Глава 6. Ограничения
макроэкономического регулирования экономики России и институциональный
подход
6.1. Макроэкономическая политика и условия ее эффективности
Нынешняя ситуация в российской экономике по большому счету представляет
собой результат действия двух сил: 1) относительно благоприятных
объективных условий, в которых она находится в последние годы,
и 2) экономической политики правительства.
Первая из них, то есть сравнительно благоприятные объективные
условия, нашла свое выражение в том, что:
во-первых, цены на основные экспортные товары, прежде всего
на нефть и газ, все эти годы держались на приемлемом для наших
экспортеров, а в течение значительного времени – на чрезвычайно
высоком уровне;
во-вторых, политическое урегулирование проблемы внутренней и
внешней задолженности в результате дефолта 1998 г. и соглашений
с Лондонским и Парижским клубами позволило нормализовать обслуживание
и погашение государственного долга и в целом облегчить связанное
с этим процессом финансовое бремя;
в-третьих, приход в Кремль нового президента, который, по крайней
мере в первые годы своего президентства, был позитивно воспринят
протестно настроенной частью общества, позволил правительству
сократить бюджетные расходы, не связанные с обслуживанием государственного
долга, как в реальном выражении, так и в пропорции к ВВП.
Все это вместе взятое, с одной стороны, позволило ликвидировать
бюджетный дефицит и порождаемую им составляющую инфляции, снизить
фискальное давление на бизнес, убрать дестабилизирующие вспышки
нестабильности на финансовых рынках, а с другой – обеспечило частным
и государственным компаниям возможность увеличить финансирование
собственных инвестиций.
Конечно, экономические результаты последних лет не сводятся
исключительно к влиянию высоких цен на нефть и других перечисленных
благоприятных объективных обстоятельств, но то, что последние
сыграли для экономического роста чрезвычайно важную роль – факт,
не подвергаемый сомнению никем из серьезных специалистов-аналитиков.
Что же касается второго фактора, обусловливающего нынешнюю ситуацию
в российской экономике – экономической политики правительства,
– то его воздействие выглядит не столь однозначно.
Принято считать, что макроэкономическая политика в сегодняшней
России является в целом адекватной существующим условиям и способствует
экономическому росту. Подобный взгляд разделяют в том числе и
многие западные аналитики – в последнее время лестные оценки этой
политики высказывают представители и МВФ, и международных рейтинговых
агентств.
Это справедливо, но лишь отчасти. Действительно, макроэкономическая
политика в ее привычном понимании сегодня осуществляется в целом
компетентно и не содержит явных дестабилизирующих элементов.
Если взять набор показателей, по которым обычно судят о том,
насколько здравой и ответственной является такая политика, то
в целом они рисуют относительно благополучную картину. Государственные
финансы сбалансированы по доходной и расходной частям. Более того,
в последние годы доходы федерального и консолидированного бюджетов
превышают их текущие расходы, что позволило сформировать значительный
финансовый резерв для выплат по внешним долгам и для других необходимых
расходов на случай резкого ухудшения конъюнктуры. Бюджет перестал
играть роль источника инфляции, во всяком случае в той ее части,
которая обусловлена монетарными факторами. Курс национальной валюты
не испытывает резких дестабилизирующих колебаний и, несмотря на
тенденцию к постепенному повышению реального курса рубля, его
рыночный курс остается как минимум вдвое ниже паритета покупательной
способности, что обеспечивает поддержку экспортеров и активное
сальдо торгового баланса, необходимое для безболезненного погашения
внешних долгов и наращивания валютных резервов. Золотовалютные
резервы выросли до уровня, объективно достаточного для обеспечения
стабильности национальной валюты и проведения необходимых внешних
платежей. Инфляция, хотя и остается высокой по меркам развитых
экономик, в среднесрочном плане демонстрирует тенденцию к снижению
до сравнительно безопасных порогов (см. также [22, 35, 41, 43,
79, 81, 100, 144, 149]). То есть во многих областях, требующих
проведения осмысленной макроэкономической политики, ситуация действительно
нормализовалась.
