В
жестком кресле главного по правам человека в России Владимир Петрович
Лукин хорошо сидит. Такую оценку заочно дали многие тысячи сограждан,
которые удвоили почту государственного правозащитного аппарата после
его утверждения в должности. Личные знания большой дипломатии, опыт
политика, прямой доступ к высшей власти - багаж состоявшейся карьеры
Лукина дал его нынешним подопечным надежду на реальную помощь. Может,
защиту от произвола наши люди будут искать не в Страсбурге, а в
Москве, на Мясницкой, 47. Каким образом? Это стало понятно по первому
же ответу на первый вопрос.
- Владимир Петрович, вот письмо в редакцию, адресованное
вам лично. Пишет ветеран войны из Подмосковья. Ему 78 лет. Судится
за свой земельный пай, но денег на адвоката нет. Адвокатская коллегия
в бесплатной помощи ему отказала. А без этого нет шансов выиграть
дело. Можно ли помочь человеку?
- Постараемся помочь, давайте адрес. Наши юристы выступят в роли
консультантов.
Но вмешиваться в судебные разбирательства мы по закону не можем.
Суд - независимая инстанция. Это свято. Мы предлагаем ввести институт
общественных защитников в судебных заседаниях. Многие люди в нашей
стране просто не в состоянии оплатить услуги адвоката. Но есть правозащитники
с хорошей репутацией, высокой квалификацией, которые готовы защищать
граждан совершенно бесплатно. Только этим защитникам требуется законный
статус. Этот законопроект сейчас находится в Государственной Думе.
И по нему идет дискуссия.
Кроме того, мы считаем необходимым восстановить институт заседателей.
Там, где нет присяжных, обязательно должны быть два заседателя,
соответствующим образом избранные. Это поумерит самоуправство одного
человека в мантии, которое существует в судах.
- Мы призываем граждан все проблемы решать в правовом
поле. Люди идут в суд, а там их встречают бесправие, хамство, коррупция.
Как с этим бороться?
- Очень трудная проблема. Про судей уже анекдоты ходят. Один из
них жалуется другому: "Истец дал мне 50 тыс., а потом ответчик
принес 70 тыс. Теперь уж и не знаю, как поступить!" - "А
ты возьми с истца еще 20 тыc. и суди по совести!"
Я всегда был сторонником суда присяжных и продолжаю им оставаться.
Но когда этот суд вдруг принял пару решений, от которых у некоторых
просвещенных людей волосы встали дыбом, возникла дискуссия. Не пора
ли, мол, его как-то ограничить? Мы сейчас готовим по этому вопросу
специальный доклад. Очень важны сама процедура формирования жюри,
четкие критерии этого отбора. Допустим, приходят 50 кандидатов в
присяжные. Кто их будет отбирать, по какому принципу? Я считаю,
что председатель суда не должен подбирать жюри по своему произволу.
Судебная система, безусловно, независима. И никто, в том числе
и Уполномоченный, не вправе вмешиваться в процесс отправления правосудия.
Но в соответствии с федеральным конституционным законом Уполномоченный
вправе обращаться в надзорные инстанции с ходатайствами о проверке
того или иного решения суда.
Но тут возникла интересная ситуация. Если в прежних кодексах были
нормы, которые обеспечивали Уполномоченному реализацию определенных
прав, то в новых редакциях УПК и ГПК они отсутствуют. Но реально-то
судьи смотрят именно в кодексы, а не в конституционный закон об
Уполномоченном. Поэтому мы сейчас подготовили ряд законопроектов,
которые обеспечили бы внесение соответствующих изменений.
- Перейдем к главному вопросу читателей "РГ":
на кого и как Уполномоченный по правам человека может реально повлиять?
- У меня есть горькая шутка, которую я люблю повторять: если у
вас появились проблемы с правами человека, то обращайтесь ко мне
- я вам посочувствую. А если серьезно, то институт Уполномоченного
по правам человека ограничен законом, причем, на мой взгляд, довольно
существенно. Мы - внесудебный орган. Уполномоченный принимает жалобы
граждан и реагирует на них. Он может дать жалобам ход, то есть высказать
свое суждение по их сути. Встречаются ведь жалобы необоснованные
и в правовом, и в человеческом отношении.
