Новое руководство, назначенное со стороны, выразило озабоченность
возможным столкновением «классовых интересов» с сильным профсоюзом,
но с энтузиазмом приветствовало роль профсоюза в спасении предприятия
от полного развала.
Можно также рассчитывать на то, что профсоюзы будут активно
препятствовать мафиозному запугиванию. Действительно, сочетание
бдительности рабочих, входящих в профсоюзы, с учреждением ФСЗС
создало бы вероятную перспективу довольно быстрого ухода мафии
в ее естественное «прибежище» азартных игр и проституции.
Кто-то может высказать сомнения в целесообразности поддержки
деятельности профсоюзов из-за опасений, что профсоюзы могут стать
еще одной общественной силой, интересы которой противоречат столь
необходимой реструктуризации российских промышленных предприятий.
Однако мы считаем эти опасения малообоснованными. Как и в случае
с обсуждавшейся в предыдущей главе демократической политической
системой и вышеописанной схемой ФСЗС, важнейшая задача, стоящая
сейчас перед российским обществом, состоит в том, чтобы институционализировать
процесс проведения переговоров и оказания взаимных услуг. Когда
бы мы ни «выудили» этот процесс из недр параллельной экономики
и когда бы он ни начал идти открыто, согласно общепринятым правилам
заключения договоров, это, вероятнее всего, повлечет за собой
увеличение, а не уменьшение производительности и будет шагом вперед
в направлении нового общественного договора. Иначе говоря, в нынешней
общественной среде переходного периода в России главная угроза
эффективности и долгосрочным перспективам роста исходит от автократических
тенденций и заключения инсайдерами закулисных сделок.
Говоря конкретнее, главная проблема российских постгосударственных
предприятий – в низкой мотивации их руководителей-инсайдеров к
деятельности, максимизирующей долгосрочную ценность их фирм. Простые
рабочие, у которых нет доступа к счетам в иностранных банках или
к счетам фиктивных компаний, управляемых инсайдерами, скорее будут
заинтересованы в будущем процветании своих предприятий, а необходимость
выполнять требования этих рабочих послужит для руководства дисциплинирующим
фактором. Подобный долгосрочный эффект наблюдался во время послевоенного
восстановления экономики Японии, где поддержка профсоюзного движения
была одним из основных средств политики, проводившейся американскими
оккупационными силами, пытавшимися изменить структуру японской
экономики. Новые российские профсоюзы также могут воспользоваться
«японским» принципом «пофирменных профсоюзов» – то есть, опытом
организации профсоюзов по предприятиям, а не по отраслям промышленности,
с тем, чтобы смягчить возможные негативные последствия для реструктуризации.
Есть еще одна причина для поддержки профсоюзов в современных
российских условиях. Необязательно верить в социал-демократические
ценности, чтобы сознавать, что в тех случаях, когда уровень жизни
рабочего класса слишком низок, деятельность профсоюзов представляет
собой «попытку достичь условий жизни, сообразных истинному самоуважению
и широким общественным интересам, а не только борьбу за более
высокие зарплаты» [240, с. 585]. В России накопился довольно хороший
человеческий капитал промышленных рабочих и инженеров, особенно
в течение последних, относительно мирных десятилетий социализма.
Сейчас этот капитал растрачивается, потому что бедственный уровень
жизни и вынужденное (большей частью) занятие различным побочным
бизнесом ослабляют мотивацию и резко снижают производительность
труда. Это может нанести гораздо больший вред экономической эффективности,
чем любые временные трудности, с которыми может столкнуться процесс
реструктуризации перед лицом сильного профсоюзного движения.