9.9. Система
налогообложения и ожидаемые результаты
Мы придаем особое значение применению СРП в энергетике, потому
что считаем, что с некоторыми изменениями схема налогообложения
по принципу раздела продукции может быть использована в намного
более широком контексте, вплоть до взимания налогов с местных
предприятий местными органами власти. Ключевой момент применительно
к стимулам состоит в том, что фирмы, с которых взимаются налоги
согласно этой схеме, получают полное право распоряжаться всей
прибылью, остающейся после того, как они исполнили все свои обязательства
по СРП, и могут не беспокоиться о необходимости скрывать свои
продажи и прибыли. Игра в прятки между предприятиями и государственными
органами, происходящая в настоящее время, является главной причиной
не только проблем с бюджетом, но также очень высоких затрат на
осуществление сделок и сегментации рынка. Изменение метода налогообложения
с взимания налогов с потоков чистой прибыли на налогообложение
по принципу раздела продукции (которое можно еще больше упростить
до единовременного налога в виде разового платежа) намного упростит
правила игры как для налоговых органов, так и для предприятий,
что приведет к повышению собираемости налогов, а также к снижению
издержек на осуществление сделок и уменьшению возможностей параллельной
экономики. Конкуренция между местными и региональными органами
за привлечение новых инвестиций должна ограничить долю, причитающуюся
государственному сектору, до разумного и взаимно допустимого уровня
(подробнее об этом см. в главе 10).
В духе нашего общего подхода налогообложение по принципу СРП
не следует вводить как обязательную единовременную реформу. Существующую
систему налогов на прибыль и налогов с продаж можно оставить без
изменений и только дополнить необязательной системой фиксированных
рентных платежей (за лицензию на деятельность). Фирмы, желающие
перейти на новую систему, будут вести переговоры с властями о
величине своих налогов, взяв за основу, например, средний размер
налогов, действительно уплаченных в течение последних лет. Естественно,
правительство должно быть в состоянии настоять при этих переговорах
на своих условиях, если оно посчитает недостаточной сумму, предложенную
фирмой (либо в том случае, если фирма несколько лет не платила
налогов). Если не будет достигнуто согласия, стороны расходятся,
и существующая система уплаты налогов остается в силе. Если согласие
достигается, руководство фирмы получит абсолютное право свободно
распоряжаться любыми доходами, в то время как правительство будет
иметь гарантированный приток средств в бюджет (согласие может
включать в себя положение о том, что плата за лицензию на деятельность
будет увеличиваться каждый год на несколько процентов сверх уровня
инфляции, что снимет необходимость пересматривать условия каждый
год).
Ключевая особенность такой схемы в том, что она должна быть
более привлекательной, чем существующая система налогообложения,
как для правительства, так и для предприятий. Предлагаемая новая
схема имеет только внешнее сходство с современной системой избирательного
преференциального режима, используемого российским правительством,
который сводится к произвольному предоставлению налоговых и таможенных
льгот, а также иных льгот отдельным фирмам и организациям, в то
время как сама система налогообложения остается прежней. Результатом
этого стала повсеместная коррупция и расточительство ресурсов
для поиска рентной прибыли без всяких положительных результатов,
которые предполагает наша модель. Причина этого в том, что освобождение
от налогов и таможенных пошлин происходит по формальными основаниям,
таким как «тяжелое финансовое положение», «особо большая социальная
роль» и т.д. На практике фирмы, на которые распространяется такой
предпочтительный режим, могут не иметь никаких финансовых затруднений,
но, конечно, не могут придать огласке свое материальное благополучие
из-за боязни общественного протеста. Поэтому соглашения заключаются
путем закулисных переговоров между инсайдерами и правительством.
В нашей модели, наоборот, установление фиксированной платы за
лицензию на деятельность совершенно не связано с (официальным)
финансовым положением фирмы, поэтому у тех фирм, которые приходят
к соглашению с правительством по поводу величины фиксированных
сумм к оплате, не будет стимула скрывать свои доходы, применять
сложные методы перевода средств через подставные компании и прибегать
к другим подобным мерам, что, весьма вероятно, в итоге приведет
к снижению частных, а также общественных затрат на осуществление
сделок и, наконец, к повышению доходов правительственного бюджета.
Верно, что даже в этом случае процесс переговоров повлечет растрату
некоторой части ресурсов на получение рентной прибыли, но можно
ожидать, что полезность для общества в целом будет больше63.
Возможное дробление и/или слияние фирм в процессе реструктуризации
не создаст сложностей, поскольку можно легко установить условие,
что компании-преемники должны вносить фиксированную плату за лицензию
на деятельность пропорционально разделу основных средств прекратившего
свое существование постгосударственного предприятия, либо что
холдинговая компания, приобретающая постгосударственное предприятие,
также принимает на себя обязательства по оплате лицензии на его
деятельность. Кроме того, поскольку созданные новые фирмы будут
иметь возможность выбора между различными системами налогообложения,
можно уделить особое внимание стимулированию вложения капитала
в оборудование, чтобы достигнуть конкурентоспособности на международном
рынке.
Как показано в предшествующем анализе, не только текущие доходы,
но также и субъективные ожидания на будущее играют существенную
роль в принятии решения посткоммунистическими производителями
о сроках переориентации с параллельной экономики на конкурентные
рынки. Принимая это во внимание, нельзя пренебрегать ни одной
мерой, способной укрепить уверенность в будущем, как бы ни были
малы немедленные результаты.
Правительство должно принять на себя обязательство проводить
реалистичную и заслуживающую доверия долгосрочную политику, в
которой каждая отрасль будет знать свое место в списке приоритетов.
Уменьшение неопределенности само по себе будет содействовать реструктуризации,
уменьшая влияние опционных издержек.
Правительство должно также прилагать усилия к началу открытого
и публичного диалога с предпринимателями; в частности, оно должно
создать производственные советы с участием ведущих бизнесменов,
представителей правительства и известных ученых, которые должны
добиваться взаимного согласия по решениям, впоследствии осуществляемым
в экономической политике.