9.4. Государственная
система принуждения,
основанная на стимулах
Отсутствие единого рынка, вызванное преобладанием механизма частного
принуждения в параллельной экономике, невозможно устранить простым
вмешательством со стороны правительства. Как я уже отмечал (см.
особенно главу 3), существенная часть самого правительственного
аппарата и многие отдельные политики тесно связаны с группировками
частного принуждения. Государство практически не принимает участия
(в качестве беспристрастного гаранта прав собственности и более
или менее общепринятых правил игры) в экономической и политической
жизни сегодняшнего российского общества, находящегося на стадии
переходного периода.
Поскольку в массовом сознании государство воспринимается как
очередной и, вероятно, самый безжалостный кровопийца и уж никак
не в качестве беспристрастного арбитра в деловых конфликтах, ни
страстные заверения, ни угрозы принятия драконовских мер (которые
попросту невозможны, поскольку у государства нет необходимых ресурсов
для их осуществления) не смогут изменить ситуацию со сбором налогов
и гарантией прав собственности. Иначе говоря, в настоящий момент
вряд ли возможно найти окончательное конституционное решение проблемы
соблюдения прав собственности в России. Поэтому мы вынуждены рассмотреть
наилучшие из имеющихся вариантов. Суть нашей идеи в том, что,
если государство предложит субъектам экономики альтернативную,
более надежную и эффективную систему защиты прав собственности
и соблюдения условий договоров, оно сможет получить обратно свой
«бизнес» принуждения в силу естественных законов конкуренции,
на что нельзя питать никаких надежд при использовании каких-либо
других методов.
Экономическую логику такого плана можно проследить на рисунке
7, имеющем много общего с рис. 5. Федеральная служба по защите
собственности (ФСЗС) вступает на сегментированные рынки, защищаемые
раздробленными мафиозными группировками, в качестве своего рода
«сверхмафии». Подробности этого плана представлены в следующем
разделе, но основной смысл существования ФСЗС в том, что она будет
институтом, обладающим юридическими полномочиями осуществлять
принудительное обеспечение прав собственности (и соблюдение условий
договоров) на предприятиях, которые будут покупать ее услуги.
Рисунок 7. Коммерциализованная
система государственного принуждения.
Fi,i = 1,2,3,... – отдельные фирмы; Pi,i
= 1,2,3,... – группировки частной защиты;
Gi,i = 1,2,3,... – отдельные члены правительства и/или
политики, оказывающие протекцию.
Заметим, что на рисунке 7 отсутствуют непрерывные вертикальные
линии, разделяющие рынок на сегменты. Иначе говоря, вероятно,
что ФСЗС объединит рынок и повсюду установит общие правила экономической
игры. Как говорилось выше (см. особенно главу 2), в настоящее
время это является обязательным условием продолжения экономических
реформ в России. Достижение желаемого результата весьма вероятно,
поскольку у фирм в таком случае появятся более сильные стимулы
для того, чтобы переориентироваться со своих мафиозных группировок
на новый федеральный орган, нежели с одной группировки частного
принуждения на другую. На самом деле, как показано на рисунке
7, существует вероятность того, что в самих мафиозных группировках
произойдет раскол, когда, по меньшей мере, часть правительственного
аппарата и политиков, в настоящее время связанных с группировками
частного принуждения, тоже сочтет более выгодным переориентироваться
на сотрудничество с новой службой.
Для создания достаточно сильных стимулов для переориентации
фирм сотрудничество с ФСЗС должно иметь очевидное экономическое
преимущество по сравнению с группировками частного принуждения.
Это означает, что служба должна начать свою деятельность в достаточно
большом масштабе. Некоторые условия, при которых этого можно достичь,
мы обсудим в следующих двух разделах.
Допустим на минуту, что такие большие масштабы действительно
достижимы, тогда можно использовать свойства сравнительной статики
уравнения (9.5), чтобы показать достаточно высокую вероятность
того, что фирмы переориентируются на ФСЗС, несмотря на то, что
вероятность того, что они просто переориентируются с мафиозной
группировки i на мафиозную группировку j была очень мала. Говоря
конкретно, после заключения договора с ФСЗС фирма приобретет гораздо
большую ценность для руководства, чем она имеет в нашей общей
модели, поскольку: (1) руководство сможет сохранить гораздо более
значительную долю прибыли, чем в настоящее время, и (2) намного
снизится i
(субъективная дисконтная ставка, включающая в себя фактор риска,
который в данном случае будет распространяться только на руководство
фирмы Fi). Первый фактор следует из снижения удельных
издержек на защиту и из того, что ФСЗС несравнимо крупнее любой
отдельно взятой группировки частной защиты/принуждения, в то время
как второй фактор обусловлен тем, что новая «сверхмафия» вследствие
своих размеров и связей с государством будет действовать в намного
более широких временных горизонтах (с гораздо меньшим риском распада
в долгосрочной перспективе). Более того, с точки зрения конкурирующей
группировки частной защиты борьба с такой «супермафией» будет
сопряжена с очень высокими изержками (значение (S)
наверняка будет весьма высоким), так как ФСЗС будет способна мобилизовать
значительные силы в масштабах всей страны, в том числе милицию
и группы специального назначения, для решения проблем, возникающих
в конкретных регионах.
Таким образом, можно ожидать, что новая единая федеральная структура
сможет успешно вытеснить раздробленные группировки, по крайней
мере из области законного бизнеса, используя естественные преимущества
своего крупного масштаба. Стоит отметить, что один этот факт без
учета дальнейших выгод от объединения рынка повлечет неоспоримые
улучшения в распределении ресурсов. Действительно, даже если структура
рынка не изменится, замена частных мафиозных группировок на ФСЗС
снизит издержки на защиту (и степень растрачивания доходов), увеличит
ценность фирм для их владельцев (де-юре либо де-факто) и расширит
горизонт планирования. Кроме того, увеличение (1 – )
повысит прозрачность денежных потоков в экономике. Уже только
эти факторы позволяют серьезно говорить об общественной выгоде
от переориентации на принуждение, осуществляемое одной «супермафией»,
над нынешней ситуацией.
Положительные результаты не ограничатся только теми, что перечислены
в предыдущем абзаце. Можно полагать, что важнейший положительный
результат учреждения ФСЗС будет состоять в том, что, в противоположность
раздробленным мафиозным группировкам, она не будет иметь стимулов
сопротивляться поглощению и покупке фирм более эффективными владельцами
(руководителями) у менее эффективных. Напротив, вероятно, что
она будет способствовать такому поглощению вплоть до достижения
оптимальных масштабов производства (с максимальной прибылью).
Хотя в течение какого-то времени защита все еще будет предоставляться
монополиям (см. следующий раздел), но по крайней мере размер этих
монополий не будет больше зависеть от случая (от размеров сегмента
рынка, находящегося под контролем группировки, занимающейся частной
защитой данной монополии), а будет определяться обычными соображениями
максимизации (монопольной) прибыли.