1. МЕРЫ ПО ИСКОРЕНЕНИЮ КРАЙНЕЙ БЕДНОСТИ (НИЩЕТЫ) В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
По данным Госкомстата РФ, в 2001 году для полной ликвидации
бедности (крайней нищеты) требовалось дополнительно перераспределить
229.8 млрд. рублей в пользу 39.9 млн. человек, чьи денежные
доходы были ниже величины прожиточного минимума.
В 2002 году на эти цели требовалась сравнимая сумма:
Дифференциация населения РФ по уровню
денежного дохода в 2002г.
Размер трансферта, выводящий из бедности все население
РФ
№ п.п.
|
Денежный доход в месяц (рублей)
|
Численность населения с соответствующими
денежными доходами в месяц (млн. человек)
|
Размер трансферта (в год), необходимый
для увеличения доходов до величины прожиточного
минимума (млн. рублей)*
|
1
|
До 500
|
1, 16
|
17 540,0
|
2
|
От 500,1 до 750,0
|
3, 34
|
45 422,7
|
3
|
От 750,1 до 1000,0
|
5, 66
|
60 110,0
|
4
|
От 1000,1 до 1500,0
|
15, 52
|
93 090,0
|
5
|
От 1500,1 до 1760,0
|
8, 63
|
13 462,8
|
6
|
Итого
|
34, 31
|
229 625,5
|
* - В расчет величины трансферта принята
арифметическая средняя по каждому интервалу в качестве
величины среднего месячного денежного дохода члена соответствующей
группы, а также средняя для всей РФ и всех групп населения
величина прожиточного минимума в 1 760 рублей в месяц
1. Введение единого социального пособия (ЕСП)
Проблема крайней нищеты может быть решена с помощью введения
единого социального пособия (ЕСП) и наделения нуждающихся
слоев населения РФ правом получать данное пособие.
ЕСП вводится в качестве краткосрочной экстренной меры
на период 2004 - 2006 гг., т.е. на период доведения минимального
размера оплаты труда и минимальной пенсии до величины
прожиточного минимума и соответствующего увеличения заработных
плат занятых в бюджетной сфере и в негосударственном секторе.
Пособие замещает собой выплаты и пособия, которые производились
гражданину ранее и которые в совокупности не превышали
величины ЕСП.
ЕСП необходимо установить в размере не ниже федерального
(среднего по Российской Федерации) прожиточного минимума.
Проводится дифференциация ЕСП по возрастным группам получателей
и регионам их проживания.
Источником средств для выплаты ЕСП должен являться федеральный
бюджет, а также государственные внебюджетные фонды (Фонд
социального страхования и ПФР) и бюджеты субъектов РФ
на условиях, которые будут определены в федеральном законодательстве;
Получатели пособия будут разделены на две группы:
- лица, приобретающие право на ЕСП в силу своего социального
статуса: в целях преодоления локальной бедности, обусловленной
особым социальным статусом и/или низкой конкурентоспособностью
граждан на рынке труда в силу их семейного положения,
следует выделить группу граждан, которые будут наделяться
пособием вне зависимости от размера получаемого ими дохода
(члены многодетных семей, лица, получающие трудовые и
социальные пенсии ниже величины прожиточного минимума,
безработные, принимающие участие в государственных программах
переквалификации и трудоустройства, а также лица, осуществляющие
уход за неработающими гражданами); недискриминационный
принцип предоставления пособия должен резко снизить затраты
на осуществление этой меры, а также ускорить доведение
ЕСП до всех нуждающихся из указанных категорий; статистические
обследования состояния финансов домохозяйств, в которых
проживают нуждающиеся из указанных категорий граждан,
показывают, что лишь в 4 - 8% таких домохозяйств среднедушевые
