4.1.2. Экономическая
политика
Вторая из трех групп причин неудачи реформ – ошибки, допущенные
при определении содержания и последовательности мер экономической
и социальной политики.
В значительной своей части эти ошибки были обусловлены недопониманием
природы советской плановой экономики, о котором говорилось выше.
Так, например, с искаженным представлением о советском «социалистическом»
предприятии непосредственно связан механистический подход к приватизации
и чрезмерные представления о ее возможностях и эффекте. Последняя
была сведена к изменению формального юридического статуса предприятий,
проведенного в виде массовой кампании в качестве единовременного
акта ухода государства от управления предприятиями и ответственности
за их положение. Если в Западной Европе приватизация крупных государственных
предприятий почти всегда являлась весьма длительным процессом,
в рамках которого окончательный переход предприятий в разряд частных
являлся лишь последним актом реализации обширной программы его
реорганизации и адаптации, то у нас отдельно существовавшие звенья
директивной экономики просто объявили частными фирмами, частью
оставив вообще без хозяина, а частью передав в безвозмездное пользование
кому-то из числа желающих. Под влиянием и при непосредственном
участии международных финансовых организаций, в первую очередь
Всемирного банка и МВФ, верстались планы мгновенной приватизации
сотен и тысяч крупнейших заводов, которая по сути была сведена
к переписи данных в реестре в пользу никому не известных фирм
и людей.
Кстати говоря, под эти действия была подведена и соответствующая
теоретическая база. Позволю себе сослаться на Джозефа Стиглица,
который, занимая пост главного экономиста Всемирного банка, имел
возможность наблюдать ситуацию что называется изнутри. Так вот,
в своей недавней публикации по поводу экономической ситуации в
России он прямо пишет, что главными постулатами политики МВФ и
американского министерства финансов в отношении российских реформ
были: во-первых, утверждение, что реструктуризация (предприятия)
невозможна до его приватизации; а во-вторых, тезис о том, что
форма приватизации не имеет значения. Сам же Стиглиц утверждает
(я позволю себе привести цитату): «Теоретические исследования
и практика Всемирного банка и других организаций, в частности
в случае Польши и ряда других стран, избравших иной путь, показали,
что реструктуризация экономики возможна и до приватизации, а также
то, что способ, которым проводится приватизация, имеет важное
значение как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.
Приватизация без хорошего корпоративного управления обычно приводит
не к быстрому росту, а, напротив, к целому букету проблем» [144].
Каков был эффект от приватизации – общеизвестно: падение объемов
производства, рентабельности, катастрофическое сокращение инвестиций
при росте всех видов задолженности, прямом и скрытом уводе или
утрате предприятием всех видов ценных активов. К середине 1990-х
годов мы имели огромное количество приватизированных предприятий
в самых различных отраслях промышленности с неэффективным управлением,
убыточным производством, огромными задолженностями перед бюджетом
и своими работниками, непрозрачными и полукриминальными схемами
реализации. Даже в тех случаях, когда хозяевами предприятий оказывались
реально работающие частные предприниматели, они не имели достаточных
финансовых и управленческих ресурсов для того, чтобы модернизировать
и эффективно использовать оказавшиеся в их распоряжении мощности.
В этих условиях продолжавшаяся форсированная распродажа еще остававшихся
в собственности государства промышленных активов сложившимся к
тому времени финансовым империям лишь отвлекала их и без того
не слишком крупные ресурсы на борьбу за все новые куски собственности,
которые они были не в состоянии переварить.
В свое время многое было сказано на тему непрозрачности процесса
приватизации крупных предприятий, особенно в сырьевом секторе,
и расцветшей на этой основе коррупции. Но в данном случае вопрос
о степени допущенных злоупотреблений не является самым важным
– в любом случае ущерб от них был меньше, чем ущерб, нанесенный
самим процессом конвейерной приватизации. На деле к массовой приватизации
крупного производства можно было приступать только после формирования
устойчивого слоя мелкого и среднего частного бизнеса, ибо только
он способен помочь настоящим, а не «назначенным» предпринимателям
аккумулировать средства и опыт для участия в приватизации крупного
производства и обеспечить тем самым конкурсность и относительную
честность этого процесса.
