"Система призыва себя изжила. Это
- наследие крепостного права", - так высказался о системе комплектования
российских вооруженных сил Уполномоченный по правам человека в РФ
Владимир Лукин на презентации книги "Защита прав граждан, призываемых
на военную и направляемых на альтернативную гражданскую службу",
которая состоялась 9 июля в Центральном Доме журналиста.
Предлагаемый читателю сборник подготовлен сотрудниками аппарата
Уполномоченного и направлен на ознакомление граждан с положениями
нормативных актов, регулирующих вопросы призыва на военную службу
и направления на альтернативную гражданскую службу (АГС), а также
обжалование действий органов власти и должностных лиц в судебном
и административном порядке.
В сборник включены международные акты, международные договоры
и законодательные акты Российской Федерации, Указы Президента Российской
Федерации, нормативные правовые акты правительства Российской Федерации,
министерств и ведомств.
- В немалой степени нарушению прав граждан призывного возраста
способствует низкий уровень их правовой грамотности, что не позволяет
им законными способами защитить свои права, приводит к уклонению
от прохождения военной службы и другим правонарушениям, - сказал
Владимир Лукин.
По словам Лукина, проблемы, связанные с призывом граждан на военную
службу, находятся под пристальным наблюдением аппарата Уполномоченного.
Результаты анализа информации о нарушении прав призывников, обобщения
итогов рассмотрения их жалоб находят свое отражение в официальных
документах Уполномоченного, которые включены в настоящий сборник.
Приведенные Владимиром Лукиным статистические данные свидетельствуют,
что государство по-прежнему привлекает к исполнению этого долга
и направляет в казармы далеко не самую подготовленную и достойную
часть молодежи. Из призванных на военную службу в 2003 г. нигде
не работали и не учились до призыва - 34,9%; не имели основного
общего образования - 21,7%; имели ограничения по состоянию здоровья
- 53,4%; воспитывались одним родителем -19,5%; состояли на учете
в органах внутренних дел за антиобщественные проступки - 6%; имели
снятую или погашенную судимость - 5,1%.
Такое "качество" контингента призывников, по словам
Лукина, негативно влияет на климат в армейской среде.
В ходе презентации сборника публике было рассказано о вкладе,
внесенном Уполномоченным в подготовку и принятие в 2002 г. Госдумой
Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе".
Владимир Лукин провел ряд рабочих встреч с депутатами, фракциями
и депутатскими группами, неправительственными правозащитными организациями,
принял меры к обсуждению проблемы в средствах массовой информации.
Деятельность Уполномоченного на данном направлении в определенной
степени способствовала тому, что к началу 2004 г. актуальность введения
альтернативной гражданской службы нашла поддержку у подавляющего
большинства российской общественности.
- Ни одна партия, ни одно общественное объединение, ни одна из
ветвей власти, как в центре, так и в регионах, уже не выступали
против этого института, что, в конечном итоге, обусловило его окончательное
законодательное закрепление, - сказал Владимир Лукин.
Сайт "Права человека в России",
09.07.2004
[ Вернуться на главную страницу
] |