доходы превышают прожиточный минимум;
В отношении большинства потенциальных получателей ЕСП
пособие назначается по принципу его принадлежности к статусной
группе (категории граждан) без соответствующей проверки
уровня его дохода и размера принадлежащего ему имущества;
при этом лица, которые переведены на ЕСП, утрачивают право
на получение в полном объеме льгот и дотаций, установленных
федеральным законодательством; в их отношении применяется
система корректирующих сертификатов (см. далее) в объеме,
который определяется в федеральном законе;
Наделение Единым Социальным Пособием или повышение существующих
пособий и пенсий до величины ЕСП в безусловном порядке
проводится в отношении получателей:
- социальных и трудовых пенсий, величина которых
не превышает прожиточный минимум пенсионера, и
которые являются единственным источником дохода
её получателя;
- компенсационных выплат неработающим трудоспособным
лицам, осуществляющим уход за неработающими гражданами;
- пособий по безработице, выплачиваемых гражданам,
согласившимся на переквалификацию и обязательное
трудоустройство по выбору государственной службы
занятости (при условии принятия закона о поддержке
трудовой миграции);
- пособия по беременности и родам для женщин-
учащихся высших и средних учебных заведений, женщин,
уволенных в связи с ликвидацией организации -
работодателя, женщин, чей средний заработок не
превышает прожиточный минимум, женщин-безработных
и не зарегистрированных в службе занятости в качестве
безработных, женщин, чей полный заработок в учетном
периоде был ниже прожиточного минимума;
- ежемесячного пособия на период отпуска по уходу
за ребенком до достижения им возраста полутора
лет.
- лица, приобретающие право на пособие в силу недостаточности
денежных доходов: в качестве временной меры при условии
недостаточности денежных доходов единым социальным пособием
будут наделяться граждане, работающие по найму в государственном
и негосударственном секторах экономики; в отношении таких
лиц предоставление ЕСП - исключительная и краткосрочная
мера, призванная увеличить среднедушевой денежный доход
в таких семьях на период проведения реструктуризации сетей
государственных учреждений и перехода на новые принципы
оплаты труда "бюджетников" или перевода их части в разряд
получателей пособия по безработице.
Потребность в едином социальном пособии: группы получателей,
принцип предоставления пособия и затраты на предоставление
пособий (в ценах 2002 года, с учетом единого прожиточного
минимума для всех категорий получателей пособия в размере
прожиточного минимума взрослого работника)
№ п.п.
|
Получатели пособия
|
Принцип предоставления пособия
|
Численность населения, выводимого
из состояния крайней бедности (тыс. человек)
|
Количество пособий для данной группы
получателей (тыс. пособий)
|
Затраты на предоставление пособий
(млрд. рублей в год)
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
V
|
VI
|
ЛИЦА, КОТОРЫМ ПОСОБИЕ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ
БЕЗ КОНТРОЛЯ ЗА ФАКТИЧЕСКИМ СРЕДНЕДУШЕВЫМ ДЕНЕЖНЫМ
ДОХОДОМ ИХ ДОМОХОЗЯЙСТВА
|
1.1
|
Члены полных и неполных семей с
тремя и более детьми*
|
В семьях с тремя детьми пособием
наделяется третий ребенок. В семьях с четырьмя детьми
пособием наделяется 2, 3 и 4 дети. В семьях с 5
детьми и более пособием наделяется каждый ребенок.
Заменяет ежемесячное пособие на ребенка до достижения
им возраста 16 лет.
