4. НЕКОТОРЫЕ МЕРЫ ПО СТАБИЛИЗАЦИИ
СИТУАЦИИ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Жилищный фонд и коммунальные сети страны находятся в
удручающем состоянии. Угрожающе растет аварийность в коммунальном
секторе. В отдельных регионах ситуация в жилищно-коммунальном
комплексе обострена до предела, и кризис Приморья может
повториться в других регионах страны. Задолженность предприятий
ЖКХ перед поставщиками ресурсов достигла огромных размеров,
как и долги потребителей перед коммунальными предприятиями.
Значительная часть ответственности за долговой кризис
лежит на государстве, которое с одной стороны не оплачивает
долги бюджетных учреждений (воинских частей, ВУЗов и т.д.),
а с другой - регулярно урезает доходы муниципальных бюджетов
- основных доноров ЖКХ.
Неэффективность коммунального сектора объясняется тем,
что в нем сохраняются такие пережитки административно-командной
системы, как монополизм, отсутствие системы учета реальной
себестоимости коммунальных услуг, затратный принцип ценообразования
в отрасли, приводящий к раздуванию издержек, отсутствие
общественного контроля над тарифами монополистов. Все
это приводит к тому, что в ценообразовании на жилищно-коммунальные
услуги по-прежнему действуют не рыночные механизмы, а
принципы административного регулирования цены.
Цель реформы жилищно-коммунального хозяйства должна
заключаться в гарантированном и качественном обслуживании
жилищного фонда. Для достижения этой цели необходимо
решение следующих задач:
- законодательное закрепление принципа взаимной ответственности
поставщика услуг и потребителя на основе договора,
- демонополизация и усиление общественного контроля
над естественными монополистами в сфере ЖКХ,
- постепенный отказ от бюджетного дотирования отрасли
с одновременным повсеместным внедрением системы адресной
социальной поддержки населения.
- Главными принципами при проведении реформы
должны стать:
- приоритет структурных изменений в отрасли над фискальными
целями государства, в том числе “финансовым оздоровлением
отрасли”;
- увязка повышения стоимости оплаты с ростом платежеспособности
населения;
- равномерное распределение бремени реформы между предприятиями
ЖКХ, населением и бюджетами всех уровней;
- защита прав и интересов граждан при проведении реформы
ЖКХ;
- ограничение роста тарифов естественных монополий;
- проведение конкурсов на управление монополиями;
- разделение функций подрядчика и заказчика на поставку
коммунальных услуг;
- повышение прозрачности отрасли ЖКХ;
- развитие конкуренции в деятельности коммунальных служб;
- недопущение приватизации предприятий ЖКХ до их демонополизации;
- учет региональной специфики при проведении реформы,
в частности обеспечение особых условий проведения реформы
для регионов Крайнего Севера.
Остро необходима реализация следующих мероприятий
федеральными органами исполнительной власти:
1. Введение двойной шкалы тарифов на коммунальные
услуги, с пониженными тарифами для граждан - членов
объединений жильцов, которые будут стимулировать создание
коллективных потребителей коммунальных услуг.
2. Обеспечение твердого правового фундамента реформы,
принятие нового Жилищного кодекса, а также внесение
изменений и дополнений в другие нормативно-правовые акты,
регулирующие ЖКХ.
3. Создание системы учета реальной стоимости коммунальных
услуг. Следует создать систему стимулов, поощряющую
установку счетчиков гражданами. На эти цели может идти
часть дотаций направляемых на личные счета граждан. Малоимущим
счетчики должны устанавливаться за бюджетные средства.
Ввести обязательность поквартирной установки счетчиков
в новых домах. Установить счетчики во всех без исключения
бюджетных учреждениях.
4. Решение проблемы задолженности в сфере ЖКХ. В
сфере ЖКХ накопилось как минимум 5 видов долгов: 1) задолженность
по капитальному ремонту, 2) долги населения по оплате
услуг ЖКХ 3) прямые долги государства по оплате услуг
ЖКХ 4) неперечисленные дотации на льготников 5)
убытки отрасли от занижения тарифов. За четыре из пяти
видов долгов полную ответственность несет государство,
только прямые долги которого перед отраслью в 4-5 раз
превышают задолженность населения. Поэтому добиться от
граждан добросовестной оплаты коммунальных услуг невозможно
до тех пор, пока государство не оплатит собственные долги
и не даст гарантий бесперебойных платежей в будущем. Необходима
также реструктуризация долгов ЖКХ перед энергетикой и
другими естественными монополиями, проводимая только
в соответствии с их реальными затратами, выявленными в
результате аудита за все годы задолженности
5. Демонополизация жилищно-коммунального сектора.
Необходимо разработать механизм государственного и
муниципального заказа на жилищно-коммунальные услуги,
размещаемого на конкурсной основе. Это позволит сократить
бюджетные расходы и даст импульс развитию в ЖКХ реальной
конкуренции. С целью развития конкуренции управляющие
компании могут быть демонополизированы в административном
порядке. Необходимо внедрение механизма концессионных
договоров в сфере ЖКХ как цивилизованной формы разгосударствления
этой сферы и создания независимых, но действующих в договорных
рамках организаций, оказывающих коммунальные услуги.
6. Создание механизма общественного
контроля над естественными монополистами в сфере ЖКХ.
