9.7. Важность
экономического роста
Как было показано, экономический рост крайне необходим для успеха
экономической реструктуризации, потому что только рост в масштабах
всей экономики может создать достаточные стимулы. Например, мы
можем ожидать решительного прорыва в направлении рыночной экономики
в России только тогда, когда инвесторы будут убеждены, что они
могут ожидать высоких доходов от производства при работе на конкурентных
рынках. Они не смогут ожидать этого, если продлится экономический
рост, основанный почти исключительно на конъюктуре такого ограниченного
сектора, как природные ресурсы. Кроме того, обстановка реального,
диверсифицированного, т.е. наполненного, экономического роста
уменьшит мотивацию к деятельности по извлечению рентной прибыли,
повышая альтернативные издержки ресурсов, необходимых для такой
деятельности. Возобновление реального экономического роста в России
также является важной предпосылкой для создания конкурентных рынков
капитала и столь необходимого чувства социальной стабильности
и повышения реальных доходов.
Российская экономика с 1992 года страдает от экономического
развала, совокупные последствия которого оказались намного тяжелее
последствий Великой Депрессии 1929-1933 годов в США. До сих пор
этот развал не повлек за собой слишком большой открытой безработицы.
Частично это объясняется достаточными возможностями для должностных
злоупотреблений и извлечения рентных доходов: потраченная внутри
страны часть доходов, полученных «новыми русскими», которые имеют
доступ к ресурсам страны и капитальным активам, создала новые
рабочие места в сфере обслуживания и розничной торговли, что обеспечило
занятость (и доход) тем, кто был вынужден уйти с работы в промышленном
производстве или на государственной службе.
Таким образом, в течение ближайших нескольких лет жизненно необходимо
возобновить инвестирование и рост производства в высокотехнологичных
отраслях, что является единственной возможностью создать новые
постоянные современные рабочие места и адекватные источники доходов,
хотя бы для того, чтобы предупредить массовую нищету и социальные
взрывы. При современной структуре стимулов необходим начальный
толчок со стороны правительства, чтобы запустить процесс, то есть
сдвинуть экономику, основанную на извлечении рентной прибыли,
с точки «неудовлетворительного равновесия» (см. [244, с. 412]).
В печальных результатах, которые российские реформы имели до сих
пор, можно в значительной степени винить реформаторов, не усвоивших
эту фундаментальную мысль.
Сторонники «шоковой терапии» доказывали, что макроэкономическая
стабилизация и другие меры, предусмотренные в парадигме их политики
реформ, сами по себе создадут основу роста, и рассматривали (и
часто все еще продолжают рассматривать) падение и/или стагнацию
собственно производства как относительно небольшую проблему. Верно,
конечно, что стимуляция экономического роста была бы бессмысленна
и даже, возможно, пагубна для процесса перехода к рыночной экономике,
если бы она проводилась без необходимых структурных изменений.
Но здесь появляется порочный круг: значительный рост невозможен
при старой системе, но отсутствие всякого роста ведет к дальнейшему
укреплению этой старой системы (главным образом в виде параллельной
экономики). Легкого выхода нет. Однако я считаю, что порочный
круг экономического застоя и дальнейшего укрепления старой системы
можно сначала разорвать за счет экономического роста. С этой целью
мы предлагаем несколько правительственных программ, призванных
содействовать вложению инвестиций и росту в нескольких отдельных
приоритетных отраслях. Эти программы можно осуществить относительно
независимо от состояния всего экономического пространства (при
том, что само правительство будет действовать честно и у него
будет сильная мотивация, – условие, которое мы подробнее рассмотрим
в следующей главе). Успех этих программ даст мощный толчок процессу
системных изменений, увеличивая перспективы для успеха других
мер, которые предполагает наш проект реформирования.
Исключительно важным моментом, который необходимо учитывать
при разработке правительственных программ по стимуляции экономического
роста в России, является известная опасность перестараться. Одна
из фундаментальных причин провала всех программ экономического
роста, осуществлявшихся до сих пор, состоит в том, что центральные
власти пытались принимать участие практически во всех аспектах,
которые они считали важными для экономического роста. Несколько
лет подряд правительство упрямо включало почти все общественно
значимые сферы в директивы по инвестиционной политике и в бюджет.
Результатом было то, что каждый отдельный проект мог в действительности
финансироваться всего лишь на 20–30% от первоначально запланированного
бюджета. Таким образом, большей частью эти деньги растрачивались
без какого-либо экономического эффекта. Однако такая «политика
стимулирования экономического роста» была исключительно «эффективна»
для обогащения некоторых правительственных чиновников, а также
банкиров и других «капитанов» российской экономики. Наш подход
радикально отличается от этой практики. Правительство должно точно
оценивать свои ограниченные ресурсы и сосредоточивать свою работу
только на решении самых важных стратегических вопросов. Более
того, даже эти вопросы должны в основном финансироваться не через
существующую налоговую систему (которая и без того несет достаточно
тяжелое бремя), а через привлечение новых средств в форме прямых
иностранных инвестиций и обеспечение экономики новыми «деньгами
для роста» из источников внутри страны, как описано ниже. Правительство
должно также убедиться, что его самые заинтересованные члены с
доказанной репутацией честных людей осуществляют контроль и надзор
за выполнением каждого отдельного проекта, по крайней мере в течение
первых нескольких лет. Другие проекты следует начинать только
тогда, когда успех предыдущих принесет правительству новые доходы
и расширит возможности эффективного контроля.