4.2.5. Олигархическая
структура экономики и
сужение сферы действия законов конкуренции
Далее. Необходимость собственными силами обеспечивать исполнение
обязательств и опора на неофициальное «право» с неизбежностью
порождают олигархическую структуру экономики, когда не менее 70%
производимого валового продукта так или иначе контролируется двумя-тремя
десятками бизнес-структур, решения в которых принимаются несколькими
сотнями лиц, составляющих деловую и административную элиту России.
С этой точки зрения пресловутое «господство олигархии» в сегодняшней
России – не досадное недоразумение и не временное явление переходного
периода, а закономерное следствие существующей хозяйственной и
политической системы.
В свою очередь олигархическая структура экономики вместе с особой
ролью внеправовых отношений обусловливают резкое сокращение сферы
действия законов хозяйственной конкуренции. Общенациональный рынок
распадается на отдельные территориальные и отраслевые сегменты,
контроль над которыми осуществляет ограниченное количество административных
и бизнес-структур. Так называемые барьеры для входа на рынок при
попытке перейти в новый сегмент часто столь велики, что затраты
на их преодоление перекрывают выигрыш от расширения масштабов
реализации. Проще говоря, для того чтобы выйти в новую сферу или
просто на новый уровень деятельности, каждый предприниматель сегодня
вынужден чуть ли не заново отстраивать систему отношений с чиновниками
и «авторитетами», искать соответствующие «подходы» и отбиваться
(или откупаться) от недовольных. Конечно, в итоге все проблемы
такого рода при наличии средств могут быть решены, но сопутствующие
издержки могут быть столь велики, что фактически выполняют роль
административного запрета.
Каждый из таких сегментов, хотя и имеет определенную территориальную
привязку, не связан жестко с тем или иным регионом, а определяется
исключительно границами возможностей господствующих на них групп
интересов и контролируемых ими ресурсов.
При этом контроль существующих в стране разных групп интересов
над отдельными ресурсами не дает возможности ни одной из них не
только установить единоличный контроль над экономикой в целом,
но даже построить внутри экономики свой собственный замкнутый
цикл хозяйственной деятельности. Для извлечения дохода из имеющихся
у нее ресурсов каждой из групп неизбежно приходится вступать в
отношения с другими группами, достигая формального или неформального
понимания. При этом, несмотря на то что отношения между этими
структурами, а также между ними и подконтрольными им хозяйствующими
субъектами строятся не столько на основе рыночных принципов, сколько
на соотношении сил, они тем не менее не принимают форму иерархического
соподчинения. Соответственно, соглашение с какой-либо одной, пусть
даже наиболее мощной группой не дает хозяйствующему субъекту гарантии
беспроблемного существования и не избавляет его от необходимости
искать соглашения с другими, в том числе и менее мощными группами.
Исторически малый срок существования ныне действующих групп
интересов, а также постоянные изменения в соотношении сил между
ними, вызываемые как переменами во внешних условиях, так и процессами
внутри этих групп, препятствуют формированию стабильной системы
хозяйственных отношений в масштабе всей страны и обусловливают
постоянные переделы собственности и сфер влияния.