Глава I
Задачи и сфера действия Закона
Статья 1
Задачи
Задачами настоящего Закона являются:
1. Обеспечение условий труда, которые гарантировали бы работникам полную
безопасность от вредных физических и умственных воздействий и которые имели
бы стандарты безопасности, профессионального здоровья и благосостояния,
соответствующие уровню технического и социального развития общества в целом
в любое данное время.
2. Обеспечение нормальных условий найма и нормального профессионального
занятия для отдельного работника.
3. Создание основы, с помощью которой сами предприятия смогут решать
проблемы, связанные с условиями труда, в сотрудничестве с организациями
работодателей и работников по найму при контроле и руководстве со стороны
государственных органов.
Статья 2
Сфера действия Закона
1. Если настоящий Закон явно не утверждает иное, он регулирует
деятельность всех предприятий, которые нанимают работников.
2. Из сферы действия настоящего Закона исключаются:
а) морские перевозки, охота и рыбная ловля, включая
обработку улова на борту судов,
b) военная авиация, которая подпадает под действие Закона
об авиации.
3. Король может установить, что деятельность, связанная с разведкой
и добычей минеральных ресурсов на морском дне или его основании, в норвежских
внутренних водах, в норвежских территориальных водах и той части континентального
шельфа, которая находится под норвежским суверенитетом, за исключением
территорий, находящихся в собственности частных лиц, может быть полностью
или частично исключена из сферы действия настоящего Закона.
Настоящий Закон регулирует деятельность, как она определена выше,
в районах вне норвежской части континентального шельфа, если это следует
из отдельного соглашения с иностранным государством или из международного
права. Король может установить, что подобная деятельность полностью или
частично исключается из сферы действия настоящего Закона.
Король может также установить, что настоящий Закон полностью или
частично будет применяться к деятельности, указанной в первом абзаце, в
районах вне норвежской части континентального шельфа, если разведка и добыча
природных ресурсов осуществляется с установок, зарегистрированных в Норвежском
регистре судов, или если подводные операции с участием человека осуществляются
с установок или судов, зарегистрированных в Норвежском регистре судов.
Король может подобным же образом установить, что настоящий Закон будет
регулировать и перемещение установок или судов, как это указано в предыдущем
предложении.
Когда деятельность, как она описана во втором и третьем абзацах
выше, исключается из сферы действия настоящего Закона, Король в то же самое
время может установить другие нормы, которые будут применяться вместо исключенных.
То же самое относится и к ситуации, когда Закон становится применимым в
случаях, указанных в третьем абзаце, выше.
Король может установить, что некоторые виды государственной деятельности
будут исключены из сферы действия настоящего Закона или какой-то его части,
когда природа деятельности такова, что приспособить ее к положениям настоящего
Закона - невыполнимая задача. Является ли деятельность, осуществляемая
государственными органами, “государственной деятельностью”, определяет
Король.
4. Король устанавливает, в какой степени гражданская авиация и
другие государственные воздушные перевозки, выполняемые для государственных
нужд и подпадающие под действие Закона об авиации, исключаются из сферы
действия настоящего Закона. В этой связи Король может установить нормы,
которые будут применяться вместо норм настоящего Закона.
5. Король может установить, что нормы настоящего Закона полностью
или частично будут регулировать деятельность в области сельского и лесного
хозяйства, в которой не используется наемная рабочая сила. В этой связи
Король может установить специальные нормы и исключения для таких видов
деятельности.
Для целей настоящего Закона сельское хозяйство будет также означать
лесное хозяйство и другую деятельность, связанную с сельским хозяйством
и существенно не превосходящую то, что требуется для управления фермой
или усадьбой.
Деятельность в области животноводства, разведении пушного зверя,
выращивания фруктов на продажу и садоводства будет также считаться сельским
хозяйством, даже если такая деятельность не связана с обычным сельским
хозяйством.
