8. ОТДЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОЗДАНИЮ
УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Борьба с бедность, болезнями и неэффективной занятостью
возможна лишь при условии предварительного осуществления
ряда взаимосвязанных общегосударственных мероприятий:
Легализация гражданского правооборота, социального
и правового статуса граждан России и иных лиц, находящихся
на её территории, демократизация паспортного режима
Легализация гражданского правооборота должна проявить
реальный имущественный и социальный статус каждого гражданина.
Достижение соответствия реального и номинального статуса
гражданина даст возможность системе социального обеспечения
эффективно сработать в режиме выбора объекта поддержки,
объема такой поддержки и срока её оказания.
Легализация гражданского правооборота позволит однозначно
установить уровень нуждаемости гражданина, размер и состав
его имущества, размер и источники его дохода, а также
количество и состав лиц, находящихся на его иждивении.
В качестве самостоятельного направления политики легализации
гражданского правооборота и статуса его участников следует
провести пересмотр сложившейся системы регистрации граждан
и их паспортного учета.
Паспортный режим и режим регистрации сохранили множество
пережитков тоталитарной системы. Элементы этой системы
не могут обеспечить ни действительный контроль, ни безопасность
граждан.
Для решения данных проблем необходимо предпринять следующие
меры.
- ввести в новые паспорта латинскую транслитерацию,
чтобы сделать паспорт единым как для внутреннего пользования,
так и для поездок за границу;
- обменивать паспорта по мере необходимости: заполнение
паспорта визами, регистрация брака, утеря, а также по
мере необходимости замены фотографий по достижении определенного
возраста;
- отменить загранпаспорта как рудимент советской эпохи
(выданные загранпаспорта действительны до окончания срока
их действия, затем используется новый российский паспорт
с латинской транслитерацией);
- ввести регистрацию по заявительному признаку, исключительно
с целью голосования на выборах и для получения социальных
пособий (таким образом, сохраняются следующие виды учета
населения: налоговый - ИНН, регистрация - как желание
принять участие в выборах и учет получателей социальной
помощи, медицинское страхование должно стать единым по
всей стране, потеряв тем самым территориальную привязку).
Требуется создать государственную систему статистического
учета, адекватную потребностям системы социального обеспечения
В целях повышения эффективности социальной политики следует
организовать силами государственных статистических органов
периодический (ежеквартальный) учет домохозяйств по таким
показателям, как:
- количество домохозяйств со среднедушевыми доходами
ниже величины прожиточного минимума (также в региональном
аспекте и в зависимости от наличия в домохозяйстве инвалида,
пенсионера, ребенка, безработного, учащихся и неполного
состава супругов в семье);
- финансовые и натуральные показатели уровня нуждаемости
домохозяйств различного типа (также в региональном аспекте
и в зависимости от наличия в домохозяйстве инвалида, пенсионера,
ребенка, безработного, учащихся и неполного состава супругов
в семье);
- обобщенные финансовые характеристики объемов пособий,
субсидий, льгот, дотаций, товаров и услуг, которые должны
быть предоставлены для ликвидации бедности членов домохозяйств
различного типа;
- финансовые и натуральные показатели предоставленных
пособий, субсидий, льгот, дотаций, товаров и услуг из
бюджетов различных уровней домохозяйствам различного типа;
- динамика занятости и состояния здоровья членов домохозяйств
с разбивкой по уровню среднедушевых доходов в домохозяйстве,
региональному признаку и признаку получения социальной
помощи.
Ежеквартально Государственным комитетом по статистике
будет публиковаться "Барометр социального неблагополучия
Российской Федерации", в котором в обобщенной форме будет
представлена текущая статистика бедности, уровня здоровья
и состояния занятости по всему населению Российской Федерации.
Статистика должна отражать результативность принимаемых
мер в области социальной политики.
Необходимо провести инвентаризацию активов и обязательств
системы социального обеспечения
В настоящее время в РФ существует значительное количество
льгот, дотаций, пособий и субсидий, которые граждане вправе
требовать от государства, но которые им не предоставляются.
В отношении таких обязательств государства инвентаризация
будет означать признание государством своего долга с указанием
его общих параметров и порядка его погашения. Возможные
варианты погашения такого долга приводятся в разделе "Реформа
политики доходов: решение проблемы бедности".
Необходимо создать механизм стимулирования роста частных
расходов на цели социального обеспечения