8.4. Противоречивые
взгляды на издержки
и преимущества демократии
Общим мнением экономистов, похоже, является то, что демократия
дает лучшие результаты в экономическом и военном соревновании
по сравнению с тоталитаризмом (см., например, [250]). И в самом
деле, в этом трудно усомниться, если рассматривать это утверждение
в долгосрочной перспективе. Не так давно этот тезис был вновь
подтвержден крахом коммунистической системы. В то же время из
этого утверждения неясно, влечет ли политическая демократия экономический
прогресс или наоборот. Существует также влиятельное интеллектуальное
течение, утверждающее, что в краткосрочной перспективе взаимодействие
между демократией и экономическим развитием более сложно и, в
частности, что на ранней стадии экономического развития (или перехода
к рыночной экономике) для экономической реструктуризации может
быть полезна какая-то форма просвещенной автократии. Согласно
этому мнению, которое в последнее время настойчиво проводится,
в частности, Стивеном Чунгом [204], в тех случаях, когда права
собственности не являются четко сформулированными в рамках конституционного
устройства общества (что соответствует действительности в переходных
экономиках), демократия является мощным оружием в уничтожении
прав частной собственности. Здесь мы рассмотрим обоснованность
такого довода в российском случае, а также обсудим некоторые общие
вопросы, относящиеся к развитию демократической политической системы
в условиях экономики переходного периода.
Содержательный анализ, конечно, должен начинаться с определения
того, что мы понимаем под «демократией». В данной главе мы временно
дадим определение демократии как всего лишь института периодических,
более или менее свободных и справедливых выборов (мы значительно
расширим это определение в главе 10). И впрямь, различные авторы
выражают мнение, что единственным существенным суждением о демократическом
процессе в целом является, по-видимому, лишь то, что «он дает
возможность ограничить официальную тиранию путем замены занимающих
свои должности государственных чиновников» (см., например, [233,
с. 16]). В знаменитой книге Шумпетера демократия также определяется
как «институциональное установление для принятия политических
решений, при которых отдельные лица получают власть путем конкурентной
борьбы за голоса народа» [256, с. 269]. Все остальные черты, обычно
связываемые с демократией, такие как свобода личности, свобода
слова и свобода прессы, как правило, могут быть следствием указанной
конкуренции за голоса избирателей, но не обязательно следуют из
нее в каждом случае. В нашем анализе российской политической системы
мы покажем, насколько важно это различие между демократией как
конкуренцией за голоса избирателей и ее другими чертами49.
В последнее время почти ритуальным в обсуждении связи между
демократией и экономическими реформами стало упоминание Китая,
где экономические реформы продвигаются более или менее гладко
в отсутствие демократии. Этот пример приводят как антитезу российскому
варианту. Однако, как мы уже видели, несмотря на попытки нарисовать
такую картину, в России невозможно рассматривать ни экономические
реформы, ни переход к демократии как сознательный процесс, разработанный
правительством реформаторов. Россия, спотыкаясь, вступила в рыночную
экономику и демократическую систему в результате сложного развития
баланса сил между группами влияния, которые стали доминировать
в стране в последние два десятилетия коммунистического правления.
В той степени, в какой это утверждение справедливо, теряет смысл
задаваться вопросом, был ли «выбор» политической реформы прежде
экономической (в отличие от Китая) мудрым выбором или нет, так
как с самого начала этот выбор был в очень малой степени сознательным.
Кроме того, мы считаем, что уместным сравнением было бы не сравнение
России и Китая, а, скорее, сравнение между сегодняшней Россией
с существующей в ней (квази)демократической системой, и той Россией,
которой она могла стать, если бы экономические реформы осуществлялись
без привнесения некоторых элементов демократии.
Во-первых, постановка вопроса о том, могла бы Россия реформировать
свою экономику более успешно, не внедряя некоторые элементы политической
демократии, представляется неверной. В России состояние экономики
и политическая система связаны очень тесно, и ни политическая
демократия, ни рыночная экономика никоим образом не были шагами
со стороны великодушного правительства. Иными словами, если бы
российские власти могли сообразить, как продолжить тоталитарне
правление, они бы без сомнения продолжили его (что они в действительности
и делают, как только полагают, что у них есть такая возможность).
