4.1.1. Влияние
советской экономической системы
Итак, первое: в чем заключалась неадекватность восприятия экономики
советского типа?
Прежде всего, почему-то считалось аксиомой, что в принципиальном
плане советские «социалистические» предприятия ничем не отличались
от классических капиталистических фирм, и единственное, что требовалось
сделать для формирования на их базе эффективно работающей рыночной
экономики – это передать их в частную собственность и освободить
от директивного планирования.
Между тем советские предприятия были специфическим экономическим
явлением, к которому неприменимы абстрактные положения теории
капиталистической фирмы, теории конкуренции, основ корпоративного
управления и т.д. [192]. Никогда (во всяком случае, со времени
сворачивания нэпа) эти предприятия не были самостоятельными хозяйствующими
субъектами – это были просто своего рода большие цеха, звенья
большой системы государственного планового хозяйства, принципиально
неспособные в течение считанных месяцев, как этого ожидали реформаторы,
трансформироваться в самодостаточных экономических агентов, способных
эффективно выполнять все функции фирмы в традиционном капиталистическом
хозяйстве. Не было у них для этого ни средств, ни условий, ни
(что не менее важно) предыстории. Приватизация в этом плане ничего
не меняла – формальный юридический статус можно сделать каким
угодно, но реальную мотивацию и содержание экономического поведения
хозяйствующего субъекта определяет не статус, а природа этого
субъекта и те реальные условия, в которые он поставлен. Люди,
которых в процессе приватизации назначили собственниками советских
предприятий, вели себя вопреки всем исходным допущениям теории
фирмы разрушая и разоряя якобы принадлежавшие им предприятия (см.
[12, 54, 159, 197, 199]). И даже в тех случаях, когда руководители
предприятий искренне пытались вести себя, как капиталистические
менеджеры, они быстро обнаруживали, что в том виде, в котором
они это предприятие получали, оно в принципе не могло быть использовано
для хозяйствования в рыночных условиях; что условием для этого
является коренное преобразование как внутренней структуры предприятия,
так и системы построения его отношений с внешней экономической
средой.
Далее, внутри отраслей производственная структура советской
экономики была выстроена таким образом, что основным ее принципом
был монополизм. Мы все еще помним, как советское плановое хозяйство
боролось с так называемым параллелизмом или дублированием функций,
которые считались признаком неэффективности. Говоря языком экономической
теории, в системе, где конкуренция считалась формой растраты ресурсов,
вся логика построения производственных и распределительных систем
базировалась на принципе монополии как идеала эффективности и
исключала возможность ее функционирования на иных, нежели директивное
планирование, началах. В сущности, практически неразрешимые проблемы,
с которыми сталкиваются все это время те, кто пытался реформировать
газовую отрасль, электроэнергетику, железные дороги и связь (это
лишь наиболее яркие примеры, которые у всех на слуху), в большинстве
своем коренятся в заложенной в советское время производственной
структуре в этих сферах (см., например, [12]). Между тем все это,
пусть и в менее ярко выраженной форме, было характерно для любой
крупной отрасли. Ни в металлургии, ни в химической промышленности,
ни в какой-либо другой основной отрасли промышленности на конец
1980-х годов не было условий для мгновенного (по историческим
меркам) возникновения конкурентной среды, которая если бы и не
выполняла роль механизма, обеспечивающего повышение эффективности,
то хотя бы дисциплинировала субъекты новоявленного российского
капитализма.
Следующее. Власти неявно исходили из допущения, что в стране
скрыто существовали некие ресурсы капитала, которые с отменой
государственной монополии на деятельность и директивного планирования
якобы станут источником финансирования инвестиций и роста производства.
На каком основании делалось такое допущение – загадка. Все программы
капиталовложений в экономике СССР последних советских десятилетий
определялись директивно и главным образом в натурально-вещественной
форме. Никакой аккумуляции и перераспределения капитальных ресурсов
посредством денежной системы не происходило – за пределами ограниченной
сферы личного потребления денег как таковых вообще не существовало
– были лишь учетные записи административно осуществляемого перемещения
ресурсов, выраженные в рублях как неких условных учетных единицах.
Соответственно, Госбанк СССР и его специализированные подразделения
не имели ничего общего с банковским сектором в зрелой рыночной
экономике за исключением исторически унаследованного названия.
Соответственно, не было никаких оснований предполагать, что подобная
система окажется в состоянии финансировать рост экономики огромной
страны. Тем не менее реформаторы первой волны, похоже, всерьез
принимали советские спецбанки за банки, бухгалтерские проводки
– за движение капитала, а учетные записи – за деньги. Кстати,
как это ни парадоксально, при этом те рубли, которые единственно
и обладали свойствами реальных денег – заработную плату и сбережения
населения, – те же реформаторы посчитали за чистую условность
и фактически отменили в первый же месяц своих реформ (но это уже
другая тема).
Наконец, еще один важный момент. Тот, кто работал в системе
управления и имел возможность наблюдать советскую экономику «изнутри»,
знал, что в основе ее функционирования лежали не только директивные
планы, но и своеобразный теневой рынок. Я не имею здесь в виду
банальный черный рынок – неизбежный спутник распределительной
системы с ее хроническими дефицитами потребительских благ и, соответственно,
возможностями их реальной продажи и перепродажи вне рамок официальной
системы. В данном случае я говорю о более широком явлении – наличии
негласных правил или, если угодно, понятий, на основании которых
происходил обмен услугами между управленцами различных сфер и
уровней. Государственный план не мог быть на 100% реальным, не
мог предусмотреть всех деталей и неизбежных, часто неожиданных
изменений. Отсюда неизбежно возникала необходимость самостоятельной
активности управленцев-менеджеров для решения поставленных перед
ними задач. Соответственно, параллельно логике плана возникала
и действовала логика своеобразного теневого рынка, когда одни
ресурсы и услуги обменивались на другие, иногда с прямой выгодой
для участников обмена, иногда без таковой, но в любом случае с
осознанием ими своей власти над благами и возможностями, оказавшимися
в их распоряжении. Другими словами, попытка перейти от планового
хозяйства к рыночному имела своим исходным пунктом не абстрактную
модель чисто директивной экономики, а такой тип хозяйства, где
официальная плановая экономика не просто дополнялась, но и была
глубоко пронизана отношениями параллельно существовавшего административного
рынка. В процессе так называемых реформ начала 1990-х годов рыночные
отношения не создавались на белом холсте социалистической экономики,
они привносились в уже существовавшую систему неформальных отношений,
касающихся распоряжения ресурсами и собственности на них, – отношений,
игнорирование которых могло привести и действительно привело к
серьезным и опасным деформациям в создаваемом новом хозяйственном
механизме.