Король может также установить, что нормы Главы IV настоящего Закона
будут применяться к производителям, поставщикам и пр. технических приспособлений
и оборудования, а также токсичных и других ядовитых веществ, которые будут
или могут в обозримом будущем использоваться в сельских и лесных хозяйствах,
работающих без найма.
Король может исключить из сферы действия настоящего Закона - и
установить отдельные нормы в связи с этим - сельскохозяйственную деятельность,
не использующую наемный труд, кроме общественного труда безработных.
6. Король устанавливает, регулирует ли и в какой степени настоящий
Закон работу, выполняемую в доме работодателя.
Король может также установить, что нормы настоящего Закона будут полностью
или частично применяться к работникам, которые выполняют домашнюю работу,
осуществляют уход за взрослыми или детьми в доме или хозяйстве частного
работодателя, и в этой связи способствовать принятию специального постановления
для таких работников.
7. Король может установить, что нормы настоящего Закона будут
полностью или частично применяться к предприятиям, не нанимающим работников.
8. Король может установить, что положения настоящего Закона будут
полностью или частично применяться к тем, кто юридически ответствен за
наем работников для строительных проектов или их представителей.
Статья 3
Работник по найму
1. Для целей настоящего Закона “работник по найму” будет обозначать
любое лицо, выполняющее работу на службе у другого.
Если какая-либо деятельность осуществляется совместно двумя или более
людьми ради их собственной выгоды, то в соответствии с настоящим Законом
только один из этих людей будет считаться работодателем, а остальные будут
наемными работниками. Это не относится к семейным фермам в сельском или
лесном хозяйстве. Имя лица, которое решено считать работодателем, должно
быть без промедления сообщено в Инспекцию по труду.
2. Король устанавливает, в какой степени:
a) студенты в образовательных и научно-исследовательских
институтах,
b) военные, призванные на службу по закону о воинской повинности,
c) лица, состоящие на альтернативной невоенной службе,
d) лица, содержащиеся в учреждениях Тюремного управления,
e) пациенты в учреждениях здравоохранения, реабилитационных
центрах и пр.
f) лица, которые в целях обучения или реабилитации присланы
на предприятия, не будучи его работниками,
g) лица, которые, не являясь работниками предприятия,
участвуют в программе рынка труда, будут считаться наемными работниками,
когда выполняют работу, подпадающую под сферу действия настоящего Закона.
Положения, касающиеся работодателя, будут применяться аналогичным образом.
Статья 4
Работодатель
Для целей настоящего Закона “работодатель” будет обозначать любого,
кто нанимает работника(ов) для выполнения работы на службе у себя.
Положения настоящего Закона, относящиеся к работодателю, будут
в равной мере относится к лицу, управляющему предприятием вместо работодателя.
Статья 5
Невозможность изъятия
Настоящий Закон не может быть изъят по соглашению, если только это не
выражено явно.
Статья 6
Обязанность ставить в известность
Предприятия, подпадающие под действие настоящего Закона, должны письменно
сообщать необходимые данные в Инспекцию по труду, если только они уже не
сообщили их в Инспекцию в соответствии со Статьей 3 Закона от 7 декабря
1956 г., регулирующего охрану труда. Отчет должен представляться и в том
случае, если предприятие намеревается использовать новое постоянное место
работы, включая и перемещение, и когда временное место работы используется
как таковое более шести недель. Отчет должен представляться в кратчайшие
сроки, но не позднее одной недели до срока, когда предприятие начнет функционировать
или приступит к работе на новом месте. Дополнительные нормы, регулирующие
требования к отчетности для временных и переменных строительных площадок,
на которых работа планируется на срок менее 6 недель, будут введены Директоратом
Инспекции по труду.
Директорат Инспекции по труду разрабатывает поожения о том, какая информация
должна включаться в отчет. Директорат может изъять предприятие или специальную
группу ремесленников из-под юрисдикции норм, регулирующих представление
данных о временных местах работы, если выполнение этой нормы может повлечь
за собой сугубое неудобство для предприятия и представление данных не считается
необходимым для целей надзора за выполнением настоящего Закона. |