Федеральный Политический комитет РОДП «ЯБЛОКО» выражает крайнюю обеспокоенность прекращением действия Договора о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД), намерением США выйти из Договора об открытом небе, неопределёнными перспективами продления существующего или заключения нового договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ).
Все это складывается в тенденцию разрушения мировой системы безопасности в части контроля над вооружениями.
Возможно, её отдельные элементы устарели; несомненно, надо учитывать реалии современного мира, такие как технологические изменения и возросшую военную роль Китая. Однако, вместо поиска решений или хотя бы постановки этих проблем, мы наблюдаем быстрый и всесторонний распад без предложения какой-либо альтернативы, помимо общих деклараций и благих пожеланий.
В национальных интересах России - сохранение глобальной системы контроля над ядерным оружием и её адаптация к современным условиям. Это действительно очень сложная задача, для решения которой требуются политическая воля, дипломатическое искусство и высокий профессионализм. Однако уже более десяти лет российское руководство проводит политику в прямо противоположном направлении.
По нашему мнению, политическое руководство России не прилагает достаточных усилий для сохранения системы международной безопасности в области ядерных вооружений, а вместо этого ведёт дело к полномасштабной гонке вооружений, несмотря на то, что она уже серьёзно сказывается на финансировании российского образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения.
Осуществляется огромная (даже по меркам периода прошлой холодной войны) программа перевооружения всех трех видов стратегических ядерных сил (в том числе было запланировано развертывание 400 новых межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и строительство восьми атомных стратегических подводных лодок). В основе этой политики - распространённые в высших политических кругах мифы о несоответствии соглашений по ядерному оружию российским национальным интересам. В частности, президент Путин публично заявлял о том, что заключение в 1987 году Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности для СССР было «фактически односторонним разоружением».
Это совершенно не соответствует действительности.
Российская военная доктрина, по словам Владимира Путина – это ответно-встречный удар, то есть запуск ракет по сигналу систем раннего предупреждения до того, как ракеты другой стороны достигнут целей. Эта концепция известна давно и означает, что в течение нескольких минут или даже секунд нужно принять решение о применении ядерного оружия на основе информации от военных ведомств (зачастую противоречивой), в состоянии стресса, под огромным психологическим давлением. Между тем, в истории было много примеров ложной тревоги со спутников раннего предупреждения и ошибочной оценки действий вооруженных сил других государств. К тому же системы раннего предупреждения уже в ближайшем будущем могут стать объектом атаки противоспутниковых систем или кибердиверсий.
Гонка вооружений становится основой политики Владимира Путина. Так, на заседании Совета Безопасности 22. ноября 2019г В. Путин заявил: «Нам удалось фактически сделать шаг вперёд по сравнению с другими ведущими военными странами мира – конечно, нужно стремиться к тому, чтобы такое состояние сохранить и в будущем…» При этом критика в адрес США и Запада в целом, часто вполне обоснованная, используется как средство нагнетания антиамериканской и антизападной пропаганды, а не как основа для поиска решения стратегических противоречий. За многие последние годы, помимо ультимативных требований, Россия не предложила никаких конкретных и реалистических вариантов для решения проблем противоракетной обороны, высокоточного стратегического обычного оружия, противоспутниковых систем, следующего договора СНВ и спасения ДРСМД.
Однако интересы России в другом - не в обосновании раскручивания маховика гонки вооружений, а в настойчивых инициативах по ее предотвращению.
Федеральный политический комитет РОДП «ЯБЛОКО» поддерживает предложения ведущих российских экспертов и специалистов в области разоружения о немедленном инициировании переговоров России и США, как минимум, по следующим темам:
- обеспечение в контексте следующего договора по СНВ ограничения стратегических наступательных вооружений, включая авиационные крылатые ракеты и авиабомбы для оснащения тяжелых бомбардировщиков;
- установление потолков для числа межконтинентальных крылатых ракет наземного базирования, а также межконтинентальных ракетно-планирующих гиперзвуковых систем, независимо от вида их боеголовок;
- соглашение о частично-орбитальных МБР и автономных подводных аппаратах большой дальности;
- согласование мер транспарентности и разграничения систем противоракетной обороны на дестабилизирующую стратегическую (глобальную) оборону от межконтинентальных ракет и региональные системы ПРО и ПВО для защиты от ракет средней дальности в целях ограничения первой и разрешения последней;
- инициирование переговоров по космическим вооружениям, начав с запрещения испытаний противоспутниковых систем любого вида базирования;
- практический диалог о взаимном отказе от средств и методов кибератак против высшего звена информационно-управляющих систем друг друга.
Опасность ядерной войны в результате прекращения действия ДРСМД и других соглашений, разворачивающейся гонки вооружений настолько велика, что требует принципиально новых внешнеполитических подходов и качественной современной дипломатии.
Мы настаиваем на том, что безопасность нашей страны в XXI веке нуждается не в новых ракетах, самолетах и лазерах, а в успешных переговорах по контролю над вооружениями, и требуем от российского руководства решительных действий в этом направлении.
Будущее России не в гонке вооружений, а в создании современной системы международной безопасности.
Председатель Федерального
Политического комитета Г.А. Явлинский