5.5.2. Недостаточно
высокие темпы
количественного роста российской экономики
с точки зрения масштаба задач
Но, к сожалению, проблема заключается не только в структурном
перекосе. Хорошо знакомая нам общественная система корпоративно-криминального
типа по своей природе является застойной, прежде всего в силу
ущербности ее сегментированного рынка, неизбежно высоких издержек
для производителя и отсутствия механизма долгосрочного воспроизводства
и увеличения экономических ресурсов. Да, средние темпы экономического
роста за последние четыре года были относительно высокими, но,
во-первых, уже в 2002 году они сократились до скромных четырех
с небольшим процентов, а во-вторых, наблюдались в совершенно особых
благоприятных условиях – сочетания высоких цен на основные предметы
российского топливно-сырьевого экспорта с эффектом резкого реального
обесценения национальной валюты в ходе предшествовавшего началу
роста финансового кризиса. С исчезновением этих особых условий
темпы роста ВВП сокращаются до 3–4% в год, что недостаточно для
глубоких качественных сдвигов в экономике и обществе в обозримой
исторической перспективе.
В частности, такие темпы роста не позволят решить проблему занятости
населения, о которой было сказано выше; не позволят существенно
повысить общий уровень благосостояния и доходов, ликвидировать
очаги застойной нищеты и бедности.
Такие темпы кажутся совершенно неприемлемыми для решения проблемы
формирования в стране полноценного государственного бюджета –
задача, которая в ближайшие годы будет стоять чрезвычайно остро.
Я уже говорил выше, что размеры государственного бюджета сегодня
абсолютно не адекватны масштабу стоящих перед страной нерешенных
задач. Так вот, у нас есть все основания опасаться, что при существующей
системе страна и в перспективе обречена на такой же сбалансированный
«мини-бюджет», доходов которого будет хронически не хватать даже
на достойную оплату труда госслужащих.
Конечно, проблему коррумпированности и некомпетентности госаппарата
одним повышением окладов его чиновникам не решить. Но без такого
повышения невозможно ни ликвидировать систему «кормления» с должности,
ни привлечь в государственный аппарат людей, в принципе способных
достичь приемлемого уровня профессиональной компетентности. С
таким бюджетом, как сейчас, у страны никогда не будет ни современных
вооруженных сил, ни независимой судебной системы, ни честных и
профессиональных правоохранительных органов, а самовоспроизводство
порочной системы «неформальной» юстиции невозможно будет прервать
даже с помощью самой искренней политической воли.
Не спасет и предлагаемое в качестве чуть ли не панацеи сокращение
государственного аппарата, даже самое радикальное. Во-первых,
например, та же судебная система страдает от объективной нехватки
судей для оперативного рассмотрения растущего количества дел;
о сокращении штатов в государственной социальной и пенитенциарной
системах может всерьез говорить только безумец, и вообще: список
сфер, где положение в обозримом будущем неизбежно будет оставаться
критическим, можно продолжать очень долго. А во-вторых, массовое
сокращение общественного сектора при невозможности частного сколько-нибудь
заметно увеличить занятость – это прямой путь к социальной и политической
нестабильности. Так что «экономить» на зарплате бюджетников не
просто проблематично, но и опасно.
Не может быть бесплатным для бюджета и поддержание хотя бы умеренного
экономического роста: ремонт и строительство дорог, поддержание
работоспособности общенациональных сетей коммуникаций, охрана
окружающей среды – все это требует неизбежных крупных затрат из
федерального бюджета. Преодоление сырьевой направленности экономики,
если такая задача будет поставлена, также не может быть реализовано
без определенных бюджетных затрат: страхование и кредитование
сделок по экспорту высокотехнологичной продукции во всем мире
осуществляется при участии государственных агентств, и Россия
при всем желании не сможет стать счастливым исключением из этого
правила. А ведь еще остаются хотя бы самые элементарные инвестиции
в будущее развитие, каковыми являются затраты на инфраструктуру,
общее и профессиональное образование, финансирование некоторых
видов НИОКР и т.д.
C этой точки зрения нынешняя «победа» правительства над бюджетным
дефицитом путем механического урезания федеральных расходов и
перекладывания значительной части требующих финансирования государственных
функций на региональные и местные бюджеты – достижение сомнительного
характера. Действительное реформирование экономики и общества,
если на то появится политическая воля, все равно потребует использования
значительных общественных ресурсов, и размеры бюджетной системы,
как и ее характер, неизбежно должны быть иными.
Поэтому предусматриваемая даже оптимистическими сценариями Министерства
экономики среднесрочная экономическая динамика (прирост ВВП до
6% в год) фактически означает, что по крайней мере в обозримом
будущем разрыв, отделяющий Россию от развитых стран, существенно
не сократится. Следовательно, кардинального улучшения положения
в таких жизненно важных областях, как обеспечение полноценной
занятости трудоспособного населения, которая бы соответствовала
уровню накопленного человеческого капитала, достойного уровня
жизни для большинства граждан, стабилизация демографической ситуации,
обеспечение безопасности границ и т.п. при сохранении нынешней
ситуации ожидать не приходится. В результате даже при отсутствии
абсолютных спадов или резкого замедления роста Россия будет оставаться
огромной слабозаселенной и малоосвоенной территорией, экономическая
отсталость которой будет все более очевидной на фоне подтягивающейся
к стандартам ЕЭС Центральной и Восточной Европы и динамичных «новых
индустриальных экономик» Азии.
В конечном счете важны не проценты роста как таковые – нас всех
должно интересовать создание экономических возможностей для преодоления
отставания или, иначе говоря, выживания страны, сохранение российской
государственности и суверенитета. Для того чтобы понять это, достаточно
посмотреть на карту и увидеть, что у России наиболее протяженные
границы с весьма опасными и непредсказуемыми регионами мира, и
в связи с этим оценить масштабы необходимых в ближайшие 10–12
лет затрат на вооруженные силы, жилищно-коммунальную инфраструктуру,
медицину, образование, преодоление демографического кризиса, современное
освоение Сибири и укрепление нашего экономического суверенитета
на Дальнем Востоке.
В России же создан такой мутант рыночной экономики, который
в принципе не в состоянии сейчас и не будет в состоянии никогда
(если его не изменить коренным образом) решить или хотя бы облегчить
решение вышеперечисленных задач.