Без установления жесткого контроля за коммунальными монополистами
механизм ценообразования в ЖКХ никогда не станет прозрачным.
Необходимо закрепить в законе конкурсный механизм назначения
руководителей коммунальных монополий. Следует законодательно
обязать муниципальные власти ежегодно проводить независимый
аудит предприятий ЖКХ, результаты которого публиковать
в сопоставлении с предварительными планами. Только таким
образом можно избежать разбухания тарифов за счет сверхдоходов
коммунальных начальников и иных непроизводственных затрат.
При органах местного самоуправления создавать муниципальные
комиссии по контролю за тарифами на коммунальные услуги,
гарантировав участие в их работе депутатов, представителей
общественных объединений и организаций, защищающих права
потребителей в жилищной сфере. В то же время необходимо,
чтобы большинство в этих комиссиях составляли независимые
эксперты, в том числе приглашаемые извне, включая иностранцев.
Необходимо объявить мораторий на приватизацию коммунальных
монополистов. Реализация этой части программы правительства
приведет к созданию касты коммунальных олигархов, которые
будут душить конкурентов в сговоре с чиновниками.
Важнейшим инструментом общественного контроля может стать
практика создания управляющих компаний, имеющих статус
некоммерческих организаций, способных квалифицированно
представлять интересы неорганизованных жителей.
7. Создание организованных коллективных потребителей
коммунальных услуг. Необходимо стимулировать переход
на совместное домовладение, развитие товариществ собственников
жилья (ТСЖ) вплоть до введения пониженных тарифов на коммунальные
услуги для членов ТСЖ. Сегодня ТСЖ очень мало и далеко
не все из них работают эффективно. Подчас имеет место
узурпация председателями ТСЖ всей полноты власти, присваивание
средств от использования общего имущества. В закон о ТСЖ
надо внести поправки, гарантирующие демократическую процедуру
принятия решений в ТСЖ, учитывающую волю каждого индивидуального
собственника, обеспечить прозрачность и контроль над доходами
и расходами ТСЖ, регулярную отчетность правления ТСЖ о
проделанной работе. Запретить практику создания ТСЖ более
чем в одном многоквартирном доме, ведущую к профанации
их деятельности и дискредитации идеи совместного домовладения.
Следует предельно упростить процедуры формирования кондоминиумов
и регистрации ТСЖ; обеспечить равные условия оплаты коммунальных
услуг для проживающих в домах и в квартирах любых форм
собственности. При этом налогообложение любых объединений
жильцов не может осуществляться на тех же принципах, что
налогообложение коммерческих структур.
Необходимо передать в собственность владельцев кондоминиума
придомовые территории на базе разработанного типового
договора, содействовать ТСЖ в привлечении предприятий
по эксплуатации и обслуживанию жилья, в предоставлении
им необходимого оборудования, выделять средства на капитальный
ремонт домов для желающих создать ТСЖ в старых домах,
выделять ТСЖ дотации в полном объеме до их отмены и компенсации
на льготников до отмены льгот.
8. Переход к системе адресной социальной защиты населения
требует заменить денежными компенсациями льгот
на оплату коммунальных услуг. При этом размер компенсации
должен определяться реальной стоимостью услуг, чего нельзя
добиться без предварительной установки приборов индивидуального
учета. С целью смягчения социальных последствий замену
льгот компенсациями можно проводить только после очередного
повышения пенсий и выплачиваемых из бюджета зарплат. Содержание
и количество справок о доходах граждан должно быть установлено
законом.
9. Существенным стимулом повышения эффективности
работы коммунальных служб должна стать фиксация тарифа
на длительный срок. Тогда экономия, полученная от
снижения издержек, ликвидации неоправданных потерь, увеличит
прибыль отрасли.
10. Разрабатывать и предоставлять субъектам Российской
Федерации и органам местного самоуправления методические
рекомендации по проведению коммунальной реформы и модернизации
ЖКХ. Яблоко категорически не может согласиться с подходом
Госстроя, которое считает, что роль федерального Правительства
при реформировании ЖКХ ограничивается лишь регулированием
четырех федеральных стандартов. Без методических рекомендаций
местным органам власти будет сложно самостоятельно внедрить
систему адресных жилищных субсидий нуждающимся, разработать
положение о конкурсах на обслуживание жилищного фонда,
разработать типовые договоры на поставку коммунальных
услуг.
Для выполнения этих мер необходимо:
1) отменить программу «Реформирование и модернизация
жилищно-коммунального комплекса в РФ» от 17. 11. 2001;
2) сформулировать конкретные задания по структурным реформам
для регионов с последующей конкретизацией ими заданий
для муниципалитетов, установить мораторий на повышение
оплаты жилищно-коммунальных услуг вплоть до реализации
регионами и муниципалитетами структурных заданий;
3) запретить включение в ставки и тарифы оплаты жилищно-коммунальных
услуг любых косвенных затрат, не отражающих фактический
объем потребления ресурсов непосредственно каждым жителем;
4) обеспечить в ходе проведения реформы приоритет структурных
преобразований над сугубо фискальными целями;
5) провести публичное обсуждение проблем реформы ЖКХ,
а также привлечь к разработке концепции реформы широкий
круг общественных и политических организаций, объединений
потребителей и собственников жилья, представителей органов
местного самоуправления и работников коммунальных служб.