Если
вам в любой момент могут предъявить претензии и осудить за участие
в приватизации, то вопрос о том, какой вы платите налог на прибыль
- 23% или 25% - теряет актуальность.
А опасность предъявления претензий очень реальна. Все говорят
о Ходорковском просто потому, что он необычайно богат. Но аналогичные
истории ежедневно повторяются по всей стране с тысячами предпринимателей.
Использование возможностей правоохранительных органов для манипулирования
бизнесом стало обычной практикой.
Без решения вопроса о частной собственности, ее неприкосновенности
и незыблемости, любая экономическая политика будет постоянно попадать
в тупик. Доверительные отношения между бизнесом и властью останутся
недосягаемой мечтой, схватки между ними будут постоянными и бесконечными.
Горизонт планирования бизнеса сужен до минимума. Объем долгосрочных
инвестиций в лучшем случае останется на нынешнем уровне. Кроме того,
жертвой этих постоянных сражений окажется судебная система - так
как, вместо того, чтобы независимо вершить правосудие, она будет
лишь выполнять политические указания. По той же причине жертвой
станут и средства массовой информации.
Итак, что можно сделать. Во-первых, следует признать, что обвинения
в незаконности приватизации имеют под собой основание. Самый яркий
пример - залоговые аукционы, чисто мошеннические сделки. Приватизация
была не просто неправильной, а криминальной. Много людей лишились
жизни из-за того, что было сделано.
Во-вторых, решая проблему, нельзя применять меры избирательно-репрессивного
характера. Это означало бы индивидуализировать проблему. Такой путь
- это политика византийской интриги, запугивания, сведения счетов,
но отнюдь не решение проблемы по существу.
В-третьих, надо понимать, что административным способом пересмотреть
итоги приватизации невозможно, даже если ограничиться 7-10 залоговыми
аукционами. Потому что передел собственности, который будет осуществлен
таким образом, ни к чему не приведет. Собственность перейдет от
одних группировок к другим. Все, что ждет на этом пути - новые тяжелые
сражения. Нельзя допустить повторения истории. Ведь Россия так устроена,
что она сначала совершает ошибку, последствия которой ужасающи,
а потом, в рьяном стремлении все исправить, творит еще более страшные
вещи.
Проблему нужно решать так, чтобы было понятно большинству граждан,
стремясь обеспечить, насколько это возможно, общественное согласие.
В глазах людей приватизация, в ее нынешнем виде, - нелегитимна.
Население было лишено всего в 1992 г., а потом, вдруг, появились
30-летние миллиардеры. Кто с этим может согласиться?
Чтобы укрепить права собственности, нужно показать людям, что появление
частной собственности, приватизация могут быть ясными и открытыми,
что и в этой сфере могут быть справедливые решения, а преступная
связь бизнеса и власти прекращена.
Поэтому решение проблемы не должно стать результатом очередного
кулуарного сговора бизнеса с Президентом. Нужно принимать пакет
законов. На мой взгляд, он должен состоять из трех частей.
Первая часть этого пакета должна признать сделки по приватизации
легитимными (кроме тех, где были совершены убийства и другие тяжкие
преступления против личности) и ввести единовременный налог на чрезвычайную
прибыль - windfall tax. Его размер определяется простой формулой.
Это разница между ценой приобретения компании и полученной за последние
9-10 лет прибылью. На эту величину назначается налог: 25% или 30%,
или 15% - это уже вопрос обсуждения.
Вторая часть пакета - законы о прозрачности финансирования политических
партий, о прозрачности лоббирования в Государственной Думе, в других
органах, об общественном телевидении и целый ряд антикоррупционных
законов, в том числе и об ограничениях, которые накладываются на
чиновников и членов правительства, которые воспользовались коррумпированной
приватизацией 90-х годов.
Третья часть - принятие работоспособных действующих антимонопольных
законов и антитрастовых мер.
Всеми этими мерами государство даст понять бизнесу: да, все сделки
по приватизации состоялись, но вы заплатите за них честную цену
и на политику, как раньше, больше влиять не будете. И такой концентрации
капитала в стране не будет больше никогда.
Есть, правда, и еще одна проблема - это командные высоты в экономике.
Какие из них и как государство хочет контролировать? Здесь тоже
должна быть ясность, закрепленная законом. Хватит Византии, давайте
поставим точки над "i".
Могут быть предложены и другие решения: например, возврат уплаченных
в середине 90-х сумм, а затем новая, но уже прозрачная приватизация
по рыночной цене. Или установление экспертным путем реальной цены
приватизированной собственности и выдвижение требований к нынешним
собственникам заплатить разницу. Мне такие предложения в наших условиях
представляются далеко не бесспорными.
Бесспорно только, что обсуждать нужно разные варианты выхода из
сложившегося положения в целом, а не то, кто будет следующим за
Ходорковским.
Григорий ЯВЛИНСКИЙ,
председатель РДП "ЯБЛОКО",
"Forbes", № 4, июль, 2004
От редакции. Это полная версия статьи, опубликованной
с сокращениями при жизни главного редактора русской версии "Forbes"
Павла Хлебникова как первая в постоянной колонке Г. Явлинского в
этом журнале.
[ Вернуться на главную страницу
]
|