6.5. Взаимосвязь
институциональных реформ и
макроэкономической политики
Наконец, последнее – это взаимосвязь институциональных реформ,
о которых подробно говорилось выше, и макроэкономической политики
в смысле набора мер по поддержанию рыночного равновесия и стимулирования
роста инструментами кредитно-денежной политики. Хотя теоретически
две эти области имеют совершенно различную базу, естественно,
что между ними существует и тесная взаимосвязь.
С одной стороны, как мы видели, институциональные факторы определяют
пределы и степень эффективности средств макроэкономической политики.
Одни и те же инструменты и подходы могут давать чрезвычайно высокую
отдачу в одних условиях и почти нулевую – в других. Более того,
в ряде случаев неадекватность базовых условий может приводить
к тому, что использование тех или иных приемов макроэкономического
регулирования может давать эффект, прямо противоположный задуманному,
– примером, в частности, могут служить ситуации, когда попытки
«зажать» рост денежной массы вели не к погашению инфляции, а (через
кризис неплатежей и рост неденежных расчетов) к усилению дезорганизации
денежного обращения и в конечном счете закреплению инфляционных
ожиданий. Мы также были свидетелями того, что попытки ограничить
отток капитала за рубеж вели к усилению его неконтролируемого
бегства. И так далее.
Я уже не говорю здесь о таких мерах, которые трудно назвать
даже ошибочными – здесь скорее подходит слово «извращенные». Например,
пользовавшаяся у нас в свое время популярностью линия на борьбу
с инфляцией посредством невыплаты зарплаты государственным служащим
– это на самом деле не политика, а извращение, причем в особо
циничной форме.
С другой стороны, и характер макроэкономической политики может
в свою очередь оказывать непосредственное воздействие на ход институциональных
реформ, способствуя им или, наоборот, становясь препятствием на
пути их продвижения.
На самом деле успешные реформы возможны только в условиях пусть
не очень впечатляющего, но роста экономики и благоприятной общей
конъюнктуры. В условиях кризиса государству на самом деле не до
реформ, оно, как правило, озабочено (или, во всяком случае, должно
быть озабочено) другой проблемой – проблемой выживания. Поэтому
первейшая задача макроэкономической политики в условиях реформ
– удерживать экономику от спада, поддерживать, пусть даже ценой
нарушения сложившегося денежного баланса, импульсы роста и инвестиционную
активность в экономике.
Все, что пишется в учебниках по макроэкономике по поводу неких
идеальных схем, позволяющих достичь оптимальных темпов роста в
условиях равновесных рынков и конкуренции, близкой к совершенной
– это не более чем теоретические схемы, предназначенные исключительно
для того, чтобы лучше представить себе принципиальную взаимосвязь
между отдельными явлениями. В практике развитых стран они никогда
не были, да и не могли быть базой для определения параметров экономической
политики, которые на самом деле определяются на базе интуиции,
опыта и того же знания принципиального характера общих взаимосвязей.
В полной мере все это должно относиться и к нам. Мы имеем дело
с экономикой, находящейся на сравнительно низком абсолютном уровне
развития; с экономикой, основу которой составляет добыча и первичная
переработка природных ресурсов. Мы имеем дело с экономикой, внутренняя
организация которой эклектична и противоречива, содержит в себе
элементы самого разного рода отношений, далеко не все из которых
отвечают представлениям о современной капиталистической рыночной
экономике. Мы имеем дело с экономикой, где степень доверия экономических
агентов друг к другу и к власти откровенно низка, что сильно искажает
реакцию хозяйствующих субъектов на посылаемые им мерами экономической
политики сигналы. Мы, наконец, имеем дело с экономикой открытого
типа, но специфически открытого типа, где при малейших поводах
для нервозности бизнес сравнительно легко покидает страну и никакими
полицейскими мерами этот процесс остановить невозможно.
Осознание всего этого позволяет нам, во-первых, сформулировать
тезис о безусловном приоритете институциональных реформ как средства
мерами экономической политики обеспечить в стране устойчивый рост,
а во-вторых, определить основы необходимой нам политики макроэкономического
регулирования. Заключаются же эти основы в том, что меры регулирования
должны быть:
а) адекватными существующей системе, то есть предполагающими
не «точную настройку», а непосредственное и массированное воздействие
на хозяйствующие субъекты;
б) нацеленными главным образом не на точные целевые ориентиры
(роста денежной массы, инфляции, сальдо торгового и текущего баланса,
относительных параметров бюджетной системы и т.д.), а на предотвращение
резких колебаний и критических ситуаций с важнейшими параметрами,
способных привести к всплеску негативных ожиданий;
в) гибкими и основанными на эмпирическом опыте, то есть исходящими
из того, что количественные характеристики взаимосвязи между отдельными
параметрами и показателями в нашей неустойчивой пока системе могут
быстро и резко меняться и не поддаются точному прогнозированию;
г) придающими особое значение социальным факторам, которые в
силу специфики нашего положения могут жестоко отомстить нам за
пренебрежение или недооценку, спутав карты в любой схеме, исходящей
даже из безусловно верной экономической логики.
Названные мной общие принципы конечно не определяют, да и не
могут определить конкретную линию в той или иной области – я далек
от мысли, что можно сейчас взять и теоретически определить, какой
курс рубля и какой механизм его определения нам нужен, каков должен
быть допустимый порог инфляции или какова должна быть, например,
доходность государственных облигаций в тот или иной период. Все
эти вопросы должны решаться компетентными экономическими органами
комплексно и с учетом всей имеющейся у них информации. Важно другое
– макроэкономическая политика должна быть не самодовлеющей областью
деятельности экономического блока правительства или Центробанка,
а подчиненным элементом общей стратегии экономического роста и
социальных преобразований, которая на данный момент у правительства
(и у власти вообще) отсутствует. Наша задача – заставить власть
выработать такую стратегию и на базе диалога с обществом выстроить
минимально необходимое согласие, которое позволило бы скоординировать
деятельность созидательных сил в нашем обществе и преодолеть наконец
те узкие рамки, которые накладывает на его развитие сложившаяся
порочная и отсталая система отношений.