Во-вторых, в той степени, в какой в России следуют демократическим
процедурам, существует очень мало теоретических оснований и эмпирических
доказательств, чтобы предположить, что демократия как таковая
может отвечать за выбранную в 90-е годы экономическую политику.
В этом смысле демократия определенно не является злом.
В-третьих, теоретические доводы и некоторые эмпирические свидетельства,
накопленные на настоящее время, позволяют предположить, что некоторые
элементы демократии, в той мере, в которой они существуют в России,
во всяком случае до сегодняшнего дня, помогали направить процессы
экономических реформ в сторону большей, а не меньшей, эффективности.
Достигнутые результаты были крайне ограниченны по своим масштабам
(точно так же, как сама демократия в России носит крайне ограниченный
характер со всех практических точек зрения), однако, учитывая
то, что они вообще заметны, это недвусмысленно свидетельствует
о том, что тоталитарные или даже авторитарные формы правления,
осуществляемые российской олигархией, а именно она скоро уже десять
лет находится во власти, давно привели бы уже в опасный тупик.
Этот вывод остается справедливым вне зависимости от выбора системы
ценностей, например от оценки демократии как ценности самой по
себе.
Все вышесказанное отнюдь не означает, что мы оцениваем российские
политические реформы как успех. Российская демократия все еще
очень слаба и непрочна, а ее правительство близко к состоянию
полного краха. В то же время из событий, происходивших до последнего
времени, можно предположить, что демократия является единственной
надеждой для россиян улучшить свой уровень благосостояния. Рассмотрим
теперь поочередно три темы, описанные выше, и начнем с анализа
некоторых основных черт зарождающейся демократической системы
в России.
Политико-экономические модели демократических выборов отличаются
друг от друга в самых базовых оценках значения демократии для
экономической деятельности. Согласно одному из подходов (Уитман,
см. [271]), «множество доводов в пользу того, что экономические
рынки эффективны, в равной степени применимы к демократическим
политическим рынкам и наоборот ...экономические модели провала
политического рынка, зачастую, имеют не больше силы, нежели аналогичные
доводы, объясняющие крах рынка экономического» (с. 1396). Демократия
дает эффективные экономические результаты, и «за каждой моделью
провала политической системы стоит предположение о крайней глупости
избирателей, серьезном отсутствии конкуренции или избыточно высоких
издержках переговоров и передачи власти» (с. 1421).
Согласно другому мнению (Кич), демократический процесс не столь
благодатен: «Политики авантюристичны, а избиратели наивны. Те,
кто у власти, меняют свое поведение таким образом, чтобы казаться
обманчиво хорошими в период выборов, и, как кандидаты, так и те,
кто у власти, дают нереальные и неискренние обещания» [233, с.
3].
Рассмотрим сначала подход Уитмана, чтобы выяснить, может ли
демократический политический рынок в России действительно исправить
некоторые черты неэффективности, проистекающие из неограниченной
конкуренции между группами влияния. Уитман защищает демократию
по широкому фронту, но его основной довод можно свести к утверждению,
что конкуренция среди политических деятелей, соображения сохранения
репутации и система мониторинга приведут к тому, что у избирателей
будет возможность получать информацию с гораздо меньшими издержками,
нежели предполагают те, кто думает, что избирателей можно легко
одурачить. Таким образом, у избирателей будет возможность сделать
правильный и разумный выбор без чрезмерно больших затрат времени
и усилий на принятие решения. Точно так же учреждение законодательных
органов приведет к значительному уменьшению общественных издержек
на переговоры между различными слоями общества и группами влияния,
а также к тому, что система извлечения и распределения остающихся
рентных доходов будет, по крайней мере, эффективно организована.
В частности, говоря о конкуренции между группами влияния, Уитман
утверждает, что демократические выборы резко уменьшают зависимость
политиков от этих групп и что преимущества таких групп в сборе
денег для политических кампаний преувеличены.
