Обязанность
уполномоченного - наступать на больные мозоли власти.
Госдума 13 февраля назначила уполномоченного по правам
человека. Партия "ЯБЛОКО" командировала на этот
пост одного из своих лидеров - Владимира ЛУКИНА.
В том, что уполномоченным по правам человека стал один из
отцов-основателей "ЯБЛОКА", есть несомненная логика.
"ЯБЛОКО" - партия с правозащитной направленностью.
Последние четыре года это было особенно явственно. Свою осторожность
в оценке верховных властей и отсутствие критики в адрес Президента
"ЯБЛОКО" весомо компенсировало заступничеством за
Григория Пасько, выступлениями против армейского произвола,
борьбой за свободу слова, защитой прав мирного чеченского
населения и т.п. Согласно закону, новый российский омбудсмен
обязан приостановить свое членство в партии. Из названия "ЯБЛОКА"
как бы выпадет одна буква. Сохранится ли дух?
- Вы правы, - говорит Владимир Лукин, - "ЯБЛОКО"
справедливо считается правозащитной партией. Надеюсь, таковой
и останется. Мне же закон предписывает в течение четырнадцати
дней с момента избрания приостановить свое членство в ней.
Что я и сделаю... Но это вовсе не значит, что я прекращаю
контакты с "ЯБЛОКОМ". Наоборот, я намерен использовать
его правозащитный потенциал.
Особенно рассчитываю на помощь региональных организаций,
имеющих достаточный опыт в этом деле. Точно так же я готов
взаимодействовать с любыми политическими партиями и общественными
организациями. Я никогда не считал правозащиту своей сугубо
партийной обязанностью. Защита прав человека вообще не может
быть чьей-то партийной монополией.
- Накануне избрания Вы встречались с Президентом.
Очевидно, он поделился с Вами своими представлениями о том,
чем должен заниматься омбудсмен. Были высказаны какие-то пожелания?
- У нас состоялся обстоятельный разговор. Президент особо
подчеркнул, что уполномоченный по правам человека должен сохранять
независимость. Президент обещал сделать все, чтобы этот институт
не был декоративным, чтобы пользовался авторитетом и у сильных
мира сего, и у общества. Я тоже убежден, что независимость
- необходимое условие эффективной работы на этом посту. Если
омбудсмен очень нравится власти, это плохой омбудсмен. Значит,
он не защищает граждан, а только имитирует защиту. Я же имитацией
заниматься не собираюсь. Обязанность уполномоченного - наступать
на больные мозоли власти.
- Вы готовы с властью конфликтовать, как в свое время
на вашем месте делал Сергей Ковалев? Но сегодня такой правозащитник
никого не защитит, он сам то и дело будет нуждаться в защите.
- Я с глубочайшим уважением отношусь к моим предшественникам
- Сергею Адамовичу Ковалеву и Олегу Орестовичу Миронову. Они
начинали эту работу с нуля, и многое сделали для становления
института уполномоченного. Буду ли я непременно конфликтовать?
Вряд ли это может быть самоцелью. Тут есть две крайности.
Либо омбудсмен героически бросает вызов властям, либо во всем
поддакивает им. И то и другое неэффективно. В первом случае
между ним и властями возникнет бюрократическая подушка, в
которую, сколько ни колоти, толку не добьешься. Во втором
же случае омбудсмен перестанет соответствовать своему должностному
и общественному предназначению.
- Значит, уполномоченный по правам человека - это
только посредник между обществом и властью?
- Да, он может быть и посредником. Но я бы сказал точнее:
он должен быть адвокатом общества.
- А комиссия по правам человека при Президенте таким
адвокатом не является? Чем ее функции отличаются от функций
уполномоченного, и нет ли здесь дублирования?
- Комиссия при Президенте не является независимым органом.
Она, как ясно из ее названия, помогает главе государства.