Хотел бы особо подчеркнуть, что подход Уполномоченного к человеческим
проблемам связан не с одними лишь правовыми делами. Уполномоченный
в парламенте присягает руководствоваться не только Конституцией
и законами, но своим собственным пониманием справедливости и совести.
Гуманный аспект проблемы часто теряется за юридическими составляющими.
Право - оно ведь не всегда гуманно. Кстати, в статье 7 нашей Конституции
сказано, что государство у нас не только правовое, но и социальное.
Помимо законов существуют чисто человеческие подходы к делу в тех
ситуациях, когда право не дает ответа на вопрос. Об этом стоит помнить.
- Вы работаете только по конкретным жалобам граждан?
- Нет, не только. И самостоятельно тоже. Недавно мы создали специальную
экспресс-группу, которая в оперативном порядке отслеживает события,
вызывающие бурную общественную реакцию.
- Что же, по вашей информации, сегодня больше всего волнует
российских граждан?
- Перевод льгот в денежные компенсации. К нам сейчас поступают
многочисленные обращения и жалобы от общественных организаций ветеранов,
инвалидов, чернобыльцев, которых пугает эта замена. Мы послали по
этому поводу обращения к председателю нашего правительства Фрадкову
и председателю Государственной Думы Грызлову. Мы предложили провести
широкие слушания в Госдуме. Но слушания не формальные с привлечением
"удобных" лиц, которые говорили бы только то, что приятно,
а реальных, серьезных общественных организаций. И ветеранов, и инвалидов.
Речь идет не о голой критике, а о выдвижении конкретных предложений.
Могу только приветствовать заявление Президента и обещание министра
Зурабова о том, что ни один человек в итоге от этой реформы не потеряет.
Вот и надо добиваться того, чтобы это обещание было выполнено. Ведь
за общей формулой много жизненно важных цифр, которые нужно обсудить
досконально, прежде чем принимать закон во втором чтении.
- И какова была реакция на ваши обращения?
- Мой коллега Андрей Исаев, председатель Комитета Госдумы по труду
и социальной политике, сообщил, что такие слушания готовятся и что
я буду туда приглашен. Мы будем отстаивать сторону Президента и
сторону Зурабова в том смысле, что ни один человек от реформы не
пострадает.
А вообще я думаю, что это урок. И урок простой. Если у нас в обществе
не будет реальной дискуссии относительно важнейших решений, законопроектов,
то в краткосрочном плане, возможно, кто-то и выгадает. А в долгосрочном
может случиться так, как однажды уже с нами было: " Просыпаюсь
- здрасте, нет советской власти!" В СССР, как вы помните, официально
проблем не было. Не было и настоящих дискуссий. Но потом и самого
Союза не стало...
- В феврале утверждение Уполномоченного в Госдуме прошло
"на ура". А как складываются отношения сейчас?
- В принципе отношения строятся нормально. Парламентарии ко мне
приходят. Есть контакты с председателями комитетов. Но в целом у
меня складывается впечатление, что творческая активность депутатов
сильно понизилась по сравнению с тем, к чему я привык за 12 лет
работы в Думе.
- Заметно, что, потрудившись в новом качестве, вы на многое
взглянули по-иному. Какие еще изменения вы бы внесли в те законы,
которые сами принимали, будучи депутатом?
- Сейчас я скажу смелую вещь. Некоторые изменения следовало бы
внести в Конституцию. Я же когда-то был членом Конституционной комиссии
Верховного Совета и членом Конституционного собрания, которое принимало
ее в 1993 г., вносил туда поправки, и некоторые из них были приняты.
Так вот, на основе этого опыта я бы внес ряд изменений. Но пока
Конституцию трогать не надо. В этом смысле я с точкой зрения Президента
согласен. Боюсь, что в нынешней общественно-политической обстановке
баланс поправок может оказаться совсем не в пользу прав граждан.
- Вы - дипломат с солидным стажем, были послом в США.
Да и в новом качестве часто ездите за рубеж. Заметны ли существенные
различия в системах защиты прав человека? Мы в этом по-прежнему
отстаем?
- По написанному мы мало чем отличаемся от европейских стандартов.
А вот по реализованному - есть проблемы. Но при всех сложностях,
при всех колебаниях и зигзагах за последние 15 лет Россия стала
гораздо ближе к Европе.