Свои доводы Уитман иллюстрирует примером, когда каждый из одного
миллиона человек облагается налогом в один доллар, и полученная
сумма делится впоследствии между тысячью человек, входящих в группу
влияния. Даже в том случае, если сумма в один доллар недостаточна
для того, чтобы налогоплательщики приняли решение пойти на издержки
и организоваться политически для противодействия такому налогу,
ее будет достаточно, чтобы вероятность того, что избиратели проголосуют
против политика, осуществившего такую схему, уменьшилась на 0,001,
что сделает всю систему не стоящей осуществления для корыстного
политика, который хочет добиться избрания. Более того, «конкуренция
за избрание на политический пост может заставить политического
деятеля предоставить нужную информацию. Информацию о том, что
«другая сторона является заложником особых интересов» нужно передать
всего лишь небольшому кругу избирателей (например, десяти тысячам),
чтобы добиться желаемого политического эффекта» [271, с. 1408].
На наш взгляд, этот довод неубедителен, во всяком случае, если
под политическим деятелем понимать лицо, которое действительно
участвует в предвыборной гонке за избрание на политическую должность,
а не пытается просто лишить кого-то победы на выборах в интересах
неопределенной третьей стороны.
В частности, на наш взгляд, для политического деятеля в примере,
приводимом Уитманом, не будет смысла распространять свою информацию
лишь среди десяти тысяч избирателей, так как поддержка такого
количества людей вряд ли обеспечит победу на выборах. Кроме того,
дополнительное количество голосов, полученное «другой стороной»,
не ограничится одной тысячей голосов членов группы влияния. Политические
пожертвования, полученные от группы влияния, могут составить большую
часть от одного миллиона долларов, собранного для членов группы,
и эти деньги могут пойти на политическую кампанию, которая более
чем возместит потерю десяти тысяч голосов избирателей, среди которых
соперничающий политический деятель распространил порочащую информацию.
Например, сторона, которая получила существенное политическое
финансирование от группы влияния, может развернуть собственную
кампанию, порочащую соперника, причем в значительно больших масштабах.
Российские политические деятели быстро обучились технике политического
убийства соперников, в результате чего большинство избирателей
в стране теперь полагают, что все стороны являются заложниками
особых интересов и просто не принимают во внимание такую информацию
при решении о том, за кого голосовать. Для того чтобы иметь силу,
довод Уитмана должен основываться на предположении, что средства
массовой информации являются достаточно независимыми и беспристрастными,
чтобы противостоять любому давлению со стороны политических деятелей,
обладающих большими денежными средствами и стремящихся опубликовать
информацию, которая полезна для их политических кампаний. У нас
есть серьезные сомнения в том, что такое предположение обосновано
даже в странах с прочно установившимися и хорошо развитыми демократическими
системами, не говоря уже о России.
Если отвергнуть такое предположение, то потребуются значительные
политические фонды для того, чтобы распространить информацию о
другой стороне среди круга избирателей, достаточно большого, чтобы
обеспечить политическую победу. В терминах сравнения политических
и экономических рынков это, несомненно, означает, что для небольших
соискателей не будет бесплатного вхождения на политические рынки.
Начальные издержки (стоимость вхождения на рынки) чрезмерно велики,
а финансовые рынки, где кандидат мог бы занять деньги под будущий
успех, неразвиты (во всяком случае, в таких странах, как современная
Россия, где демократия находится на начальной стадии). Таким образом
точно так же, как в подобных случаях, описанных в экономической
теории, мы вынуждены сталкиваться с серьезными последствиями с
точки зрения эффективности результата50.
Например, согласно российскому закону о выборах, политик должен
представить два миллиона подписей в поддержку своей кандидатуры
только для того, чтобы зарегистрироваться в качестве кандидата
в президенты. Во время кампании по выборам президента в 1996 году
широко освещалось, что каждая подпись стоила кандидату один доллар
(в частности, как плата сборщикам, т.е. людям, собиравшим подписи),
а в 2004 году с учетом сложившихся политических обстоятельств,
а также короткого срока и времени – Новый год и православное Рождество
– цена подписи дошла до 2 долларов. Таким образом каждый кандидат
должен был затратить от двух до четырех миллионов долларов еще
до начала самой предвыборной кампании. Большинство политически
значимых средств массовой информации в России полностью контролируются
нынешней властной группировкой. Это является эффективным препятствием
для проведения предвыборных кампаний политически и финансово независимыми
кандидатами.
