"ЯБЛОКО" ставит своей задачей поиск исполнимых, эффективных
и политически приемлемых способов устранения крайней нищеты
в современной России. "ЯБЛОКО" констатирует, что инерционное
развитие российской экономики не устраняет застойную бедность
и лишь усугубляет имущественное расслоение российского
общества.
Ликвидация бедности должна стать самостоятельной целью
государственной политики, для достижения которой власти
следует разработать особый инструментарий, найти политических
союзников, обнародовать программу мер по борьбе с бедностью
и получить положительный отклик российского общества на
свои действия.
"ЯБЛОКО" предлагает возможный вариант такой политики,
не претендуя на истину в последней инстанции. Наша задача
- начать профессиональное обсуждение крайней нищеты миллионов
россиян как важнейшей политической проблемы, войти
в диалог с властью, институтами гражданского общества,
гражданами и в качестве самостоятельной политической силы
сделать все возможное, чтобы рациональное ядро наших предложений
легло в основу государственной политики.
Мы считаем, что проблема крайней нищеты миллионов россиян
до сих пор не выведена из области политической мифологии.
Грамотный подсчет дефицита денежного дохода россиян, пребывающих
в крайней нищете, разработка механизма распределения средств
среди нуждающихся, проведенная в увязке с возможностями
бюджета - вот та постановка вопроса, которая даст требуемый
обществу ответ.
Мы намеренно не учитывали новейшие изменения в законодательстве
о распределении полномочий между уровнями государственной
власти и местным самоуправлением, поскольку проблема крайней
нищеты в любой её постановке будет решаться в результате
согласованных усилий всех уровней власти в России, с использованием
средств не только федерального, но и субфедеральных бюджетов,
а также средств внебюджетных фондов. Детали такого сотрудничества
будут определены, в частности, и на основе новейшего законодательства
о распределении полномочий. Однако эти детали будут носить
технический характер.
За исторически короткий срок - 4 года, составляющие
выборный цикл в Российской Федерации, на основе предложенных
мер возможно решение ключевой задачи: создание системы
социального обеспечения, которая стимулирует экономический
рост и гарантирует доступность его плодов всем слоям населения.
Г.А. Явлинский
Председатель Российской Демократической
Партии "ЯБЛОКО"
Оглавление
Бедность, неудовлетворительная занятость и болезни -
три различных проявления единого порока современного российского
общества, три характеристики состояния единого объекта:
гражданина, в отношении которого государство не создало
справедливые условия его участия в социальной жизни, конкуренции
на рынке труда и доступа к услугам здравоохранения. Каждое
мероприятие результативной социальной политики должно
формулироваться с учетом трех одновременно достигаемых
целей: избавление от болезней должно способствовать лучшей
занятости и, как следствие, росту благосостояния объекта
такой политики - жителя Российской Федерации.
Последовательная политика заработной платы и пособий
должна вывести из состояния нищеты всех нуждающихся россиян
и создать механизм гарантированного перераспределения
прироста ВВП в справедливой пропорции между всеми слоями
современного российского общества. Эффективная государственная
политика пенсий и пособий - необходимая предпосылка осуществления
структурных реформ в жилищно-коммунальном хозяйстве страны
и производных от неё структурных реформ в электроэнергетике,
газовом хозяйстве и на железнодорожном транспорте.
Государственная политика пенсий и пособий призвана переломить
тенденцию к относительному и абсолютному обнищанию россиян,
обеспечить расширенное воспроизводство национальной экономики
за счет стабильного и предсказуемого прироста внутреннего
спроса. Универсальным средством решения проблемы крайней
нищеты может стать единое социальное пособие (ЕСП), которое
должно вывести денежные доходы каждого россиянина на уровень,
превышающий прожиточный минимум.
Серьезнейшим тормозом для развития российского здравоохранения
оказалась полная несочетаемость созданных в последнее
десятилетие финансовых механизмов страховой медицины и
унаследованной материально-технической базы советского
здравоохранения. Частично реализованные страховые схемы
обязательного медицинского страхования не способны дать
импульс рационализации сети лечебно-профилактических учреждений
в общероссийском масштабе, повысить доступность и качество
медицинской помощи для подавляющего большинства россиян.
Без совместной работы всех уровней власти и местного
самоуправления по выработке единой инвестиционной и финансовой
политики в отрасли, без согласованных административных
решений по реструктуризации сети ЛПУ преждевременное внедрение
новых финансовых механизмов скомпрометирует как медицинское
страхование, так и негосударственное здравоохранение в
целом.
Через рационализацию сети ЛПУ, расширение хозяйственной
самостоятельности лечебного учреждения, через создание
попечительских советов для общественного контроля над
учреждениями здравоохранения, к последовательному внедрению
рыночных принципов финансирования здравоохранения, - таков
наиболее эффективный способ обеспечения россиян качественной
и доступной медицинской помощью с наименьшими для общества
затратами.
Динамичная политика занятости призвана обеспечить мобильность
граждан, соответствующую меняющимся потребностям рынка
труда: межрегиональная миграция, переквалификация, смена
должностного статуса должны гарантировано сочетаться с
ростом доходов гражданина.
Государство может и должно взять на себя основные риски,
связанные с переменой места жительства гражданином в целях
трудовой миграции; в рамках политики общественных работ
государство призвано формировать потоки межрегиональной
трудовой миграции не только исходя из соображений полной
занятости, но и в целях долгосрочного развития стратегически
важных районов страны.
Кардинальным способом решения проблемы бедности в отношении
трудоспособных граждан страны должна стать политика стимулирования
роста оплаты труда в государственном и коммерческом секторах
экономики. В этих целях нами предлагается комплекс мер
налогового и административного характера, в основе которых
лежит сокращение и рационализация налогового бремени,
производного от размера заработной платы работника, постепенный
переход к запретительным налоговым ставкам на выплату
заработной платы ниже величины прожиточного минимума,
а также административное повышение величины МРОТ до прожиточного
минимума работающего россиянина с учетом коэффициента
иждивенцев, возрастной группы работника и его социального
положения с возможной дифференциацией МРОТ по этим признакам.
В перспективе, за счет комплекса мер по стимулированию
роста оплаты труда и выведения из состояния нищеты работающих
россиян, планируется замещение выплат Единого Социального
Пособия лицам данной категории стимулированным приростом
оплаты труда.
Перечисленные выше меры являются ядром наших предложений.
При их успешной реализации станет возможным перейти к
активной демографической политике, стабилизировать ситуацию
в жилищно-коммунальном хозяйстве страны, восстановить
конституционные основы государственного пенсионного обеспечения,
а также реализовать особые меры социальной защиты в отношении
самых уязвимых категорий нуждающихся: инвалидов и детей-сирот.