7. МЕРЫ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ КОНСТИТУЦИОННЫХ
ОСНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Наделение единым социальным пособием пенсионеров, пребывающих
в крайней нищете, позволит снять острейшую проблему выживания
граждан, получающих социальную пенсию и пенсионеров -
получателей трудовой пенсии, не превышающей прожиточный
минимум.
Такая временная и буферная мера даст возможность провести
обстоятельную оценку конституционности существующей в
стране системы государственного пенсионного обеспечения
и реализовать меры по приведению в соответствие с Конституцией
РФ обязательств государства перед пенсионерами.
1. Нынешнее пенсионное законодательство сложно и запутанно
не только для пенсионеров как прямых «пользователей» этих
законов, но и для профессиональных юристов. Речь идет
не о стилистических, а о политических изъянах: действующее
сегодня пенсионное законодательство фактически противопоставляет
трудовые и государственные пенсии.
2. Поскольку из средств государственного бюджета выплачивается
только базовая часть трудовой пенсии, а страховая и накопительная
части зависят от налоговых платежей работодателя и не
обеспечиваются средствами государственного бюджета, обязательства
государства обеспечить достойное существование пенсионера
(статья 7 Конституции Российской Федерации) не исполняются
и не имеют надлежащих гарантий исполнения.
3. Величина социальной пенсии, установленная Федеральным
законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской
Федерации», также не соответствует прожиточному минимуму.
Поэтому норма указанного Закона о том, что социальная
пенсия, назначенная гражданам, достигшим возраста 65 и
60 лет (соответственно мужчины и женщины), не выплачивается
в период выполнения ими оплачиваемой работы (п.2 ст.11),
ущемляет их право на жизнь.
4. Устанавливая для всех нынешних получателей трудовой
пенсии единую максимальную величину пенсии, а также устанавливая
единую минимальную сумму ее базовой и страховой частей,
Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
тем самым исключает качество и меру труда из факторов,
определяющих размер и условия выплаты пенсии. Закон также
закрепляет неравенство в пенсионных правах граждан в зависимости
от времени установления им пенсии (до 1 января 2002 г.
или позднее), что противоречит пункту 2 статьи 19 Конституции
Российской Федерации.
5. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской
Федерации» отменяет многие нормы, которые ранее содержались
в пенсионном законодательстве и на которые ориентировалось
население. В результате таких изменений десятки тысяч
людей не получили и не получат пенсию, на которую они
имели право и рассчитывали, строя свою трудовую биографию,
выбирая место работы и профессию и т.п. с учетом норм
прежнего пенсионного законодательства. Практически обратную
силу получает закон, вводящий новые обязанности для граждан
(требующий, в частности, большего, чем ранее, трудового
стажа для целого ряда категорий трудящихся), что противоречит
статье 55 Конституции Российской Федерации.
6. Согласно пункту 3 статьи 55 Конституции Российской
Федерации, права и свободы человека и гражданина могут
быть ограничены федеральным законом только в той мере,
в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного
строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов
других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности
государства. Ни одной из перечисленных причин ограничение
пенсионных прав граждан не обосновано.
7. Сложившаяся ситуация недопустима в демократическом,
правовом и социальном государстве, каковым является Россия
согласно Конституции РФ (п.1 ст.1, п.1 ст.7).
8. Необходимо внести в пенсионное законодательство изменения
и дополнения, направленные на уточнение с юридической
и экономической точек зрения установленных в нем понятий
и правил.
9. Необходимо предусмотреть законодательный механизм
трансформации государственных обязательств по целому ряду
социальных выплат, рассчитанных ранее по минимальной пенсии
по старости, в государственные обязательства, рассчитанные
по нынешним минимальным размерам базовой или сумме базовой
и страховой частей пенсии.
10. Пенсии исполнившим свой долг перед Родиной военнослужащим
и семьям погибших при исполнении долга военнослужащих
необходимо исчислять как величину, кратную не базовой
части трудовой пенсии, а прожиточному минимуму. Возможны
иные варианты:
установить, что пенсия названным лицам устанавливается
равной максимальному размеру трудовой пенсии,
либо установить, что пенсии названным лицам выплачиваются
по средней величине пенсий государственным служащим.
По сути военная служба тоже служба государству и в таком
подходе есть не только прагматический, но идеологический,
политический аспект.
11. Трудовая пенсия должна быть определена в законе как
государственная пенсия в соответствии со статьями 7 и
39 Конституции.
