6.3. Политика стимулирования экономического
развития:
институциональный подход
Мы предлагаем иной подход к реформам и экономической политике,
который обозначим как институциональный. В чем его суть? Прежде
чем всерьез говорить о стратегии роста рыночной экономики в России,
необходимо решить вопрос о формировании для нее базовых условий.
Это предполагает создание в России отвечающих требованиям современного
развитого хозяйства рыночных и общественных институтов и формирование
минимально необходимого доверия к ним. Без выполнения этого условия
в стране никогда не сформируется необходимый социальный и политический
фундамент, который только и может обеспечить устойчивое долгосрочное
развитие экономики и общества.
В первую очередь это относится к необходимости создания системы
современных государственных и общественных институтов, которые
бы, с одной стороны, защищали законные интересы общества и каждого
его члена в отдельности, а с другой – регулировали бы экономическую
активность в обществе, направляя ее в сторону эффективного производительного
использования имеющихся ресурсов в противовес явному или скрытому
их разворовыванию.
Речь идет, например, об отвечающей своему назначению системе
судебных и правоохранительных органов; о надзоре за соблюдением
экономического законодательства и жестком пресечение любых его
нарушений; о государственной защите добросовестных производителей
от недобросовестной или чрезмерной конкуренции, в том числе внешней.
С этой точки зрения в течение последнего десятилетия не только
не было предпринято необходимых мер для укрепления и повышения
эффективности этих базовых институтов, но в ряде аспектов наблюдалась
их явная деградация. Правоохранительная и судебная системы оказались
частью приватизированными или коррумпированными, частью – просто
недееспособными. Органы финансового контроля превратились в инструмент
давления на бизнес и граждан и полуфеодального их обложения официальными
и неофициальными поборами, размер которых определяется не столько
законом, сколько произвольными решениями и взаимным торгом. Государственный
контроль над использованием экономических ресурсов постепенно
был заменен правительственным надзором за их полукриминальной
приватизацией и расхищением. Государственные структуры оказались
поставленными вне рамок общественного контроля; их чиновникам
фактически было позволено использовать вверенные им ресурсы в
целях, не связанных с общественными интересами.
К сожалению, и годы, прошедшие после смены власти в Кремле,
не оправдали надежд тех, кто надеялся на перелом этой печальной
тенденции. Несмотря на государственническую риторику, важнейшие
для нормальной работы экономики функции правоохранительных и регулирующих
институтов продолжают оставаться в забвении. Осторожные проекты
постепенного реформирования этих органов столкнулись с финансовыми
и кадровыми ограничениями, да и необходимой для этого политической
воли, судя по всему, оказалось недостаточно. Не хватило политической
воли ни для радикальной налоговой реформы, которая бы позволила
привести официальное налогообложение в соответствие с реально
выплачиваемыми в бюджет суммами, ни для коренной ревизии системы
валютного контроля, что могло бы за счет частичной легализации
экспорта капитала установить более жесткий контроль за финансами
экспортеров и пресечь сокрытие и отмывание ими незаконно полученных
и криминальных доходов.
Заявленное новой властью намерение вывести основные финансовые
и ресурсные потоки в стране из-под контроля узких корпоративных
групп и поставить их под надзор общества осталось нереализованным,
а так называемая антиолигархическая кампания свелась к преследованию
политически нелояльных руководителей бизнеса. Более того, есть
недвусмысленные признаки того, что сегодня разворачивается новый
этап борьбы между корпоративными кланами за передел сфер влияния.
Далекой от эффективности оказалась и политика в области государственных
расходов – вместо продуманной линии на оптимизацию доходов и обязательств
государства ради наиболее эффективного выполнения последним объективно
присущих ему функций была взята линия на механическое сокращение
расходов федерального правительства за счет наименее защищенных
категорий населения.