Уитман [271] утверждает: «доводы, приводимые в пользу того,
что избиратели плохо информированы, подразумевают, что основная
стоимость поиска информации ложится на избирателя. Однако для
информированного политического деятеля есть выгода в том, чтобы
предоставить информацию избирателям... [Также] избирателю не надо
много знать о действиях своего конгрессмена для того, чтобы сделать
разумный выбор при голосовании. Для избирателя достаточно найти
лицо или организацию/организации со схожими предпочтениями и попросить
совета о том, как голосовать» [там же, с. 1400]. Вторая часть
этих рассуждений превращает выбор рядового избирателя в функцию
от выбора группы влияния, оставляя ему единственную «свободу»
«свободно» выбрать группу влияния, которая впоследствии будет
взимать с него издержки против его воли (вне всякого сомнения,
очень часто это является единственно возможным выбором). Что касается
стоимости получения информации (первая часть рассуждений Уитмана),
то еще более пятидесяти лет назад Шумпетер указывал, что «без
инициативы, происходящей из прямой ответственности, невежество
будет сохраняться даже при наличии большого количества информации,
какой бы полной и правильной она ни была... Типичный гражданин
опускается на более низкий уровень мышления, как только дело касается
политики. Он сам бы с готовностью признал свои рассуждения и анализ
инфантильными, если бы дело касалось его подлинных интересов»
[256, с. 262]. Это особенно справедливо в отношении таких стран,
как Россия, где гражданам приходится решать множество неотложных
проблем, касающихся их подлинных интересов, но где, однако, абсолютное
большинство людей не видит в настоящее время никакой связи между
своим выбором и тем, что будет происходить с его жизнью.
В этой связи интересно рассмотреть некоторые общие модели выборной
конкуренции, включающие роль групп влияния, а также «информированных»
и «неинформированных» избирателей. Такие модели были разработаны
в недавние годы (см., например, [208, 180, 181]). Каждая модель
основана на собственных исходных посылках, но базовые их положения
схожи. Избранные политики оказывают услуги группам влияния в обмен
на пожертвования для предвыборных кампаний, возможно, в определенный
ущерб себе, а неинформированные избиратели принимают решения в
пользу того или иного кандидата под воздействием предвыборных
кампаний, проводимых кандидатами51.
«Таким образом, пожертвования на предвыборные кампании играют
продуктивную роль, так как кандидаты борются за голоса неинформированных
избирателей, собирая пожертвования с групп влияния и иных лиц»
[181, с. 33]. «Информированные» избиратели принимают решение о
том, как голосовать, собирая информацию о политических позициях
кандидатов. В этом случае «кандидаты стоят перед конкурирующими
стимулами, направленными на то, чтобы завоевать голоса как информированных,
так и неинформированных избирателей. Предвыборная борьба приводится
в действие этими стимулами» (там же).
Если количество информированных избирателей велико, то получаемые
результаты близки к теореме о среднем избирателе: кандидаты ведут
борьбу за голоса среднего избирателя, и это сближает их позиции,
которые сводятся к середине политического спектра, что уменьшает
роль групп влияния. Это более или менее соответствует ситуации,
описанной Уитманом. В то же время большое количество «неинформированных»
избирателей может «заставить кандидатов дистанцировать свои политические
программы друг от друга так, чтобы услужить группам влияния и
получить от них предвыборные пожертвования, которые могут быть
использованы для увеличения количества голосов, поданных за кандидата
неинформированными избирателями. Таким образом, наличие неинформированных
избирателей и предвыборные пожертвования от групп влияния могут
привести к поляризации» (там же).
Последний случай, на наш взгляд, более адекватно описывает положение,
существующее в современной российской демократии. Главная задача
состоит в том, чтобы дать точный смысл понятиям «информированный»
и «неинформированный» избиратель. Сами эти термины не очень удачны,
так как они создают впечатление, что «неинформированные» избиратели
ведут себя как-то «неразумно» или «глупо» (мысль, подчеркнутая
Уитманом). В то же время нет оснований придавать более высокую
степень разумности «информированным» избирателям по сравнению
с «неинформированными».
