3.5. Пределы
олигархической власти в России:
криминализация, социальный нигилизм и уменьшающийся пирог
Важнейшим выводом, который можно сделать из проведенного в этой
главе анализа, является вывод о том, что меры самообороны, предпринимаемые
членами налогооблагаемой группы в ответ на эксплуатацию со стороны
олигархических групп влияния, состоят, главным образом, в уходе
еще глубже в «безопасную гавань» параллельной экономики или даже
в переходе на рельсы откровенного натурального хозяйства. Даже
согласно официальным подсчетам доля теневой экономики составляет
40–45% ВНП, что делает ее частью повседневной жизни для большинства
населения. Это означает резкий рост теневой экономики даже по
сравнению с самыми смелыми оценками Советской эры. Суть подобного
рода «криминализации» (точнее говоря, отказа от соблюдения формального
права) переходного общества в России следует понимать именно в
таком контексте: пренебрежение общественными интересами наверху
(то есть олигархией и правительством) провоцирует аналогичное
пренебрежение общественными интересами, законом и правительством
внизу. Создаваемая таким образом атмосфера социального нигилизма
представляет реальную и постоянную опасность для процесса перехода
к рыночной экономике и политической демократии.
Мы имеем здесь дело с настоящим порочным кругом: уход в тень
со стороны налогооблагаемой группы как реакция на полную свою
беззащитность перед произволом в системе формального права еще
более усиливает тенденцию к сегментации рынка и неэффективность,
вызванную разделом сфер влияния между олигархическими группами.
Это положение, в свою очередь, является главным виновником бюджетного
кризиса в центральном правительстве, немедленным следствием которого
является еще большая зависимость различных государственных органов
от групп влияния, так как взятки становятся единственным способом
выживания для многих государственных чиновников.
Тенденция к росту власти олигархических групп при полном пренебрежении
социальными издержками и интересами подлинной хозяйственной деятельности
в сочетании с растущим нигилизмом и уходом рядовых субъектов экономической
деятельности в параллельную экономику представляет собой серьезный
фактор, который, на наш взгляд, в конечном итоге превращает «олигархический
капитализм» в России в крайне нестабильную и нежизнеспособную
систему. И это не единственный такой фактор.
Как мы уже упоминали, основным ограничением олигархической власти
является почти полная зависимость олигархов от доступа к природным
ресурсам, откуда проистекает монокультурная специализация в добыче
природных ресурсов и их экспорте. Это обстоятельство делает всю
систему экономической и политической власти, создаваемую олигархами,
навечно зависимой от пирога ограниченного и уменьшающегося размера.
Несмотря на значительный рост относительной величины топливно-энергетического
сектора в России в девяностые годы, в абсолютных показателях производство
электроэнергии снизилось на 20% в период с 1990 по 1996 год, а
производство в топливной промышленности за те же годы снизилось
на 34%.
Одно время среди российских экономистов была популярной идея
о том, что минеральные богатства и рента, получаемая от их эксплуатации,
могут привести к появлению финансовых средств, необходимых для
капитальных инвестиций, для создания системы социальной защиты
и осуществления других мер, необходимых для того чтобы сделать
политику реформ успешной. Считалось, что проблема заключается
в политической воле правительства, которое должно получить эти
рентные доходы путем противостояния давлению, оказываемому «олигархами».
Подсчеты показывают, что величина ренты, получаемой от минеральных
ресурсов, значительно уменьшилась к середине девяностых годов
из-за растущего выравнивания внутренних и экспортных цен (чему,
в частности, помогло укрепление реального курса рубля). Так, например,
грубая оценка показывает, что в 1995 году нефтяная промышленность
выручила менее 7,5 млрд долларов США в виде чистой ренты (как
от внутренних, так и от экспортных продаж) при затратах на производство
в размере 10,9 млрд долларов (включая расходы на транспортировку).
В случае с природным газом, на первый взгляд, дела обстояли гораздо
лучше: разница между продажами и затратами в ценах производителей
(за вычетом транспортных расходов, по которым не было доступных
сведений) составила 29,7 млрд долларов (затраты на производство
составили немногим более 1,6 млрд долларов). В то же время, более
60% всех продаж были осуществлены внутренним потребителям, 92%
которых, согласно словам председателя Газпрома (монополиста в
добыче природного газа), либо вообще не платили компании за газ,
либо не платили «живыми» деньгами. Таким образом, единственными
поступающими денежными доходами были доходы от экспортных поставок,
которые составили чуть менее 9,4 млрд долларов США (аналогичная,
пусть не такая катастрофическая, ситуация наблюдается в продажах
сырой нефти на внутреннем рынке, составляющих 50% от всех продаж).
Таким образом, абсолютная величина ренты, извлекаемой из минеральных
ресурсов и составляющей основу могущества современных российских
олигархов, уменьшалась за годы перехода к рыночной экономике,
и, весьма вероятно, будет еще уменьшаться в будущем. Падение мировых
цен на нефть в середине девяностых годов и финансовые проблемы
на так называемых зарождающихся рынках, к которым относится и
Россия, лишь обнажили проблему, которая должна была быть очевидной
с самого начала. Россия не в состоянии достичь даже временной
экономической и социальной стабильности, основываясь только на
ренте от минеральных ресурсов и притоке международных портфельных
инвестиций. Основа могущества российских олигархов размывается
как уменьшением ренты от эксплуатации минеральных ресурсов, так
и уменьшающимся государственным бюджетом. Поэтому ожидания, что
ныне проводимый «курс реформ», основанный на существующей экономической
структуре, опирающейся на ренту с природных ресурсов и кражу средств
из бюджета, может привести к достижению стабильности и роста,
следует признать ни на чем не основанными. Эти ожидания все более
отчетливо напоминают простую и хорошо известную «пирамиду». После
кризиса и дефолта в августе 1998 года большинство аналитиков,
скорее всего, согласятся с такой точкой зрения. Тем не менее,
смысл произошедших событий все еще не понят, а уроки не извлечены.
Подлинный урок кризиса 1998 года состоит не в том, что России
необходим жесткий государственный бюджет (это тоже необходимо,
но сами по себе попытки сбалансировать бюджет ни к чему не приведут).
В действительности России нужно то, в чем она нуждалась задолго
до последнего кризиса, а именно: иная парадигма экономической
политики, которая стимулировала бы конкурентный и растущий сектор
обрабатывающей промышленности. В противном случае будет почти
невозможно избежать опасного соскальзывания в экономический и
политический хаос.