5.4.3. Урезание
социально значимых расходов
(мини-бюджет для мини-государства)
Совершенно безосновательны, на мой взгляд, и восторги по поводу
улучшения состояния государственных финансов. При всех разговорах
о бездефицитном бюджете, о решении проблемы госдолга, о финансовом
оздоровлении государства нельзя не видеть, что это «оздоровление»
было достигнуто за счет отказа от жизненно важных для цивилизованного
государства расходов на социальное обеспечение и здравоохранение,
образование, финансирование НИОКР, поддержание базовой инфраструктуры,
охрану окружающей среды и др.
В качестве лишь одного примера можно привести образование и
науку. По нашим оценкам, сделанным на основе официальной российской
статистики, за последние 8–9 лет общественные расходы на образование
в реальном исчислении сократились в среднем на 55%, а рост частных
расходов на эти цели лишь в незначительной степени компенсировал
сокращение соответствующих расходов федерального и местного бюджетов.
В еще большей степени сократились государственные расходы на науку
и научное обслуживание, резко упал престиж профессиональной научной
и научно-производственной деятельности. Как следствие, заметно
снизились качество образования и степень общеобразовательной подготовки
выпускников средней и высшей школ. Необходимость неофициальных
доплат на школьное образование затруднило доступ к нему неимущих
слоев населения, в результате чего число детей, оставивших школу,
приблизилось к 10% от общего числа детей школьного возраста.
Результатом является нанесение огромного ущерба человеческим
(трудовым и интеллектуальным) ресурсам страны. Трудоспособное
население заметно сократилось количественно, а его структура,
что еще более важно, ухудшилась в качественном отношении. Прекращение
производственнной деятельности в немногих высокотехнологичных
отраслях бывшей советской экономики и деградация системы государственных
научных учреждений (при почти полном отсутствии частных исследовательских
центров) заставили огромное число высококвалифицированных специалистов
сменить профиль деятельности. При этом, по данным некоторых опросов,
не более 10% тех, кто потерял или был вынужден оставить работу
в научных учреждениях России, нашли себе место в крупных частных
компаниях или кредитных учреждениях. Остальные девять десятых
заняты в мелком и мельчайшем бизнесе либо в официальных структурах,
где их интеллектуальные способности оказываются невостребованными,
а приобретенные ранее опыт и знания постепенно утрачиваются.
Не менее миллиона человек эмигрировали из России (по данным
отечественных компаний, профессионально занимающихся миграцией,
поток выезжающих из России составлял в среднем 100 тыс. человек
в год), причем весьма значительную часть этой эмиграции составили
образованные люди, которые до этого либо были заняты интеллектуальной
деятельностью, либо получали высшее образование.
А ведь образование и наука – далеко не единственная сфера, принесенная
в жертву финансовому оздоровлению. Заметно ухудшилось состояние
массового здравоохранения, состояние сферы государственного социального
обеспечения (приюты, интернаты, дома престарелых и т.п.), пенитенциарной
системы, военных объектов, особенно военной «социалки». Возможно,
это ухудшение пока заметно не всем, но долгосрочные последствия
регресса в этих, казалось бы, частных вопросах, могут быть чрезвычайно
разрушительными для общества и так или иначе коснутся каждого
его члена.
Хроническое недофинансирование содержания и развития объектов
общественной инфраструктуры в этот период уже привело к резкому
старению и ухудшению качества основных фондов в электроэнергетике,
в том числе атомной; в жилищно-коммунальном хозяйстве, на транспорте.
В свою очередь, это заметно ухудшило функционирование основных
систем жизнеобеспечения, резко снизило уровень их надежности и
безопасности, повысило риск возникновения техногенных и экологических
катастроф.
Да и такие прямые и очевидные по своему действию расходы, как
оплата труда государственных служащих, в том числе правоохранительных
органов и военнослужащих, иначе как унизительными по размерам
не назовешь. Лучшее тому доказательство – дефицит опытных и квалифицированных
служащих среднего звена, качество работы которого является определяющим
для функционирования государственного аппарата.
В целом же государственный бюджет в его нынешнем виде впору
назвать чрезвычайным – настолько минимальны предусматриваемые
им общественные потребности и так велика перегрузка, возлагаемая
им на объективно недостаточную общественную инфраструктуру. В
определенной степени этот факт даже признается официально и оправдывается
якобы исключительной нагрузкой, связанной с «пиковым» периодом
платежей по внешнему долгу.
Однако если чрезвычайное положение длится годами (а наш переходный
период уже вошел в свое второе десятилетие), то оно перестает
восприниматься как временное явление. И ведь действительно – и
население, и большинство политиков привыкли к тому, что на зарплату
госслужащего практически невозможно нормально жить; что бедным
(которых у нас три четверти населения, и к этому мы тоже привыкли)
недоступно ни реальное медицинское обслуживание, ни высшее образование;
что у государства априори нет средств на поддержку какой бы то
ни было экономической активности даже в тех формах, которые считаются
приемлемыми в любой развитой экономике. К этому привыкли настолько,
что иной подход считается либо (в лучшем случае) прекраснодушием
и идеализмом, либо ересью. Более того, утверждается опасный, на
мой взгляд, тезис о том, что и нынешний уровень общественных расходов
является чрезмерным, и его надлежит существенно уменьшить.
На самом деле сегодня бюджет не только мал по размерам и не
адекватен масштабу стоящих перед страной нерешенных задач, он
еще и построен на весьма зыбкой по меркам развитых стран основе.
Даже будучи лишен той встроенной бомбы в виде неумеренных заимствований
под ростовщический процент, которая сдетонировала в августе 1998
г., он тем не менее остается, как мы уже видели, опасно зависимым
от финансового положения и переговорных позиций одного-двух десятков
крупных сырьевых и инфраструктурных компаний, использующих национальные
природные ресурсы и при этом практически вышедших из-под общественного
контроля [161, с. 28–31]. Я искренне надеюсь, что мы сможем избежать
очередных потрясений в этой области, но угроза нового бюджетного
кризиса является сегодня вполне реальной. Кризис, возможно, еще
не стучится к нам в двери, но и не так далеко, как порою кажется.
Так вот, с учетом всего сказанного встает еще один не менее
важный вопрос: а что мы можем ожидать от будущего? Каковы перспективы
экономики, развивающейся на базе той системы, которая сложилась
у нас за последние годы (с учетом всех ее возможностей, пределов
и ограничений) в контексте мировой экономики и изменения глобальных
условий?