9.10. Финансирование
долгосрочного роста
Как мы видели (см. главы 2 и 3), современная российская банковская
система и финансовые рынки не выполняют ту функцию, которую они
обычно выполняют в рыночной экономике, – функцию направления личных
сбережений граждан на реальные инвестиции. Российские рынки капитала
столь же сегментированы и ориентированы на инсайдеров, как и вся
экономическая структура в целом. Поэтому они не могут дать экономике
эффективный механизм распределения рисков. Каждый инвестор вынужден
идти на значительный риск при участии в ограниченном числе проектов,
неизбежным следствием чего является реализация только краткосрочных
проектов, перспективность которых можно сравнительно легко оценить.
Такие проекты в большинстве случаев сводятся к операциям с государственными
долгосрочными облигациями или к финансированию внешней торговли
и операций по обмену иностранной валюты. На протяжении всего периода
перехода к рыночной экономике долгосрочные кредиты нефинансовому
сектору едва составляли 3–4% от всех кредитов, предоставленных
коммерческими банками.
Предлагаемые нами меры по проведению финансовой политики не
требуют каких-либо немедленных изменений в существующем банковском
секторе и на рынках капитала. В частности, они не предполагают
какого-либо ограничения финансовых операций, в настоящее время
производимых российскими банками и/или финансовыми спекулянтами.
Вместо этого они нацелены на создание потоков новых денежных средств
через новообразованные конкурирующие финансовые институты. Эти
институты будут направлять деньги на долгосрочные инвестиционные
проекты, в достаточной степени защищенные от рисков и рентабельные
в долгосрочном плане. Если новые инвестиционные проекты окажутся
достаточно выгодными, существующие денежные потоки будут также
привлечены в новую систему и отвлечены от неэффективных краткосрочных
операций64.
Наше главное предложение состоит из двух частей. Первая часть
позволит создать новые накопления почти полностью «из воздуха».
Вторая часть предусматривает инвестирование этих новых накоплений
в долгосрочное развитие и защиту экономики от возможных последствий
инфляции.
В первой части (которая описана в следующей главе) мы предлагаем
организовать новый государственный страховой фонд (ГСФ), в который
вначале будут вкладывать деньги не сами субъекты экономики, а
государство в интересах и от имени тех своих служащих, которые
подпадают под специальную схему стимулирования для повышения их
заинтересованности. Деньги будут заниматься в Центральном банке
в соответствии со специальным законодательством и замораживаться
на счетах фонда, по меньшей мере, на десять лет (таким образом,
рост требований Центрального банка к правительству не приведет
к немедленным инфляционным последствиям).
Активы ГСФ будут преимущественно состоять из долгосрочного кредита
другому новому финансовому учреждению, которое будет содержаться
за счет государства, – государственному банку развития (ГБР).
Этот новый банк, по крайней мере, первоначально на сто процентов
принадлежащий правительству, будет выполнять в качестве единственной
функции задачу инвестирования в долгосрочное развитие российской
обрабатывающей промышленности. Инвестиционные планы будут ежегодно
обновляться вместе с изменением приоритетов правительства в промышленной
политике. Например, если первоначальным приоритетом в промышленной
политике будет переоснащение предприятий, поставляющих оборудование
зарубежным инвесторам в соответствии с соглашениями о разделе
продукции, это переоснащение должно стать приоритетным направлением
для кредитов, выдаваемых банком развития под различные проекты.
Важно, чтобы начальный инвестиционный капитал финансировался
за счет новых денежных потоков, чтобы банку развития не приходилось
конкурировать с другими сберегательными учреждениями и с самого
начала платить исключительно высокие процентные ставки. В идеале
банк развития, по крайней мере первоначально, вообще не должен
зависеть от величины краткосрочных процентных ставок на российском
финансовом рынке.
Основное различие между этой схемой и прямым финансированием
из государственного бюджета (или предоставлением государственных
субсидий на реструктуризацию) состоит в независимости банка развития.
Когда финансирование предположительного проекта реструктуризации
осуществляется непосредственно из государственного бюджета, критерии,
определяющие выбор проектов, часто неоднозначны, и на практике
многое определяется лоббистской деятельностью. Кроме того, не
существует правительственного органа, который мог бы осуществлять
эффективный последующий надзор и контроль за тем, как расходуются
выделенные средства, вследствие чего деньги часто идут не на финансирование
реструктуризации, а расходуются на совершенно другие цели. Когда
ведущую роль играет государственный банк развития, эти критерии
будут унифицированы, и качество контроля намного повысится. Конечно,
чтобы этого достичь, для наблюдения за выполнением каждого проекта,
осуществляемого банком, необходимо подобрать группу высококвалифицированных
и честных профессионалов, особенно имеющих опыт работы в подобных
правительственных и квазиправительственных учреждениях, причем,
возможно, не только в качестве консультантов, но также и в качестве
исполнительных должностных лиц. Возглавлять банк должен один из
самых талантливых профессионалов, и его положение должно быть
гарантировано не ниже, чем положение председателя Центрального
банка. Учетная политика должна с самого начала соответствовать
не российским, а международным стандартам, а для аудиторских проверок
следует привлекать аудиторов с хорошей репутацией.
Опять-таки, рассматривая банк развития не как отдельную меру,
а в сочетании с другими предлагаемыми изменениями в экономической
политике, мы считаем, что он может сыграть чрезвычайно важную
роль в начале и в продолжении реструктуризации промышленности.
Более того, с успехом каждого проекта положение ГБР на финансовом
рынке будет усиливаться, что позволит осуществить различные смешанные
инвестиционные проекты, в которых одна часть средств поступит
из ГБР, а другая – из частных финансовых институтов. Поэтому можно
ожидать, что ГБР ускорит переориентацию частной банковской системы
в России с ее нынешней роли источника краткосрочного инвестирования
на ее естественную роль финансирования промышленного развития
и экономического роста.