Вместе с тем надо иметь в виду следующее:
1. Возможности макроэкономического регулирования методами
кредитно-денежной и валютной политики в принципе ограничены. Поддержание
макроэкономического равновесия и благоприятных условий для производственного
и инвестиционного планирования способствует экономическому росту,
но не порождает его, тем более – автоматически. Главные условия
роста – это, во-первых, наличие пригодных для использования ресурсов
и, во-вторых, эффективных хозяйствующих субъектов, способных эти
ресурсы использовать. Если эти базовые условия есть, можно вести
дискуссии и выбирать оптимальный вариант использования инструментов
кредитно-денежной, валютной, таможенной политики и т.д. Если их
нет – все это имеет вторичное значение, а самой важной задачей
становится создание названных базисных условий. Конечно, в значительной
степени наличие этих условий обусловлено историческими и иными
объективными факторами, но и роль государства здесь является немаловажной.
Государство может и должно через формирование и совершенствование
системы общественных институтов способствовать увеличению экономических
ресурсов, с одной стороны, и повышению эффективности хозяйствующих
субъектов (в том числе через их селекцию) – с другой. Для этого
существуют институциональные реформы, структурные реформы, промышленная
политика.
2. Современная теория и практика макроэкономического регулирования
методами кредитно-денежной, валютной и отчасти фискальной политики
подразумевают (часто просто по умолчанию) такую предпосылку, как
наличие развитой рыночной экономики, большое количество эффективных
производителей и сеть высокоразвитых экономических и общественных
институтов. В этом смысле теория макроэкономического регулирования
сконструирована и имеет смысл только или главным образом для развитых
экономик. Для развивающихся экономик все эти манипуляции по большей
части бессмысленны, так как в этих странах, во-первых, нет достаточно
большого количества крупных производственных и финансовых компаний,
способных реагировать на инструменты «тонкой настройки» кредитно-денежной
сферы, а во-вторых – необходимых для этого институтов. Для таких
стран безусловным приоритетом являются институциональные реформы
и осмысленная промышленная политика.
3. То же следует сказать и об экономиках с преобладанием сырьевого
сектора: инструменты макроэкономического регулирования не могут
эффективно работать в хозяйстве, основу которого составляет небольшое
число крупных сырьедобывающих экспортеров. Экспортеры сырья мало
зависят от состояния внутренней конъюнктуры и финансовых рынков
внутри страны; их инвестиции обусловлены в большей степени глобальной
конъюнктурой и политическим климатом; сами они в значительной
степени ощущают себя глобализированными компаниями и составными
частями мировой системы хозяйственных отношений, связанными со
своими собственными экономиками скорее административно, нежели
через плотную сеть хозяйственных связей (см. также [168]). Поэтому
поддержание макроэкономического равновесия в рамках национальной
экономики хотя и играет определенную положительную роль, еще не
является достаточным условием для расширения производства и инвестиций
нефтяными, газовыми и другими сырьевыми компаниями, которые в
своем поведении больше ориентируются на мировую конъюнктуру и
глобальные экономические сдвиги и тенденции.
Из вышеизложенного следует вывод: признавая важность всего арсенала
инструментов рыночного макроэкономического регулирования (прежде
всего посредством мер кредитно-денежного регулирования), мы должны
понимать, что они являются эффективными и действенными лишь при
определенных условиях. Главные из них: развитая и диверсифицированная
экономическая структура с большим количеством конкурентных эффективных
фирм-производителей; наличие мощного финансового сектора и развитых
финансовых рынков, а также эффективно выполняющих свои функции
административных институтов. Чем хуже выполняются названные условия,
тем меньше эффекта от методов косвенного регулирования. Соответственно,
мы имеем слаборазвитую экономику; сырьевую экономику; экономику,
в которой доминируют крупные монополии, которая в целом мало поддается
их воздействию, а стимулирующий эффект от этих мер в такого рода
экономике крайне слаб. Это вовсе не означает, что макроэкономическая
политика в такой экономике не нужна – напротив, она, безусловно,
необходима, но, во-первых, ей нужен особый инструментарий, учитывающий
состояние ее производственной и институциональной базы, и, во-вторых,
она может сыграть лишь вспомогательную роль благоприятствующего
условия. Источником подлинного роста и развития и толчком к нему
здесь должны быть меры иного характера – меры, которые воздействуют
на хозяйствующие субъекты не такими продвинутыми инструментами,
как, например, снижение ставки рефинансирования, а более определенно
и непосредственно.