1.3.3. Перемена
власти и системный распад
В результате «реформ» 1965, 1973 и «реформ» последующих годов
система планирования все более и более переворачивалась с ног
на голову: плановые задания для больших предприятий, подчинявшихся
всесоюзным органам, сначала составлялись на самих предприятиях,
затем они обсуждались на уровне производственных объединений и/или
отделов министерств, затем обобщались на уровне министерств, и
только после этого представлялись в Госплан (Государственный комитет
по планированию, являвшийся в данном случае последней инстанцией).
Все это было полной противоположностью существовавшего ранее процесса
назначения Госпланом норм сверху вниз для министерств и государственных
предприятий. Промежуточные надзорные органы все более и более
превращались в органы лоббирования интересов промышленности, вместо
того чтобы оставаться органами, следящими за выполнением указаний
из центра. Число плановых показателей, устанавливавшихся в натуральной
форме, также заметно снизилось, и одним из приоритетов стала прибыльность
(хозрасчет).
Поскольку цены продолжали фиксироваться, а основные параметры
плана по-прежнему определялись Политбюро, эффективность экономики
не повышалась. Тем не менее, как только руководство предприятий
и номенклатура среднего звена получили большую степень контроля
над планированием и денежными потоками государственных предприятий,
а система контроля со стороны главного коммунистического владельца
оказалась практически сломанной, более гибкие субъекты экономики
немедленно обнаружили богатство новых возможностей, предлагаемых
параллельной экономикой. Как мы уже видели, параллельная экономика
присутствовала как часть негласных договоренностей между Сталиным
и его менеджерами уже на ранних этапах развития плановой экономики24.
Таким образом, определенный тип бюрократического «рынка» всегда
присутствовал в плановой экономике. Однако распространение параллельной
экономики принесло с собой качественные изменения в систему, которая
ранее относилась терпимо только к тем элементам бюрократической
«торговли», которые в принципе соответствовали достижению ее целей.
В новой, «реформированной» среде обмен по прямым связям с другими
государственными предприятиями и с торговцами в системе черного
рынка стал все больше определять эффективное владение активами,
а относительное значение формального иерархического порядка стало
уменьшаться. В частности, в параллельной экономике было необходимо
использовать наличные деньги. Государственные предприятия стали
нанимать или пользоваться услугами все большего количества людей,
чьей единственной задачей было осуществлять посреднические функции
между предприятием и параллельной экономикой, а также между параллельной
экономикой и надзорными органами. На самом деле реформы 1950-х
– 1970-х годов, так же как и отмена террора (что очень важно),
решительно изменили правила игры между главным коммунистическим
владельцем, его надзорными органами и субъектами экономики, а
за возможность накопления богатства в параллельной экономике ухватились
многие представители надзорных органов (номенклатура среднего
звена), причем так же быстро, как и «красные директоры». Стали
возникать все более крупные коалиции субъектов экономики и представителей
надзорных органов, объединявших свои усилия в том, как обмануть
главного владельца, образуя единые криминальные структуры в масштабе
целых отраслей и регионов, целью которых был увод экономических
ресурсов в «тень», где они могли быть использованы для личного
обогащения.
Многие свидетельства масштабов такой деятельности были обнародованы
советской прессой и уголовными расследованиями в годы гласности
и перестройки при последнем коммунистическом руководителе, президенте
Горбачеве. Хотя не все сообщения, будоражившие общественное мнение
в то время, оказались точными, общая картина, создававшаяся ими,
была, несомненно, правильной. В конце 1970-х годов были раскрыты
факты организованной всеобщей коррупции в республиках Узбекистан,
Казахстан, Таджикистан, в Туркмении, в трех закавказских республиках,
в Молдавии, Краснодарском крае, в Москве и в ряде других мест.
В некоторых местах коррупция дошла до продажи номенклатурных постов
за взятки, дававшиеся начальникам, от которых зависело продвижение
по службе. Во многих таких случаях бюрократы, находившиеся на
более низких должностях в системе иерархии (с точки зрения формальных
критериев), получали возможность диктовать свои желания вышестоящим
бюрократам, которые получали от них денежные доходы. Хотя такая
практика была ограничена несколькими исключительными случаями,
эти случаи дают представление о процессе коррумпирования иерархических
прав собственности.
Между таким развитием плановой экономики в Советском Союзе и
приходом управленческого (корпоративного) капитализма на Западе
можно провести аналогию (которая послужила основой для различных
теорий «конвергенции» в 1960-х и 1970-х годах (см., например,
[214]). В обоих случаях формальные владельцы уже не могли выполнять
функции управления и контроля самостоятельно из-за увеличения
масштабов и сложности экономики. Однако здесь есть опасность зайти
слишком далеко в проведении такой аналогии, что и подвело сторонников
теории конвергенции. Западное капиталистическое общество сумело
приспособиться к новым изменениям, внеся некоторые важные качественные
поправки в институты рыночной экономики, о которых мы не будем
здесь говорить. В противоположность этому, процесс отделения формальной
собственности от контроля над ней на поздних стадиях развития
плановой экономики не нашел мирного институционального решения25.
Высшее руководство в бывшем Советском Союзе было вынуждено настаивать
на сохранении иерархического порядка как единственной законной
формы владения активами, в то время как фактическая система в
возрастающей степени управлялась на совершенно иных принципах.
Попытки Горбачева ввести ограниченный частный сектор и его отказ
от террора только ускорили крах. И в самом деле, как только полицейское
государство окончательно смягчило свою политику, и на арене появился
законный частный сектор, достаточно было организовать частную
фирму под эгидой государственного предприятия, чтобы получить
полный контроль над его деятельностью. Деньги стали перетекать
почти открыто, а масштаб и возможности параллельной экономики
неизмеримо возросли. Столкновение между параллельной экономикой
и иерархическим порядком стало неминуемым, и оно произошло в виде
драматических событий, которые буквально в несколько дней завершили
крах советской системы.