|
9 200
|
1 900
|
34,67
|
1.2
|
Лица, получающие социальные пенсии
из ПФР, финансируемые за счет средств федерального
бюджета**
|
Заменяет социальную пенсию
|
1 580
|
1 580
|
16,68
|
1.3
|
Лица, получающие трудовые пенсии,
которые не превышают размер прожиточного минимума***
|
Минимальный размер трудовой пенсии
устанавливается не ниже величины ЕСП
|
5 250
|
5 250
|
47,88
|
1.4
|
Безработные, состоящие на учете
в службе занятости (независимо от факта предоставления
им пособия по безработице)****
|
Минимальный размер пособия по безработице
устанавливается не ниже ЕСП
|
1 710
|
1 200
|
11,50
|
1.5
|
Неработающие трудоспособные лица,
осуществляющие уход за неработающими гражданами
*****
|
Заменяет компенсационные выплаты
|
500
|
254
|
5,00
|
ЛИЦА, КОТОРЫМ ПОСОБИЕ ПРЕДОСТАВЛЕТСЯ
ПОСЛЕ ПОДСЧЕТА ФАКТИЧЕСКОГО СРЕДНЕДУШЕВОГО ДЕНЕЖНОГО
ДОХОДА ДОМОХОЗЯЙСТВА
|
2.1
|
Семейные и несемейные домохозяйства,
не вошедшие в иные категории (1.1 - 2.3) и не включающие
лиц из иных категорий (1.1 - 2.3)******
|
Заменяет пособие на ребенка
|
13 000
|
4 500
|
95,04
|
ЛИЦА, КОТОРЫЕ ОТКАЗЫВАЮТСЯ ПОЛУЧИТЬ
ПОСОБИЕ, А ТАКЖЕ КАТЕГОРИИ ГРАЖДАН, КОТОРЫЕ ВЫВОДЯТСЯ
ИЗ СОСТОЯНИЯ КРАЙНЕЙ БЕДНОСТИ (НИЩЕТЫ) ИНЫМИ МЕРАМИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
|
2.2
|
Лица, которые не могут быть выведены
из состояния бедности современными мерами государственной
политики: - безнадзорные и беспризорные (3,3 млн.
человек) - лица без регистрации - отказывающиеся
получать пособие
|
Пособие не может быть предоставлено,
поскольку за ним не обращаются. Даже если пособие
предоставляется, оно расходуется не по назначению
*******.
|
3 500
|
250
|
1,00
|
2.3
|
Лица, которые выводятся из состояния
крайней бедности иными мерами - студенты дневных
отделений ВУЗов - студенты дневных отделений средних
специальных учебных заведений в возрасте старше
16 лет
|
По состоянию на январь 2002 года
в РФ насчитывалось: Студентов ВУЗов дневных отделений
- 2880,6 млн. человек Студентов ССУЗов дневных отделений
- 1757,1 млн. человек Выводятся из состояния крайней
бедности посредством: - предоставления займов на
образование (в основном, мера применяется в отношении
студентов ВУЗов); - организации бесплатного питания
по месту учебы, выдачи обмундирования или формы,
бесплатного предоставления общежития (мера применяется
в отношении студентов ССУЗов)
|
4 638
|
0
|
1,50
|
ИТОГО РАСХОДЫ НА ФИНАНСИРОВАНИЕ
ВЫПЛАТЫ ЕСП
|
39 378
|
14 684
|
210,77
|
ИТОГО РАСХОДЫ НА ФИНАНСИРОВАНИЕ
ВЫПЛАТЫ ЕСП И ПОДДЕРЖКУ ГРАЖДАН ИЗ КАТЕГОРИЙ 2.2
И 2.3
|
|
|
213,27
|
ПОЯСНЕНИЯ:
В целях определения потребности в финансировании
выплат ЕСП:
Все расчеты проведены на основе статистической
информации за 2002 год.
Величина прожиточного минимума принята
в расчет в размере 1 760 рублей в качестве среднего значения
для всех возрастных групп и регионов РФ.
* По данным микропереписи 1994
года, в РФ 57,5% семей имеют детей до 18 лет; семьи с
одним ребенком составляют 53,8%, с двумя детьми - 36,8%,
с тремя и более детьми - 9,4%. Всего насчитывается 2,7
млн. многодетных семей, в которых проживает 4,5 млн. детей.
. Более 90% многодетных семей имеют среднедушевой
доход ниже прожиточного минимума. Предполагается осуществить
предоставление ЕСП на основе следующих принципов:
- в семьях с тремя детьми пособием наделяется
третий ребенок;
- в семьях с четырьмя детьми пособием
наделяется 2, 3 и 4 дети;
- в семьях с 5 детьми и более пособием
наделяется каждый ребенок.