Ведь Президент, в сущности, тоже омбудсмен, поскольку он гарант
конституционных прав. Что касается дублирования функций, я
не думаю, что это реальная проблема. С Эллой Александровной
Памфиловой (председателем комиссии по правам человека при
Президенте . - В.В.) мы уже встречались и подробно обсудили
возможности нашего взаимодействия. Но вообще я считаю, что
структур, защищающих права человека, особенно в России, не
может быть слишком много. Их может быть только мало.
- Их и в самом деле не сказать что избыток. Например,
закон, хотя и не предписывает, но и не возбраняет избирать
региональных омбудсменов. И сколько их у нас?
- Двадцать семь. Хотя мы знаем феодальные нравы местного
начальства. Нигде так нахально и безоглядно не нарушаются
права человека, как в медвежьих углах российской провинции.
Вот я только что звонил в Свердловскую область. Там решили
заняться бомжами. Готовы оказывать им медицинскую помощь,
кормить, одевать: дело полезное. Но загонять этих людей в
специальные лагеря, как кто-то, судя по прессе там додумался,
совершенно недопустимо. Собираюсь проверить эти сведения.
В общем, хорошо бы иметь омбудсмена в каждом субъекте Федерации.
При одном непременном условии: он не должен зависеть от местных
органов власти. Но если даже уполномоченные появятся повсюду,
это все равно не освобождает меня от обязанности следить за
соблюдением прав человека на всей территории нашей страны.
- В Чечне, например. Должность специального представителя
Президента по правам человека в этой республике недавно упразднена.
Вы готовы взять на себя эти обязанности?
- Разумеется. Чечня - часть России. Защита прав человека
в этой республике входит в мою компетенцию. Речь не идет о
том, кто там прав, кто виноват. Если права нарушены, я обязан
вмешаться. Независимо от того, какими политическими соображениями
было продиктовано то или иное нарушение. При этом в Чечне
может быть избран и местный уполномоченный по правам человека.
Думаю, рано или поздно это произойдет...
- Вы уже определились с приоритетами вашей будущей
деятельности?
- Трудно говорить о приоритетах. Защита политических прав
не менее важна, чем, к примеру, защита прав социальных или
экономических. Защита прав женщин, национальных меньшинств,
пенсионеров - этот ряд можно долго продолжать: все в равной
мере заслуживает внимания. Но надо понимать, что возможности
омбудсмена небезграничны.
Я не могу, например, напрямую добиться повышения прожиточного
минимума, но могу ставить об этом вопрос перед законодательной
и исполнительной властью. Потому что прожиточный минимум -
это материальная реализация права на жизнь. А начать я все
же намерен с защиты детских прав. Речь о беспризорщине, подростковой
преступности. Недавнее убийство в Питере таджикской девочки,
совершенное скинхедами, - это колокол для нас.
Предполагаю активно заняться и защитой прав инвалидов. Тем
более что в этом деле у меня есть кое-какой опыт. В течение
пяти лет я возглавляю паралимпийский комитет - организацию,
которая готовит спортсменов-инвалидов к паралимпиаде.
- Собираетесь ли Вы вмешиваться в судебные дела с
политической подоплекой?
- Только в том случае, если в ходе процесса нарушаются гражданские
права. Например, подсудимому отказано в защите. Никакого вмешательства
в само судебное расследование, а тем более попыток повлиять
на приговор, разумеется, быть не может. У омбудсмена просто
нет таких полномочий.
- Вас не беспокоит, что, заняв пост, Вы уходите из
публичной политики?
- Я это как-нибудь переживу. Да, правозащита - занятие не
политическое. В странах с развитой демократией его считают
рутинным и в общем-то скучным. Требующим не гражданской доблести,
а специфических знаний и навыков. Постараюсь соответствовать
этим требованиям. Очень важно отделить личные моменты и оценки
от работы уполномоченного.
Беседу вел Валерий ВЫЖУТОВИЧ
"Московские новости", 24.02. 2004
|