7.3.2. Институциональные
реформы
Итак, первым и главным направлением новой экономической стратегии
должен стать комплекс институциональных реформ, который включал
бы в себя одновременное и взаимоувязанное преобразование базовых
институциональных условий экономической деятельности в стране
– системы гражданского судопроизводства и юридического обеспечения
исполнения контрактных обязательств; механизма исполнения судебных
решений; системы взаимоотношений бизнеса с административными органами,
в том числе с органами административного регулирования хозяйственной
деятельности; налоговой системы; определения границ и распределения
ответственности за функционирование общественного сектора, статуса
и рамок деятельности государственных монополий, субъектов финансового
сектора экономики и т.д. Во всех этих областях имеется немало
нерешенных принципиальных вопросов, обойти которые в процессе
создания условий для экономического роста, нацеленного на модернизацию
страны, в принципе невозможно.
Реформирование этих институтов ни в коем случае нельзя сводить
к простому «совершенствованию» нынешней деятельности существующих
сегодня административных и хозяйственных органов. Проблема этих
органов отнюдь не сводится к тому, что они слабы и малоэффективны
– проблема состоит главным образом в том, что, не выполняя возложенные
на них общественные функции, они занимаются деятельностью, не
имеющей к этим функциям никакого отношения. Так, судебные и правоохранительные
органы занимаются оказанием частных услуг бизнесу и исполнительной
власти. Органы административного регулирования сплошь и рядом
выполняют чисто фискальную функцию, а фискальные – функцию «регулирования»
частного бизнеса по заказам административных или конкурирующих
частных структур. Подавляющее большинство банков выполняет роль
кредитно-финансовых отделов корпораций, являющихся их учредителями.
Государственные монополии, чья единственная функция – производство
под контролем государства услуг или товаров, которые не могут
эффективно предоставляться частным сектором, на практике совмещают
в себе функции частного бизнеса на государственные деньги и «черной
кассы» для властных структур. Список подобных функциональных несоответствий
можно продолжать еще очень долго, но и из уже вышеназванного ясно,
что укреплять и усиливать такого рода институты без коренного
реформирования содержания их деятельности было бы не просто неконструктивно,
но даже опасно [159, с. 48–61]. Простое их усиление в существующем
виде фактически будет означать лишь еще большее отвлечение ресурсов
от производительных целей.
Фактически речь идет о создании по существу заново системы современных
государственных и общественных институтов, которые бы, с одной
стороны, защищали законные интересы всех участников хозяйственных
отношений, а с другой – регулировали бы экономическую активность
в обществе, направляя ее в сторону эффективного производительного
использования имеющихся ресурсов в противовес явному или скрытому
их разворовыванию. Это, безусловно, огромная работа, которая даже
в лучшем случае потребует нескольких президентских сроков, но
начинать ее нужно немедленно, не говоря уже о том, что в идеале
не следовало допускать создания полукриминальной системы еще в
90-х годах.
Конкретные направления институциональных реформ, актуальность
которых самоочевидна, были подробно освещены в предыдущей главе.
Здесь же я хотел бы чуть более развернуто изложить свои соображения
относительно общей идеологии институциональных реформ, их стратегического
смысла.
Первое – это то, что институциональные реформы должны быть очень
тесно и непосредственно связаны с изменением общей парадигмы экономической
политики в России.
Суть и стержень такой новой парадигмы должны заключаться в том,
что государство берет на себя инициативу создания благоприятных
условий для предприятий и компаний, деятельность которых обеспечивает
рост занятости, доходов, экспорта обработанной продукции и налоговых
поступлений. Напротив, бизнес, не приносящий обществу отдачи в
виде налогов и занятости, представляющий собой лишь «черную дыру»,
в которой бесследно исчезают национальные ресурсы, обогащая лишь
отдельных проходимцев, должен встречать самое негативное к себе
отношение. В этих целях должны использоваться все доступные государству
инструменты экономической политики – фискальные рычаги, кредитная
система, административное регулирование использования принадлежащих
государству ресурсов. Опыт новой и новейшей истории показывает,
что периоды ускоренной модернизации, экономических взлетов обществ,
как правило, инициировались ярко выраженной государственной политической
волей, его грамотной и ответственной политикой. И именно эти соображения
должны присутствовать при разработке и осуществлении планов реформирования
тех базовых экономических институтов, о которых было сказано выше.
