10.3. Передача
полномочий и вновь о ФСЗС
Успешное создание в России государственного механизма принудительного
исполнения, основанного на стимулах (ФСЗС), подразумевает, чтобы
с самого начала эта организация стала действовать в широком масштабе
и чтобы она завоевала достаточное доверие предприятий. Величина
первоначального капитала, необходимого для того, чтобы ФСЗС сразу
стала действовать в общенациональном масштабе, может оказаться
непомерно велика для нынешнего состояния российского бюджета.
Возможно, более целесообразно начать работу в региональном масштабе66.
Обсудим вкратце, каким образом передача власти может оказаться
полезной для новой государственной организации в ее деятельности
по объединению рынка и увеличению экономической эффективности,
а также некоторые другие эффекты такой передачи власти от центра
к регионам.
Положение, в котором сейчас находятся российские регионы, в
значительной степени является зеркальным отражением положения
центра. Региональные правительства и региональная бюрократия во
многих случаях точно так же являются заложниками особых интересов
(фирм и частных структур принудительного исполнения), действующих
на их территории, как и их коллеги из федерального центра. В то
же время, хотя практически невозможно измерить эмпирическим путем
степень зависимости от особых интересов, простой экономический
довод заставляет думать, что в противоположность широко распространенному
мнению региональные власти в меньшей степени зависимы от таких
интересов, чем федеральный центр. При прочих равных условиях особые
интересы оказывают наибольшее влияние там, где они представляют
большую часть общего дохода, производимого в пределах территории.
Принимая во внимание российскую специфику, состоящую в том, что
наибольшие интересы сосредоточены во внешней торговле природными
ресурсами, российский капитал, в котором сосредоточены основные
деньги, используемые в такой торговле (80% по последним подсчетам),
является той областью, в которой особые интересы сильнее всего
(и их влияние захватывает как федеральное, так и московское правительство).
Помимо Москвы, зависимость от особых интересов может быть велика
в обедневших, но богатых природными ресурсами регионах, имеющих
прямой выход на внешние рынки (печально известным примером является
Приморье). Можно в целом предполагать, что во внутренних промышленных
регионах влияние таких особых интересов меньше, а неэффективность
частных структур принудительного исполнения сказывается больше.
Таким образом, эти регионы являются естественными кандидатами
для начальной стадии учреждения новой государственной системы
принудительного исполнения.
Как уже говорилось выше, наиболее пагубным аспектом использования
частных структур принуждения является то, что такая практика создает
местные монополии, хищнические повадки которых закрепляются в
качестве системных элементов сегментацией рынков и отсутствием
ресурсов (включая ограниченность возможности принудительного исполнения
и доступа к заемному капиталу), позволяющих проникнуть на более
широкие рынки. Если бы такие возможности и средства могли быть
каким-то образом добыты, то только регионы с уникальным характером
производства (такие, как регионы, добывающие природные ископаемые)
могли бы выдержать неэффективность существующих структур в течение
продолжительного времени. В более «рядовых» регионах частные структуры
столкнулись бы с серьезной угрозой. Более того, с достаточной
уверенностью можно надеяться, что такая конкуренция смогла бы
повернуть вспять тенденцию к деиндустриализации в преимущественно
промышленных регионах, что позволило бы им обогнать регионы, богатые
природными ископаемыми, в темпах роста доходов и уровня жизни
населения и тем самым создать положительный внешний эффект во
всей переходной экономике и политической системе. К примеру, наличие
такого местного явления, как сицилийская мафия, не помешало промышленному
развитию северной части Италии, служащей основой претензий страны
на роль современной экономической державы.
Положительно настроенное правительство могло бы взяться за задачу
создания ФСЗС вместе с одним или несколькими заинтересованными
регионами в промышленно развитой части страны. Если в проекте
будут участвовать два или более региона, то необязательно, чтобы
они соседствовали территориально, но важно, чтобы транспортные
издержки связи между ними не были чрезмерно велики (важный фактор
для России с ее громадными пространствами). Правительство могло
бы взять на себя рекламу создаваемой организации и пригласить
регионы (в некоторых из которых собираемость налогов выше, чем
у федерального правительства) принять участие в тендере на создание
первой региональной организации ФСЗС. Это могло бы помочь в сборе
денег для первоначального организационного фонда. Правительство
могло бы также выстроить первоначальную схему в виде своего рода
схемы страхования, согласно которой регионы платят согласованные
страховые взносы, а правительство обязуется выплатить им компенсацию,
если ФСЗС не сможет выполнить свои задачи.