9.2. Обеспечение
прав частной собственности
В анализе, представленном выше, я определил проблему разграничения
и обеспечения прав частной собственности (см. в особенности главу
2) как одну из главных проблем перехода к рыночной экономике.
По меньшей мере со времен гоббсовского «Левиафана» общим местом
стало то, что почти никакая производственная деятельность невозможна
без сколько-нибудь определенных прав собственности. Как мы показали,
после разрушения механизма планирования российская экономика также
нашла замену этому механизму разграничения и обеспечения прав
собственности (главным образом в виде обеспечения таких прав,
практикуемого в параллельной экономике, как описано в главе 2).
Проблема, как мы также видели, состоит в том, что современная
организация такой «замены», опирающаяся на частные силовые группировки
и/или на систему взяток правоохранительным органам и другим государственным
служащим, а иногда также и на организованную преступность, совершенно
неэффективна. Однако просто рассчитывать на то, что милиция будет
принимать решительные меры против преступности и коррупции, при
сложившихся обстоятельствах было бы совершенно бесполезно.
В действительности именно неэффективность такого «параллельного»
обеспечения соблюдения прав частной собственности внушает наибольший
оптимизм по поводу успеха предлагаемых нами реформ. Если правительство
сможет предложить субъектам экономики более надежную и эффективную
институциональную систему по защите прав собственности и выполнению
условий договоров, можно ожидать, что новая официальная система
будет постепенно вытеснять существующую неофициальную в силу самой
логики конкуренции. Иными словами, если нельзя силой заставить
субъекты экономики отойти от инфраструктуры параллельной экономики,
их, вероятно, можно материально к этому простимулировать.
В развитой рыночной экономике систему обеспечения прав собственности
и выполнения условий договоров традиционно реализует правительство
и судебные органы, и финансируется она за счет налоговых сборов.
Однако это не означает, что такая система единственно возможная,
и даже если рассматривать ее как наилучшую, немедленное осуществление
такого решения в российских условиях невозможно. Как уже отмечалось
(см. главу 3), повсеместное уклонение от уплаты налогов лишило
правительство доходов, необходимых для выплаты даже тех скудных
зарплат, которые оно установило для сотрудников правоохранительных
органов (в том числе для милиции, прокуроров и судей). Таким образом,
даже в тех делах, которые доходят до суда и других правоохранительных
органов, многие судьи и сотрудники милиции берут взятки, и даже
у тех, кто не берет их, часто нет иного выхода, чем принимать
решения в пользу более сильной стороны (более сильной в смысле
финансов или связей со структурами параллельной экономики), поскольку
в противном случае все равно не будет шансов привести в исполнение
решение суда.
Российское правительство неоднократно подчеркивало свою решимость
повысить доходы от сбора налогов. Ниже мы более подробно обсудим
налоговую реформу, однако нам хотелось бы выделить здесь один
основополагающий вопрос. Налоги – это не что иное, как деньги,
которые правительство взимает со своих граждан и предприятий за
оказываемые услуги. Тот факт, что эти сборы взимаются в принудительном
порядке, отличает их от обычной оплаты услуг, производимой добровольно,
и вызывает множество перекосов даже в странах с развитыми институтами
рыночной экономики. В настоящее время зачаточное состояние таких
институтов в России и степень недоверия к правительству, намного
превосходящая степень недоверия к правительствам в развитых промышленных
странах, не позволяют создать раз и навсегда принятый и немедленно
вступающий в силу общественный договор между государством и деловым
сектором, по которому предприятия платят налоги, а государство
защищает их законные права. Такое положение наступит лишь на более
поздних стадиях развития. В краткосрочном плане правительство,
вероятно, может извлечь из предприятий больший доход, прибегая
к более жестким принудительным мерам. Но в долгосрочной перспективе
это приведет (и уже приводит) к взаимному недоверию и порочному
кругу, что может закончиться крахом либо правительства, либо свободы
предпринимательства, либо и того и другого. Однако с помощью другого,
совершенно отличного подхода, можно предложить вполне естественное
решение этой проблемы, если отказаться от предубеждений и быть
готовыми к приспособлению проводимой политики к реалиям нашей
жизни. Говоря более конкретно, договор между деловым сектором
и правительством в условиях, создавшихся в российской экономике
и российском государстве, должен принять более отчетливую форму,
чтобы предприятиям было хорошо известно, за какие услуги они платят,
так же, как им это известно, когда они заключают «договоры» с
частными силовыми группировками или дают взятки государственным
чиновникам.
Таковы предварительные рассуждения, лежащие в основе нашего
предложения коммерциализировать важнейшую экономическую функцию
правительства – защиту прав собственности на средства производства.
Мы предлагаем организовать федеральную службу по защите собственности
(ФСЗС), которая будет включать в себя систему арбитражных судов,
обеспечивать принудительное исполнение их решений и будет иметь
стимулы для эффективной защиты прав частной собственности, а также
будет создавать мощные стимулы «внизу» для организации в соответствии
с новыми правилами, которые будут лучше согласовываться с традиционной
рыночной экономикой. Здесь мы кратко обсудим некоторые ключевые
аспекты этой программы с точки зрения стимулирования (см. теоретический
анализ Брагинского [200]; Явлинский [163] дает обстоятельное описание
практических деталей программы).