- Чем условия вашей новой работы отличаются от тех, в
которых действуют зарубежные коллеги?
- Приведу два примера. У нас аппарат Уполномоченного - 170 человек.
На первый взгляд довольно существенно. Но в Праге, например, в штате
омбудсмена работают 70 сотрудников при населении страны всего 10
миллионов. Да и какие у них там проблемы в сравнении с нашими!
Теперь о полномочиях. От своего португальского коллеги я недавно
узнал, что у них существуют три категории запроса. Первая - это
предложение. Оно такое мягкое, почти неформальное. Если на него
не реагируют, следует рекомендация омбудсмена - форма более жесткая,
официальная. О ней общественность обязательно извещает пресса. Если
и это не помогает, следует третья форма - вызов должностного лица.
Игнорировать его невозможно, поскольку в уголовном кодексе Португалии
есть такое понятие, как "преступление неповиновения".
Наступает ответственность должностного лица.
- А как обстоит дело у нас?
- А у нас уважают, конечно, вежливо кивают. Но при этом порой
говорят "нет" или "надо подумать". Но вообще
по закону любая инстанция обязана ответить в 15-дневный срок.
- И что, оперативно чиновники вам отвечают?
- Как правило, да. Но бывают исключения. Мне ведь, оказывается,
в Кремль пройти проще, чем в какое-нибудь ООО или ЗАО. Есть, к примеру,
такая очень солидная организация под названием "Газпром".
Она, в частности, сотрудничает по газовым вопросам с Туркменистаном.
А там сейчас творятся разного рода нарушения в отношении российских
граждан. В тяжелейшем положении оказалась одна русская школа, носящая
имя Пушкина. И мы обратились к руководству "Газпрома"
с просьбой помочь школе. А оттуда ни письма, ни звонка - ничего.
Так что мы вместе с учениками этой школы пока находимся в состоянии
ожидания.
Но это - пример нетипичный. А вспомнил я о нем лишь потому, чтобы
показать, что поправки в закон действительно нужны. Они указали
бы, что представитель государства, занимающийся правами человека,
заслуживает внимания. И если оно не оказывается, будут определенные
санкции. И не только наказательного свойства. Тут нужна пресса.
Потому что омбудсмен без прессы - пустое место.
- Страна у нас огромная. Даже со штатом помощников повсюду
не поспеть. У вас есть представители в регионах?
- По закону уполномоченные по правам человека должны быть в каждом
субъекте РФ. Но пока работают только 27. Как ни парадоксально, их
нет даже в обеих столицах. Что касается Питера, то там они оказались
жертвами демократии первой волны. Выдвигают, обсуждают, голосуют,
но никак не утвердят. Я им даже письмо послал с напоминанием о том,
что Питер - это ведь еще и колыбель демократии, а не только трех
революций. Надеюсь, они все-таки решат это дело. А в Москве - просто
не хотят. Вице-мэр Валерий Шанцев в ответ на мое письмо мэру сообщил,
что "Москва - это Москва", в ней и так столько федеральных
органов, что никакой дополнительной защиты прав человека не требуется.
Тогда я решил для себя, что раз не требуется, то сам буду по совместительству
московским омбудсменом. Все-таки, по большому счету, я тоже москвич.
- И все же непонятно, почему уполномоченных по правам
человека до сих пор нет в большинстве регионов страны?
- В Конституции России сказано, что проблема защиты прав человека
находится в совместном ведении региона и федеральной власти. И я
сторонник того, чтобы региональный омбудсмен утверждался местным
законодательным собранием. Но для того, чтобы его деятельность была
по-настоящему полезной, а не показушной, нужен двойной ключ. То
есть должен быть и федеральный фактор в лице общероссийского Уполномоченного.
Это не моя попытка выстроить какую-то вертикаль, а просто рациональное
стремление добиться эффективной работы.
В целом ряде регионов ситуация непростая, многое зависит от политических
интриг. Там, где законодательное собрание враждует с губернатором,
картина рисуется одна, там, где дружит, - другая. Но обе они часто
далеки от идеальной. Должны быть приняты нормальные региональные
законы по региональным омбудсменам...