В расчет принято следующее соотношение:
в семьях с тремя детьми проживает 70% детей из многодетных
семей; в семьях с четырьмя детьми - 20% детей из многодетных
семей, в семьях с пятью и более детьми проживает 10% детей
из многодетных семей.
ЕСП заменяет собой пособие на ребенка
в размере 240 рублей в месяц (расчетное значение, в среднем
по всем субъектам РФ). Будет выплачено 1 900 тыс. пособий,
что увеличит денежные доходы 9 200 тыс. человек - всех
граждан, проживающих в многодетных семьях (родителей и
детей) до уровня, превосходящего прожиточный минимум.
** ЕСП заменяет социальную пенсию
для всех категорий получателей. Социальная пенсия принята
в расчет в размере 880 рублей в месяц.
*** Трудовая пенсия, которая ниже
прожиточного минимума, устанавливается на уровне не ниже
ЕСП для всех категорий пенсионеров. Средняя трудовая пенсия,
которая будет заменена УСП, принята в размере 1 000 рублей.
**** Предполагается, что 1,2 млн.
человек, которые стояли на учете в 2002 году в службе
занятости в качестве безработных, будут наделены пособием
по безработице в размере не ниже ЕСП на условии их согласия
на переобучение по специальности, которая будет выбрана
из круга определенных службой занятости и согласия на
последующее трудоустройство по выбору службы занятости.
***** В отношении неработающих
трудоспособных лиц, осуществляющих уход за неработающими
гражданами, ЕСП заменит компенсационные выплаты, которые
приняты в размере 120 рублей.
****** Прочие семейные и несемейные
домохозяйства определены методом исключения как "все прочие
домохозяйства". В основном это полные и неполные семьи
с 1 - 2 детьми, работающими родителями (родителем), в
которых среднедушевой денежный доход не превышает прожиточного
минимума.
В отношении данной группы реципиентов
будет применяться условная система наделения пособием.
Наделение пособием будет проводиться в том случае, если:
1. Среднедушевой денежный доход в семье
ниже прожиточного минимума;
2. Оба родителя (родитель в неполной семье)
работают по найму.
Получатели пособий из данной группы будут
распределены по подгруппам, в отношении которых будет
применяться дифференцированная условная система наделения
пособием.
Подгруппа 1. Супружеские пары без детей,
одинокие граждане.
Наделение пособием не производится.
Подгруппа 2. Полные семьи с одним ребенком.
Пособия предоставляются только тем семьям,
которые проживают на территориях, имеющих статус "депрессивная
территория" в размере не более 1 пособия на семью.
Подгруппа 3. Полные семьи с двумя детьми,
неполная семья с одним или двумя детьми.
Пособия предоставляются всем семьям, не
более 2 пособий на семью.
******* В отношении граждан, входящих
в категорию 2.2, предусмотрены дополнительные расходы
бюджетов на проведение в их среде санитарно-гигиенических
массовых мероприятий, а также на организацию их бесплатного
питания и уплату за них взносов в систему обязательного
медицинского страхования.
В отношении граждан, входящих в категорию
2.3, предусматривается участие государства в формировании
заемных фондов в ВУЗах для предоставления нуждающимся
студентам займов на оплату образования, а также на финансирование
бесплатного питания и выдачу бесплатного обмундирования
нуждающимся студентам ССУЗов.