Хорошо известный «парадокс избирателя» относится к главному
вопросу о том, что мы имеем в виду, когда говорим о «разумном»
выборе отдельного избирателя, за кого голосовать (и голосовать
ли вообще). Один голос не имеет никакого значения для окончательного
итога выборов. В этом смысле «все голоса всегда пропадают попусту,
если их подают с целью повлиять на исход выборов» [172, с. 378].
В таком случае единственно разумным поведением было бы вообще
не голосовать, так как затраты на голосование не равны нулю. Иными
словами голосование вообще нельзя рассматривать как разумный акт52.
Однако, если мы отказываемся от исходной посылки о разумности,
то мы должны придать совершенно другое значение акту голосования
рядовым избирателем. Выходом из этого затруднительного положения
может быть предложение Олдрича [172, с. 386] воспринимать голосование
как акт самовыражения и считать, что «принятое решение не является
инвестиционным решением. Оно является актом потребления, актом
выражения индивидуальных предпочтений». Отсутствие прямой ответственности
за исход выборов, как отмечал Шумпетер, часто приводит к некоторому
безразличию избирателя к существенным вопросам – большинство электората
последовательно (и вполне «разумно») игнорирует любую информацию
о конкретной политической позиции, выбранной тем или иным кандидатом,
и любые усилия политических деятелей донести до избирателей эту
информацию не оказывают влияния на принимаемые ими решения.
Здесь уместно привести удивительный пример, имевший место в
ходе президентских выборов в России в 1996 году. В ходе той предвыборной
кампании находившийся у власти президент Борис Ельцин публично
обещал погасить всю задолженность правительства по выплате заработной
платы бюджетникам к 1 июня. Два тура голосования прошли в середине
июня и в начале июля. Ельцин победил, а через два месяца, в сентябре,
в различных регионах страны прокатилась волна забастовок бюджетников,
требовавших от правительства погашения задолженности по выплате
заработной платы, накопившейся с февраля. Наиболее поучительно
здесь то, что забастовки прошли в тех регионах, где Ельцин набрал
наибольшее количество голосов. Таким образом, голосуя за Ельцина,
избиратели уже знали, что он не выполнил своего обещания (иначе
вся заработная плата, по крайней мере по май включительно, была
бы выплачена к моменту голосования), и тем не менее, эта информация
была ими полностью проигнорирована. Примерно так же обстояло дело
и на выборах Путина в 2004 году: люди голосовали за «стабильность
и порядок», прекрасно уже зная, что произвол и коррупция в последние
годы только нарастали. Можем ли мы из этого сделать вывод, что,
голосуя за Ельцина, российские избиратели продемонстрировали «крайнюю
глупость» или что на выборах было очевидное отсутствие конкуренции,
как подразумевается в доводах Уитмана? Ответ – нет. Разница между
«информированными» и «неинформированными» избирателями не что
иное, как культурный фактор. Это разница в структуре предпочтений,
а не в степени разумности избирателей. Как гласит «парадокс избирателя»,
избиратель, отдающий предпочтение кандидату за его прическу, настолько
же «разумен» (или «неразумен»), как и избиратель, отдающий предпочтение
кандидату на основании предложенной им политической платформы.
Теория демократии не может сказать, что «информированные» избиратели
действуют более «разумно», нежели «неинформированные», точно так
же, как теория потребления не может сказать, что потребитель,
предпочитающий на ужин бифштекс, более «разумен», нежели тот,
кто предпочитает вегетарианское блюдо.
Обладая крайне ограниченным опытом демократических выборов,
российский народ проголосовал за Ельцина в 1996 году не потому,
что одобрял его политику или верил его обещаниям. Избиратели проголосовали
за него потому, что считали, что таким образом они могут наиболее
эффективно выразить свое предпочтение продолжению самой демократической
системы, которая, по мнению очень многих людей, была бы поставлена
под угрозу, если бы победил оппозиционный кандидат от коммунистов.
