Глава 9. Экономическая
политика:
институты, конкуренция и экономический рост
9.1. Сложность задачи
Ранее я обосновал свою позицию, в соответствии с которой только
развитие и укрепление демократической политической системы России
может сыграть положительную роль в решении задачи перехода к новому
общественному договору и к эффективной рыночной экономике. Основной
задачей этого перехода является создание – впервые в российской
истории – системы, движущей силой которой станет частная инициатива.
Главный недостаток в аргументации сторонников институционального
подхода к российским реформам до сегодняшнего дня состоял в исходном
предположении, что процесс перехода к рыночной экономике может
идти в соответствии с идеальной моделью институциональных изменений
лишь при том условии, что правительство понимает, что необходимо
делать, и имеет для этого необходимую политическую волю. Но, хотя
понимание и политическая воля нужны, только их недостаточно. Более
серьезная проблема заключается в разработке для частного сектора
и самого правительства системы материального стимулирования, которая
создаст организованные социальные силы, заинтересованные в успехе
выработанной политики. При решении задачи по созданию системы,
основанной на частной инициативе, никакие реформы «сверху», по
определению, не могут сколько-нибудь продвинуть страну к этой
цели, если они не направлены на создание соответствующей институциональной
инфраструктуры. Усердие реформаторов не может заменить частную
инициативу, исходящую «снизу». Но что демократическое и заинтересованное
в успехе правительство может и должно делать – это внедрять системы
материального стимулирования, создающие условия, при которых отдельные
лица будут стремиться употребить частную инициативу в направлении
прогрессивных преобразований.
В этой главе мы рассмотрим меры, которые, по нашему мнению,
могут помочь в достижении этой цели55.
Некоторые из этих мер могут привести к серьезным последствиям,
и поэтому их следует считать спорными. Вот почему здесь, в начале
нашего обсуждения, я хотел бы подчеркнуть, что на начальном этапе
подход к этим институциональным мерам должен быть осторожным.
Если социальных инженеров сравнить с врачами, лечащими пациента,
то необходимо всегда помнить первый принцип клятвы Гиппократа:
не навреди. Этот принцип был совершенно забыт теми, кто был у
руля на первом этапе российских посткоммунистических преобразований.
Наши предложения предусматривают определенный период сосуществования
старых и новых институтов. То есть, новые формы правления и новые
элементы институциональной инфраструктуры будут вначале введены
в порядке эксперимента, без каких-либо попыток заменить существующую
систему (как формальную, так и неформальную) путем раз и навсегда
принятого правительственного постановления. Окончательной проверкой
для наших предложений станет, таким образом, не научная дискуссия,
а реальная конкуренция между альтернативными институтами общества
и «выживание наиболее приспособленных». Сказав это, я хочу подчеркнуть,
что совершенно убежден в правильности предложений, основанных
на серьезной теории и глубоком понимании реалий нашей страны56.