Реалистичный прогноз расходов консолидированного
бюджета на выплату ЕСП на период 2004 - 2007 гг. учитывает
следующие факторы:
- инфляционный прирост расходов составит
10% в год;
- сокращение контингента нуждающихся за
счет роста заработной платы в отраслях, финансирование
которых осуществляется из средств бюджетов всех уровней,
позволит к 2006 году прекратить выплату ЕСП работающим
по найму в государственном секторе;
- внедрение практики страхования риска
утраты занятости позволит сократить предоставление ЕСП
безработным на 50% уже к 2007 году;
- за счет внедрения программ поддержки
занятости инвалидов удастся сократить предоставление ЕСП
этой категории лиц на 25% к 2007 году;
- постепенный переход от статусного принципа
наделения пособием к принципу, основанному на измерении
среднедушевых денежных доходов домохозяйства, позволит
сократить количество получателей пособия на 10 - 15% к
2007 году;
- оценочно, не менее 5% потенциальных
получателей пособия не реализуют свое право на ЕСП ввиду
незначительности прироста их денежного дохода в результате
получения ЕСП.
Прогнозный график финансирования выплат ЕСП за счет
средств бюджетов всех уровней в период 2004 - 2007 гг.
(млрд. рублей)
Год
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
Расходы бюджетов всех уровней на финансирование
выплат ЕСП
|
230
|
210
|
150
|
145
|
2. Замещение льгот, дотаций и пособий
Введение ЕСП дает возможность провести полную инвентаризацию
и пересмотр обязательств федеральных органов исполнительной
власти по выплате пособий, предоставлению льгот и дотаций,
которые определены в федеральном законодательстве; в отношении
каждой льготы по каждой группе населения, которой такая
льгота предоставляется, указывается способ замещения льготы:
- льгота перестает предоставляться данной категории
населения, поскольку включается в универсальное
социальное пособие, которое будет выплачиваться
данной категории населения;
- право на льготу отменяется и компенсируется
по правилам, устанавливаемым Правительством РФ;
- предоставление льгот данного вида будет осуществляться
посредством выдачи нуждающимся сертификатов на
право получения данной льготы.
3. Расчет компенсационных сумм по льготам, дотациям
и пособиям, которые не подлежат замещению
По льготам, дотациям и пособиям, которые не переводятся
в корректирующие сертификаты и не включаются в ЕСП, Правительство
РФ рассчитывает единовременную компенсационную сумму,
представляющую собой накопленный поток денежных платежей,
которые получатель данной льготы, дотации или пособия
мог бы получить в течение жизни, если бы он пользовался
льготой, дотацией или пособием.
В случае, если льгота, дотация или пособие не связаны
с выдачей реципиенту денежных средств ни в какой форме,
проводится денежная оценка полезного эффекта льготы, дотации
или пособия и также рассчитывается единовременная компенсационная
сумма.
4. Компенсация льгот, пособий и дотаций, которые не
подлежат замещению
На основе расчетных компенсационных сумм по отменяемым
льготам, дотациям и пособиям рассчитывается продолжительность
компенсационного периода.
Компенсационный период определяется как срок выплаты
ЕСП, на протяжении которого дополнительный денежный доход,
получаемый реципиентом ЕСП (рассчитанный как сумма превышения
ЕСП над пособием, которое реципиент получал до введения
ЕСП) компенсирует отменяемые льготы, дотации и пособия
в размере рассчитанных выкупных сумм..
Компенсационный период рассчитывается как общий для всех
реципиентов ЕСП на основе среднего по всем группам реципиентов
ЕСП с усреднением выкупных сумм и дополнительного денежного
дохода реципиента.
Ориентировочно, период выплаты ЕСП всем реципиентам с
1 января 2004 года по 1 июля 2005 года является периодом
компенсации отменяемых льгот, дотаций и пособий для лиц,
переведенных на ЕСП.