Другие кандидаты из демократического лагеря, пытавшиеся представить
серьезные конкретные альтернативы экономической и социальной политике,
проводившейся администрацией Ельцина, не смогли убедить избирателей
прежде всего потому, что многие избиратели не верили, что один
дополнительный голос, поданный за оппозиционного демократического
кандидата, может изменить исход выборов. Практически неограниченное
политическое финансирование, осуществлявшееся, как мы полагаем,
в основном из государственного бюджета, а также использование
в полной мере влияния правительства на средства массовой информации,
позволило команде Ельцина развернуть предвыборную кампанию, которая
по своим масштабам в сотни раз превосходила предвыборные кампании
его соперников и которая оказала большое влияние на формирование
предпочтений рядовых российских избирателей53.
В результате передачи в руки групп влияния средств массовой информации,
значительных государственных активов и бюджетных ресурсов в обмен
на организационную и идеологическую поддержку в 1996 году произошла
существенная консолидация олигархической власти, описанной в предыдущей
главе, нашедшая свое отражение в так называемой семибанкирщине54.
Что же касается выборов 2004 года, то к этому времени сама процедура
выборов превратилась в фарс в связи с отсутствием независимого
арбитра на выборах, полного отсутствия независимых СМИ и возможности
независимого финансирования оппозиционных кандидатов.
Пока что в нашем анализе демократического института периодических
выборов в России мы приходили к весьма печальным выводам. Мы были
вынуждены не только отвергнуть представление о том, что свободные
выборы способствовали ограничению власти групп влияния и ограничению
экономической неэффективности, вызванной этой властью, но и сказать,
что выборы и прямое использование государственных средств на широкомасштабную
предвыборную кампанию ведут к усилению господства олигархических
групп влияния. Мы не можем не сделать такого вывода в свете реального
политического процесса, происходящего в современной России. Однако,
в долгосрочной перспективе положение может измениться.
Ключевым фактором, определяющим то, как будут развиваться события
в будущем, является скорость, с которой демократическая политическая
культура будет распространяться среди рядовых российских избирателей.
В 1996 году процесс перехода к демократии находился на самой ранней
стадии (как и сейчас), и, возможно, естественным было то, что
на первых свободных выборах, где ставкой была высшая власть в
стране, избиратели уделили мало внимания конкретной информации,
представленной различными политическими деятелями, и предпочли
проголосовать за саму демократическую систему, которую в понимании
избирателей в то время олицетворял действующий президент. В то
время мы предпологали, что если в будущем выборы будут проводиться
неоднократно и избиратели придут к выводу, что демократическая
система пустила прочные корни, то можно ожидать, что их предпочтения
станут более разнообразными. Одним из результатов, на которые
мы надеялись в случае диверсификации предпочтений избирателей,
– это уменьшение значения и влияния дорогостоящих предвыборных
кампаний и увеличение количества «информированных» избирателей,
делающих свой выбор на основании сравнения политических платформ
конкурирующих кандидатов. Хотя от каждого отдельного избирателя
и нельзя было ожидать, чтобы он осуществлял процесс принятия решения
с точки зрения индивидуальной рациональности, очевидно, что рациональность
социальной системы в целом в значительной степени возрастет по
мере того, как все большее количество избирателей будут отдавать
предпочтение кандидатам на основе конкретных, представленных ими
политических предложений. Мы понимали, что первые выборы могут
и не повлечь изменений в существующей структуре власти. Однако
надеялись на то, что люди извлекают уроки из собственного опыта,
особенно когда этот опыт свидетельствует об ухудшении экономического
положения большинства населения и о растущем неравенстве в распределении
средств и доходов. Оказалось, что отрицательный опыт выборов,
после которых не происходит политических изменений, улучшающих
благосостояние рядовых граждан, привел в значительной степени
к разочарованию в самой демократической системе, что чревато опасностью
погружения в политический авторитаризм, ведущий к усилению коррупции
и насилию. Для предотвращения развития событий в таком направлении
и для поощрения изменений в направлении более предпочтительной
политической культуры Россия нуждается в укреплении гражданских
и демократических институтов путем различных политических и экономических
средств, которые нам предстоит сейчас обсудить. Однако прежде
чем обратиться к этим вопросам, необходимо рассмотреть еще несколько
проблем, относящихся к взаимосвязи между демократией и стимулами
в переходной российской экономике.