По существу в замороженном состоянии находится реформа банковской
системы. Поток возросших доходов от экспорта нефти и других российских
ресурсов позволил в несколько раз увеличить золотовалютные резервы,
но лишь в минимальной степени способствовал укреплению базы и
росту возможностей коммерческих банков, которые по-прежнему остаются
по сути не более чем расчетными конторами либо инструментом вывоза
капитала из страны.
В отношениях с международными финансовыми организациями и соответствующими
государственными агентствами на Западе произошли определенные
позитивные изменения, выразившиеся, в частности, в том, что наконец
была прекращена практика получения Россией большого количества
кредитов, бессмысленных с точки зрения интересов страны, но усугубляющих
ее долговое бремя. Вместе с тем и необходимая для страны новая
формула взаимоотношений с этими институтами пока не выработана.
Наконец, не решается пока и другая (помимо развития базовых
институтов) коренная проблема – проблема доверия к государственным
и общественным институтам и доверия между экономическими субъектами.
Конструктивный и честный диалог между властью и здоровой частью
бизнеса по-настоящему так и не налажен.
В целом, несмотря на некоторые коррективы, характер социально-экономической
модели, сложившейся в России за предыдущие 10–12 лет, и общее
направление его изменений остались прежними, со всеми присущими
этой модели пороками и ограничениями как экономического, так и
социального характера.
Сегодняшняя российская система по-прежнему представляет собой
самое худшее сочетание произвола власти с институциональным развалом.
С одной стороны, ни один бизнесмен, ни один гражданин не может
быть уверен в надежности защиты его законных прав. Даже полученные
юридически безупречным образом ценности легко могут быть отобраны
– если не в буквальном смысле этого слова, то с помощью административного
или судебного произвола. С другой стороны, неотвратимость наказания
за нелегальную деятельность практически отсутствует. Неформальная
экономика пустила корни по всей стране, во всех сферах экономической
деятельности. В результате сохраняется описанная в экономической
теории ситуация, когда для каждого отдельного участника экономической
деятельности реализация прав собственности и хозяйственная деятельность
в неформальной экономике выгоднее, чем попытка действовать в рамках
закона и официально существующей системы, хотя для всего общества
в целом верно прямо противоположное.
Таким образом, даже при благоприятной экономической конъюнктуре
рост производства происходил и происходит в рамках прежней, «ельцинской»
модели социально-экономических отношений, которая пригодна лишь
для застойной по своей сущности формы периферийного капитализма,
исключающей возможность устойчивого роста современного и перспективного
производства в высокоприбыльных инновационных отраслях. Подобный
рост на самом деле лишь приближает российские предприятия к естественному
для периферийной экономики порогу, за которым поддержание роста
будет крайне затруднительным. Сравнительно высокая рентабельность
ведущих (на сегодня) российских отраслей базируется не на высоком
техническом уровне их производств, а на низких издержках, которые
в свою очередь обусловлены экономией на затратах на содержание
созданной еще в советский период инфраструктуры и поддержание
минерально-сырьевой базы. Узкие пределы таких возможностей очень
скоро окажутся на поверхности, в результате чего либо государство
будет вынуждено организовывать и частично финансировать масштабные
вложения в инфраструктуру, либо экономический рост неизбежно будет
неустойчивым и слабым.
Прошедшие годы показали, что и планы нынешнего правительства,
и его практическая деятельность совершенно не адекватны характеру
и масштабу проблем, стоящих перед российскими предприятиями и
предпринимателями (см. [168, 198, 199]). Необходима не просто
активизация усилий администрации, а смена общей концепции и приоритетов,
без чего никакая, даже самая бурная деятельность не принесет ожидаемых
результатов. Настоящая экономическая реформа, которая в России
так еще и не произошла, должна начинаться с институциональных
преобразований, в первую очередь, с безусловного приоритета прав
личности, включая право собственности, не зависящее от благоволения
государства и власти. Макроэкономические и прочие чисто экономические
меры, конечно же, важны, но они как не срабатывали, так и не будут
срабатывать, пока не начато решение фундаментальных политических
и институциональных проблем.