5. Система стандартных корректирующих сертификатов
Система стандартных корректирующих сертификатов призвана
обеспечить дифференциацию доходов получателей ЕСП с учетом
их индивидуальных нужд и потребностей, способствовать
полному учету и контролю предоставляемых льгот за счет
средств бюджетов всех уровней;
Корректирующий сертификат будет именным защищенным документом
стандартной формы, который гарантирует владельцу сертификата
бесплатное получение указанных в нем товаров, работ или
услуг;
Корректирующие сертификаты будут использованы в качестве
механизма гарантированного предоставления льгот и дотаций,
определенных в законодательстве в отношении конкретной
группы населения;
Корректирующие сертификаты распределяются Министерством
труда и социальной защиты населения Российской Федерации
по субъектам Российской Федерации пропорционально численности
лиц, имеющих право на их получение; выдачу сертификатов
нуждающимся гражданам осуществляют органы социальной защиты
на местах;
- предусматриваются следующие виды сертификатов (список
не является исчерпывающим):
- сертификат на право бесплатного приобретения
проездного документа в общественном транспорте;
- сертификат на право бесплатного приобретения
проездного документа в поездах дальнего следования;
- сертификат на изготовление и ремонт зубных
протезов;
- сертификат на бесплатное питание или бесплатное
получение продуктов питания;
- сертификат на бесплатное приобретение витаминов
для беременных и лиц, нуждающихся в лечебном (усиленном)
питании;
- сертификат на полную или частичную оплату жилищно-коммунальных
услуг;
- сертификат на право бесплатного приобретения
путевки в санаторно-курортное учреждение;
- сертификат на право бесплатного получения услуг
по погребению.
6. Унификация ведомственных льгот
"Ведомственные" льготы подвергаются пересмотру и унификации
в следующем порядке:
- для всех должностных лиц, занятых в "силовых"
структурах (сотрудники ФСБ, сотрудники таможенных
органов, прокуроры и следователи, сотрудники милиции,
сотрудники федеральной фельдъегерской связи, военнослужащие
внутренних войск, работники ГУИН, работники МЧС)
вводится одинаковый и исчерпывающий перечень льгот,
финансируемых из средств федерального бюджета:
(1) страхование жизни на случай смерти в
пользу близких родственников;
(2) страхование от несчастного случая в пользу
застрахованного;
(3) дополнительное к программе обязательного
медицинского страхования медицинское страхование
риска расходов на дорогостоящие виды лечения
онкологических, сердечно-сосудистых и иных
видов заболеваний;
(4) предоставление сертификатов на право
бесплатного проезда в общественном транспорте,
сертификатов на право бесплатного приобретения
путевки в санаторно-курортное учреждение,
сертификатов на право бесплатного получения
услуг по погребению.
- льготы прочим категориям работников федеральных
бюджетных учреждений реализуются в форме выдачи
сертификатов на оплату жилищно-коммунальных услуг,
проезд на общественном транспорте, на бесплатное
питание, на приобретение путевки в санаторно-курортное
учреждение.
7. Введение универсальной "Книжки льготника"
Вводится универсальная "Книжка льготника", в которой
будут исчерпывающе указаны основание предоставления льгот
и перечень самих льгот, которые дают право получателю
"Книжки льготника" на УСП и соответствующие сертификаты;
"Книжка льготника" выдается представителям всех категорий
населения, которые имеют право на льготы, дотации и пособия,
за исключением: категорий граждан, которые имеют право
на льготы по профессиональному (должностному) признаку.
Все льготы, предоставление которых не отменено (не приостановлено)
законом и которые не были обеспечены соответствующим сертификатом
в текущем году, конвертируются в задолженность государства
перед владельцем "Книжки льготника"; задолженность такого
рода суммируется, накапливается и погашается государством
как в форме предоставления указанных льгот в будущем,
так и в форме предоставления государством иных благ, услуг,
прав или освобождений от обязанностей.
Правительство РФ разрабатывает альтернативные способы
погашения задолженности государства по корректирующим
сертификатам и в срок, не превышающий одного года с даты
введения корректирующих сертификатов, публикует гарантированные
альтернативные способы погашения сертификатов.
Перспективным способом погашения задолженности по корректирующим
сертификатам будет разрешение их владельцам уменьшать
налоговую базу по подоходному налогу и налогу на имущество
(недвижимость) на величину стоимости неоплаченного сертификата.
Тем самым будет осуществляться адресное снижение эффективной
ставки налогообложения подоходным налогом для беднейших
слоев населения РФ.
