Глава 10.
Долгосрочная стратегия модернизации страны:
децентрализация власти и стимулы для исполнителей
Хотя лишь немногие могут предложить политику,
все мы сможем судить о ней.
(Перикл)
10.1. Введение
Все перечисленные нами меры по осуществлению политики реформ,
основанной на стимулах, отвечают трем главным условиям. Во-первых,
все они, от свободных выборов до коммерциализированный службы
защиты собственности, направлены на создание условий, способствующих
развитию конкуренции среди различных институтов и форм правления
(будь то формальных или неформальных).
Во-вторых, все они требуют большей подотчетности общественности.
Это очевидно для выборов, но и предлагаемая Федеральная служба
защиты собственности в гораздо большей степени подотчетна (тем
предприятиям, которые ей платят), нежели существующий государственный
аппарат. И даже введение новой системы налогообложения, предусматривающей
открытые и гласные переговоры о ставках налогообложения для отдельных
предприятий будет более подотчетно общественности, нежели существующая
система предоставления льгот за закрытыми дверями.
Наконец, и это самое главное, все предлагаемые меры предусматривают
самоорганизацию частных субъектов экономики. Государство будет
только предоставлять возможность выбора институционального устройства.
Это уже само по себе немало, так как в настоящее время такая возможность
либо полностью отсутствует, либо сделана крайне затруднительной
в силу «неправильного равновесия» в социальной игре. В то же время
вопрос о том, воспользуются ли субъекты экономики этой возможностью,
будет зависеть от их собственного выбора.
Вероятность того, что люди воспользуются новой возможностью,
может быть значительно увеличена за счет введения нового вида
конкуренции, которая может оказаться очень полезной для содействия
осуществлению дальнейших политических и экономических реформ в
России, а именно, конкуренции между регионами на обширной территории
страны. Вначале мы рассмотрим вопрос о децентрализации власти
в отношениях между федеральным центром и региональными властями.
Затем рассмотрим опасность сосредоточения слишком большой власти
в регионах и меры противодействия такой опасности, которые состоят
в дальнейшей передаче полномочий органам местного самоуправления
с одновременным строгим соблюдением федеральных законов на всей
территории страны. И, наконец, мы рассмотрим вопрос о схемах стимулирования
правительственных служащих, которые могут смягчить проблему коррупции.