Большой ущерб, на наш взгляд, нанесло игнорирование факта встроенного
в советскую экономическую систему монополизма. Провозглашенный
так называемым правительством реформ и его добровольными помощниками
из международных финансовых организаций рецепт «либерализация
плюс приватизация в рекордно короткие сроки» на деле означал приватизацию
и освобождение от контроля фактических монополий. Другими словами,
вместо либерализации рыночной экономической активности произошла
либерализация приватизированных монополий. Частная собственность
без конкуренции – явление экономически и политически еще более
вредное, чем собственность государственная. Это просто замена
государственного волюнтаризма на частный произвол, который снижает
степень эффективности хозяйственной системы как на микро-, так
и на макроуровне.
Очевидно, что с точки зрения и экономической логики, и здравого
смысла переходный период может и должен был начинаться с создания
конкурентной среды или хотя бы ее основ, и только после этого
можно было ставить вопрос о демонтаже системы ограничений и осторожном
начале приватизации крупного производства. Мы же и сегодня, спустя
13 лет после начала так называемых радикальных реформ, вынуждены
констатировать, что огромная, если не преобладающая часть частных
предприятий, в той или иной степени поддерживается объективно
существующими или сознательно поддерживаемыми элементами монопольного
контроля над рынком. Тот факт, что Министерство по антимонопольной
политике чаще всего не обнаруживало таких элементов, отнюдь не
означает, что их не было – практика обнаруживает их во множестве
и буквально на каждом шагу.
Далее. Как уже отмечалось, подавляющая часть экономических институтов
советского периода если и имела что-то общее с институтами рыночной
экономики, то только общие с ними названия, которые в нашем случае
лишь вводили в заблуждение, причем отнюдь не невинного свойства.
Не было в стране ни денежной, ни банковской системы в современном
их значении, ни рынка капитала, ни рынка капитальных благ. Хозяйственное
законодательство, соответствующая ему система судопроизводства,
механизм охраны контрактного права, механизм защиты прав акционеров
и собственников, процедура и механизм банкротства – все это еще
предстояло создать. Причем порядок, последовательность действий
имели здесь важнейшее, принципиальное значение: если формирование
вышеперечисленных институтов предшествует приватизации и либерализации,
формируется одна система отношений и соответствующий ей предпринимательский
класс, если оно откладывается «на потом» или происходит по мере
возможности – закрепляется совершенно иная система и иной менталитет
бизнеса. В нашем случае институциональные реформы хронически отставали
от истинных потребностей в них экономики. В результате бизнес-класс
исходил из того, что было в реальности, и заменял необходимые
институты их эрзацами – вместо полноценной национальной валюты
использовал иностранную, вместо банков – теневой капитал, вместо
государственной юстиции – частную, вместо налогов – откуп и так
далее. А уже после этого попытки создать настоящие институты чаще
всего оказывались бесполезными – создаваемые институты просто
стихийно встраивались в уже сложившуюся практику нелегитимных
отношений, превращаясь либо в инструмент кормления для прикрепленных
к ним чиновникам, либо в бессмысленную декорацию.
Институциональные реформы, которые были как воздух необходимы
для формирования новой экономики, способной решить стоявшие перед
страной задачи, фактически были отодвинуты даже не на второй,
а скорее на третий или четвертый план, а главной задачей были
провозглашены приватизация, либерализация и финансовая стабилизация.
Последняя, кстати, на долгие годы превратилась в своего рода
фетиш экономической политики, поскольку в наличии бюджетного дефицита
и инфляции видели источник всех проблем и главное препятствие
для экономического роста (см. [34]). С позиций сегодняшнего дня,
я думаю, кажется очевидным, что на самом деле инфляция, как и
бюджетный дефицит, – это всего лишь следствие более глубинных
институциональных дефектов системы, и бороться с нею, не ликвидируя
сами дефекты, – это не осмысленная экономическая политика, а ее
бессмысленная имитация.