12. Установить дифференциацию минимального размера базовой
и страховой частей пенсии для работавших и не работавших
лиц. Сумма базовой и страховой частей социальной пенсии
должна соответствовать прожиточному минимуму пенсионера,
тогда как для пенсионеров, имеющих длительный трудовой
стаж, минимальная сумма базовой и страховой частей должна
быть ощутимо выше.
13. Гражданам, размер пенсии которых ниже прожиточного
минимума, в переходный период необходимо легально разрешить
выполнять оплачиваемые работы без лишения или ограничения
пенсионных выплат.
14. Устранить неравенство в пенсионных правах граждан
в зависимости от времени установления им пенсии (до 1
января 2002 г. или позднее). Необходимо обеспечить универсальный
характер и предусмотреть шаговый механизм конвертации
ранее приобретенных пенсионных прав в нынешние пенсионные
права: все граждане, уже заработавшие по ранее действовавшему
законодательству право на льготную пенсию, должны ее получать.
В отношении граждан, имеющих недостаточный льготный стаж,
должна быть разработана система соответствующих коэффициентов.
15. Индексацию трудовых пенсий осуществлять по фактической
инфляции, а не по предполагаемой. Средства на индексацию
пенсий ежегодно предусматривать в федеральном бюджете
в полном объеме. Механизм индексации пенсий должен быть
единым вне зависимости от социальной принадлежности и
должностного положения будущего пенсионера. Необходимо
разработать и внести в Государственную Думу соответствующий
законопроект.
16. Государственная Дума должна рассматривать и принимать
не только закон о бюджете Пенсионного фонда, но иметь
возможность одновременно с этим получать и обсуждать не
фигурирующие в указанном бюджете расходы министерств и
ведомств на пенсионные нужды работников соответствующей
отрасли.
17. Требуется разработать и внести в Государственную
Думу законопроект о статусе Пенсионного фонда, а также
о государственных органах, уполномоченных осуществлять
государственную политику в области пенсионного обеспечения
и пенсионного страхования.
18. Внести в пенсионное законодательство необходимые
изменения с целью обеспечения права детей, не достигших
18 лет, на пенсию по случаю потери кормильца без каких-либо
дополнительных условий и независимо от того, есть у них
иной источник дохода или нет.
19. Исключить из пенсионного законодательства нормы о
лишении права на трудовую пенсию по инвалидности граждан,
умышленно нанесших ущерб своему здоровью.
20. Исключить из пенсионного законодательства нормы о
лишении права на трудовую пенсию по случаю потери кормильца
нетрудоспособных членов семей граждан, умышленно нанесших
ущерб своему здоровью.
21. В пенсионное законодательство необходимо включить
нормы, определяющие правила выплаты пенсий по случаю потери
кормильца за период нахождения детей на полном содержании
в государственных и муниципальных учреждениях (в таких
учреждениях находятся несколько сот тысяч детей, многие
из которых дети-сироты), правила определения пенсии по
случаю потери кормильца-пенсионера и т.д. На период до
введения в действие соответствующих норм необходимо придать
статус действующих соответствующим нормам прежнего пенсионного
законодательства.
22. Необходимо внести изменения в пенсионное законодательство
с целью ликвидации ограничений пенсионных прав иностранных
граждан и лиц без гражданства.
23. Необходимо предусмотреть впрямую в текстах федеральных
пенсионных законов возможность выбора между социальной
и трудовой пенсиями без каких-либо изъятий и ограничений.
24. Предоставляя льготы работодателю по уплате единого
социального налога, государство должно ясно определить,
в каких случаях и в каких масштабах эти льготы компенсирует
федеральный бюджет, а в каких случаях сам застрахованный
(за счет снижения размера страховой части будущей пенсии
либо за счет добровольного самостоятельного внесения страховых
платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации).
25. Необходимо предусмотреть возможность работнику самому
вносить платежи единого социального налога при недобросовестности
или неплатежеспособности работодателя с возможностью последующего
судебного возмещения работодателем соответствующих потерь
работника. Это касается и индивидуальных предпринимателей,
а также лиц, работающих у них по гражданско-правовому,
а не трудовому договору, иных «самозанятых».
26. Налоговое законодательство должно предусматривать
льготы не только для пенсионных фондов, но и для самих
вкладчиков - на их пенсионные накопления.
Необходимо диверсифицировать источники пенсионного обеспечения
ныне живущих пенсионеров. Пенсии, в частности, должны
выплачиваться за счет эффективного управления государством
собственного имущества: за счет дохода, полученного от
эксплуатации природного, ресурсного потенциала страны,
федеральных унитарных предприятий.