- Известно, что один из заместителей начальника ГУИН недавно
обвинил правозащитников в связях с криминалом. В чем суть конфликта
с тюремным ведомством?
- В феврале, когда в тюрьмах Ленинградской области начались беспорядки,
мы послали туда с проверкой наших специалистов.
Однако руководство местного УИН заняло странную позицию: вот этих
ваших сотрудников пустим, а этих - нет. Серьезных нарушений было
выявлено много. Потом быстро сработала Генпрокуратура. И поскольку
они опытнее, то нашли даже больше, чем мы. С руководством ГУИН мы
встречались несколько раз. Приглашали общественных правозащитников.
В целом контакт налажен. Но когда дело доходит до каких-либо конкретных
нарушений, начинаются обиды. Прозвучало даже обвинение, что общественные
правозащитники живут на деньги криминальных структур.
Я ответил, что, во-первых, это надо проверить, во-вторых, доказать.
Теоретически ничего исключать нельзя. Люди всякие бывают. О сотрудничестве
некоторых сотрудников правоохранительных органов с криминальными
структурами тоже вот идут разговоры. А нужны факты и доказательства.
Есть конкретные примеры, будем их проверять. А если нет, давайте
работать, "в своей роте" порядок наводить. К их чести,
они потом принесли извинения за свои неосторожные высказывания...
- Сообщалось о ваших встречах с Генеральным прокурором
и руководителями МВД. О чем, если не секрет, там шла речь?
- Я был у Нургалиева, мы несколько раз встречались с Чекалиным.
Жалобы на действия сотрудников милиции - это больше трети всей
нашей работы. Руководство МВД сознает остроту ситуации и к совместным
действиям относится конструктивно. Мы подготовили протокол по сотрудничеству.
Например, происходят назначения руководителей в системе МВД в регионах.
Почему бы не запросить мнение правозащитников об этих людях? И таких
форм сотрудничества существует много.
У Генерального прокурора некоторые вопросы удалось решить прямо
в кабинете. К примеру, разобрались с недоразумением, когда ответственный
сотрудник прокуратуры поставил под сомнение презумпцию невиновности.
Непубличные беседы тоже порой приводят к полезным итогам. Главное,
чтобы результат был.
- 100 дней в новой должности миновали еще в мае. Есть
ли проблема, которую Уполномоченный по правам человека может назвать
уже решенной?
- Пожалуй, да. Правда, история эта началась еще в прошлом году,
когда к моему предшественнику Олегу Орестовичу Миронову обратились
активисты ветеранской организации "Надежда" из Липецка.
Речь шла о том, чтобы распространить действие статьи 14 закона "О
ветеранах" на людей, которые, будучи еще детьми во время Великой
Отечественной войны, стали инвалидами вследствие контузий, ранений
или увечий. Мы обратились к депутатам, но поддержки не получили.
И тогда пошли другим путем. Обратились в 27 субъектов РФ, заручились
поддержкой губернаторов и вышли на председателя организационного
комитета "Победа", которым является Президент России.
Законопроект был подготовлен в кратчайший срок, сразу в трех чтениях
принят, и 9 мая Президент его подписал. В результате 25 тысяч инвалидов
получили право на получение второй пенсии и льгот.
- "Права человека", "уважение к закону",
"толерантность" - для большинства людей это понятия абстрактные.
А для вас они с чем-то конкретным связаны?
- Я часто вспоминаю один случай. Когда был послом в Америке, меня
повезли на рыбалку. Индеец, хозяин шхуны, ловил рыбу, а я только
делал вид, что ловлю, поскольку вообще этого не умею. Он вытаскивает
из воды хорошую рыбу и показывает мне - у-у, какая! Потом снимает
ее с крючка и бросает в океан. Я говорю: "Что ты делаешь?"
А он объясняет, что она на два сантиметра меньше, чем нужно по закону,
и значит, должна плавать.
Кругом океан... Ни полиции, ни рыбинспекторов, ни вертолетов!
Вот я и подумал, что, когда хотя бы четверть населения у нас будет
вот с такими правовыми инстинктами, мы станем гораздо богаче, чем
Америка.
Беседу вел Вячеслав НЕЧАЕВ
"Российская газета", 6.07.2004
[ Вернуться на главную страницу
] |