Это же относится и к курсу на скорейшую либерализацию экономической
деятельности. В принципе нет и не может быть возражений против
снятия большей части ограничений, искажающих действие рыночного
механизма и порождающих ложные сигналы, ведущие к неоптимальному,
неэффективному распределению ресурсов. В то же время такое снятие
ограничений имеет смысл только в том случае, если в соответствующих
сферах реально действует рыночный механизм, способный самостоятельно
обеспечить оптимальное распределение ресурсов и их эффективное
использование. В тех же случаях, когда мы имеем дело с фактической
монополией или криминально-бюрократическим контролем над соответствующим
сегментом экономического пространства, формальная либерализация
на деле означает лишь легитимизацию монопольной сверхприбыли и
закрепление связанной с ними колоссальной неэффективности экономики
в целом. На деле происходило именно последнее – либерализация
не развязывала свободу конкуренции, а превращала в законное занятие
снятие фактическими монополиями сливок с подконтрольных им сфер
и отраслей.
Еще одна крупная проблема, в отношении которой не было найдено
адекватного решения, – последовательность действий при осуществлении
собственно либерализации. Все помнят, сколько копий было сломано
вокруг проблемы так называемого инфляционного навеса – неравновесия
между денежной массой в экономике и, в первую очередь, средств
на руках у населения и объемом товарного предложения при фиксированных
ценах. Действительно, к концу 1980-х годов это неравновесие становилось
все более заметным, а к концу 1991 г. приобрело действительно
угрожающие масштабы, поскольку начавшийся производственный кризис
физически сокращал товарное предложение, а политический – привел
к утрате контроля за ростом денежной массы. Последняя превышала
товарное предложение при условии сохранения фиксированных цен,
по нашим оценкам, примерно в 3 раза, и проблема действительно
требовала срочного решения. Как известно, правительство «реформаторов»
решило проблему предельно просто – отпустив цены в условиях неравновесия,
оно позволило покупательной способности сбережений и фиксированных
доходов официально уменьшиться в несколько раз и одновременно
запустило спираль гиперинфляции, которая в течение года (инфляция
в 1992 г. составила 2600%) полностью ликвидировала все сбережения
советского периода, фактически произведя их конфискацию у 90%
населения. Официальное объяснение причин было столь же простым
– другого способа ликвидировать этот навес якобы не было. Между
тем никто не представил убедительного объяснения, почему нельзя
было увеличить противостоящий денежной массе объем благ за счет
включения в него тех их категорий, которые в условиях плановой
экономики не подлежали обмену на деньги – средств производства,
земли, жилищного фонда и т.д. Да, при этом был бы нарушен принцип
равенства прав собственности граждан на общественное достояние,
но по сравнению с тем огромным обманом, который произошел в результате
аннулирования трудовых сбережений, а затем – его логического продолжения
в виде ваучерной приватизации, это нарушение было бы несравненно
меньшим злом и имело бы на порядок меньшие негативные социальные
последствия, чем те, что мы имели возможность фактически наблюдать.
На самом деле фактор доверия к власти, к ее политике – это важнейший
экономический фактор, и ощущение населением несправедливости,
творимой по отношению к нему властью, то есть в конечном счете
государством, наносит экономике колоссальный ущерб, несоизмеримый
с тем фискальным выигрышем, который правительство получает в результате
отказа от собственных долговых обязательств, каковыми являются
в том числе и эмитированные от его имени деньги.
Финансовая стабилизация, которая ценой огромных социальных жертв
и деформаций, в том числе ценой дефолта по государственным облигациям,
в основном была достигнута к концу 1990-х годов, действительно
была необходима, но не после, а до начала либерализации и приватизации;
и не за счет населения, потерявшего в итоге доверие и к власти,
и к легальным экономическим институтам, прежде всего к банковской
системе, а за счет ресурсов, которые к концу советского периода
были накоплены в руках государства и его органов. Такая возможность
на тот период реально существовала, и именно поэтому программа
«500 дней» [276], по моему глубокому убеждению, была вполне реальной
и в целом осуществимой.