В России, в отличие от США и многих европейских стран, нет уходящей
корнями в прошлое традиции индивидуальной свободы и местного самоуправления.
Нет и судебной системы, которая могла бы противостоять давлению
государства и произволу в хозяйственном регулировании, нарушениям
фундаментальных экономических прав граждан. Поэтому предпосылкой
усиления государственной экономической стратегии (и в этом смысле
первейшей экономической задачей) должны быть принятие ряда ключевых
законодательных политических решений, судебная реформа, развитие
эффективного местного самоуправления, формирование гражданских
политических партий и общественных объединений, безусловное соблюдение
свободы средств массовой информации. До тех пор, пока государство
будет высокомерно относиться к правам и свободам граждан и полагать,
в частности, что эти права могут ущемляться или произвольно «регулироваться»
в соответствии с тем, как политики или правительственные чиновники
понимают государственные интересы, большая часть хозяйственной
деятельности экономических субъектов будет оставаться в «тени»
неформальной экономики, благо такая возможность в России в силу
ее природных богатств и огромной территории является практически
неограниченной. Эту оговорку необходимо постоянно иметь в виду,
говоря о конкретных областях, в которых мы считаем необходимым
проявить решительную политическую волю для проведения реальных
реформ.
Однако и этого недостаточно. Исходной институциональной базой
эффективных рыночных реформ являются ценностные ориентации населения
и руководства страны, политический вектор внутренней и внешней
политики. Если, как это у нас сейчас происходит, практическое
государственное управление сохраняет такие ключевые традиции сталинской
системы, как отсутствие независимости судебной системы, абсолютная
подчиненность законодательных органов (Думы) исполнительной власти,
прямое и существенное манипулирование выборами, отсутствие свободы
слова, то эффективная рыночная экономика появиться не может [162,
с. 75–80]. Оболваненные, несвободные, манипулируемые с помощью
телевидения, прессы и «черного пиара» люди в принципе не могут
создавать экономику XXI века. В этом смысле курс на отказ от гражданских
свобод, на их свертывание или ограничение ни в коем случае не
может быть оправдан какими бы то ни было соображениями экономической
целесообразности или интересами проведения реформ.
Огромное значение срочных и, главное, последовательных усилий
для реализации реформ базовых институтов в сегодняшней ситуации
связано еще и с тем обстоятельством, что экономика и общество
в России продолжают пребывать в неустойчивом, переходном состоянии,
и в этом смысле курс на формирование в России эффективной современной
рыночной экономики западного типа – это еще не решенный, или,
во всяком случае, не вполне решенный вопрос.
Что дает нам основания это утверждать?
Во-первых, многие из присущих нынешней России, но не совместимых
с современными представлениями об эффективной рыночной экономике
отношений и институтов представляют собой не столько рудимент
прошлого, сколько полноценный элемент функционирующей политико-экономической
системы. Причем, как я уже показал ранее, системы по-своему логичной
и устойчивой, способной к самовоспроизводству и даже определенному
развитию.
А во-вторых, общее направление эволюции этой системы и соответствующей
ей логики экономических отношений еще не вполне определилось.
Да, некоторые «нерыночные» формы (например, тот же бартер) постепенно
отходят в прошлое. Однако другие столь же далекие от цивилизованной
рыночной экономики отношения не только не отмирают, но и в определенном
смысле закрепляются. И с этой точки зрения опоздание с началом
кардинальных институциональных реформ может оказать решающее влияние
на этот своего рода исторический выбор, качнув маятник в сторону
негативного для нашей страны сценария.
Другими словами, сохранение статус-кво в этой области, которое
многими выдается за признаки некоей позитивной стабилизации, на
самом деле есть не что иное, как прямой путь в исторический тупик.
Сохранение такого положения даже на среднесрочную (в пределах
одного президентского срока), не говоря уже о долгосрочной перспективе,
грозит стране окончательным закреплением на очень длительный срок
застойной, нецивилизованной и не имеющей никакой исторической
перспективы общественной системы отсталого, периферийного капитализма.