8. Дополнение стипендий займами на образование. Сохранение
социальных стипендий
Вводятся новые принципы расходования средств стипендиального
фонда в государственных высших профессиональных учебных
заведениях:
- сохраняются принципы назначения социальных стипендий
студентам из числа детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей; признанным в установленном
порядке инвалидами I и II групп; пострадавшим в
результате аварии на Чернобыльской АЭС и других
радиационных катастроф; являющимся инвалидами и
ветеранами боевых действий;
- стипендиальный фонд ВУЗа в части академических
стипендий дополняется заемным фондом для предоставления
студентам займов на получение образования; принципы
предоставления образовательных займов, их размеры,
плата за пользование займами, круг получателей займов
из числа студентов определяется приказом руководителя
ВУЗа по согласованию с профсоюзной организации студентов;
заемный фонд ВУЗа может пополняться за счет любых,
не запрещенных законом источников; Правительство
РФ за счет средств федерального бюджета ежегодно
пополняет заемные фонды ВУЗов;
- студент вправе принять решение о направлении
государственной стипендии на субсидирование ставки
процента по займу, полученному им на цели финансирования
расходов на образование; сумма, направляемая государством
на субсидирование ставки процента, удваивается в
сравнении с размером государственной академической
стипендии;
- возврат займа на образование может быть заменен
согласием студента на обязательное государственное
распределение; в этом случае государство в лице
Правительства РФ принимает на себя обязательство
вернуть образовательный заем, полученный студентом,
а студент работает по государственному распределению
срок, установленный в законе Российской Федерации.
В государственных средних специальных учебных заведениях
вводится бесплатное трехразовое питание для студентов,
нуждающиеся студенты обеспечиваются форменным обмундированием
и обувью.
9. Коррекция принципа наделения единым социальным
пособием
В случае успешной реализации политики повышения заработной
платы, в первую очередь роста оплаты труда работников,
занятых в бюджетной сфере, наделение нуждающихся единым
социальным пособием прекращается.
Система оказания государственной социальной помощи в
виде предоставления пособий и компенсационных выплат сохраняется
только в отношении детей из семей, среднедушевой доход
в которых ниже величины установленного прожиточного минимума,
и, учитывая социальный статус большинства указанных семей,
будет носить натуральный характер. Ежемесячные компенсационные
выплаты на детей будут устанавливаться в виде денежных
сумм, предоставляемых в безналичной форме, безвозмездно,
для покрытия части расходов, связанных с приобретением
необходимых продуктов питания и предметов детского ассортимента,
из расчета разницы между суммой величин прожиточных минимумов
и общим доходов членов малоимущей семьи.
В том случае, если административными и налоговыми мерами
в период 2004 - 2006 гг. не удастся стимулировать рост
заработной платы до уровня, обеспечивающего для всех категорий
занятых превышение среднедушевого дохода в их семьях над
региональным прожиточным минимумом, будет сохранена практика
наделения нуждающихся граждан единым социальным пособием.
При этом статусный принцип в определении нуждаемости
и прав на пособия, льготы и дотации будет дополнен принципом
недостаточности дохода и имущества для всех категорий
получателей ЕСП. Проводится сокращение числа получателей
ЕСП за счет лиц, имеющих доходы от собственности и иные
доходы в размере, превышающем три четверти прожиточного
минимума. Для таких лиц сохраняется предоставление корректирующих
сертификатов на право получения бесплатного питания и/или
продуктов питания, проезд, лекарства, витамины и оздоровительные
средства, а также иных сертификатов.
При определении уровня нуждаемости гражданина размер
принадлежащего ему имущества принимается во внимание лишь
в том случае, если государство гарантирует ликвидность
такого имущества, т.е. осуществляет его выкуп по рыночным
ценам, предлагает гражданину выплату ренты при условии
перехода прав на имущество от гражданина к государству,
приобретает имущество на иных условиях по рыночной цене.