22 февраля Госдума одобрила приостановку участия России в Договоре о сокращении стратегических наступательных вооружений. Это произошло на следующий день после оглашения послания Владимира Путина Федеральному собранию. 21 февраля президент объявил, что Россия приостанавливает участие в договоре СНВ-3, который был подписан в 2010 году Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой. Руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, член политкомитета партии «Яблоко» Алексей Арбатов считает, что в ближайшее время можно ожидать выхода США из договора.
Алексей Арбатов. Фото: пресс-служба партии
Не совсем понятно, что значит – «приостанавливает участие», говорит Алексей Арбатов в интервью bfm.ru:
— В договоре такого термина нет, поэтому я думаю, что сначала нужно разъяснить. И я думаю, что американцы сейчас потребуют разъяснений, что значит приостановка участия. Инспекции как элементы системы контроля над договором, то есть его проверки, его выполнения, соблюдения уже длительное время не проводятся. Россия отказалась их возобновить, аргументируя тем, что американская помощь Украине создает плохую политическую атмосферу, в которой Россия не считает возможным возобновление инспекций.
Если только этим ограничивается заявление России о приостановке участия, то это вопрос, который Соединенные Штаты, скорее всего, будут с Россией прояснять. У России был ряд претензий к США по демонтажу стратегических вооружений, это тоже подлежит обсуждению.
Но если условиями возвращения России к полному соблюдению договора будет прекращение поддержки Западом Украины или учет в договоре ядерных сил Франции и Великобритании, о чем тоже было сказано, тогда это тупик. И США, скорее всего, в ближайшее время просто сами денонсируют договор в полном соответствии со статьей 14, то есть за три месяца уведомление и выход из договора.
При этом Алексей Арбатов не исключает, что еще остается возможность провести срочные консультации и выяснить претензии друг к другу. В интервью РБК он отметил, что если эти претензии имеют в основном технический характер, то их можно очень быстро разрешить.
— Но мне кажется, не для этого вопрос был поставлен. А для того, чтобы показать Западу, что его политика по украинскому конфликту Россию крайне не устраивает, и Россия использует все имеющиеся средства, чтобы это неудовольствие выразить, — в частности, в той области, где США действительно очень заинтересованы во взаимодействии с Россией.
По словам Арбатова, российское требование присоединить к договору Великобританию и Францию ставит вопрос о присоединении к ДСНВ и Китая. Если это будет непреложным условием, то договору можно будет сказать «до свидания», уверен академик.
Алексей Арбатов отмечает, что для США договор СНВ-3 является важным элементом безопасности наряду со многими другими, и для Москвы это, пожалуй, единственный рычаг давления на Вашингтон.
Напомним, договор о сокращении стратегических наступательных вооружений ограничивает число ядерных боезарядов каждой из баллистических ракет.
По словам Алексея Арбатова, сейчас можно ожидать наращивания стратегических вооружений: после заморозки СНВ-3 стороны, скорее всего, начнут разработки новых систем. Что касается испытания ядерного оружия на полигонах, то пока это под запретом, говорит Арбатов, однако есть большая вероятность, что испытания все же возобновятся.
Как напоминает «КоммерсантЪ», последнее ядерное испытание СССР провел в 1990 году, Россия ядерное оружие не испытывала.
Что касается договора СНВ-3, то в 2021 году его действие было продлено до 5 февраля 2026 года. Теперь его судьба в подвешенном состоянии.