Чего ждать от женевского саммита?
На встрече «Большой семерки» и саммите НАТО Байдену дали «наказ» жестко разговаривать с Путиным. Так и будет: прозвучат какие-то новые слова о «красных линиях» и о цене, которую придется заплатить Кремлю. Сердечного согласия и даже частичного сведения позиций по «острым» вопросам воедино не будет, как и совместной пресс-конференции. Путин и Байден даже не пообедают вместе. Как сказал источник CNN в американской делегации, «не будет преломления хлеба».
Встреча президентов России и США Владимира Путина и Джозефа Байдена в Женеве. Фото: Михаил Метцель/РИА Новости
Однако сами участники переговоров, судя по всему, жесткие слова и «непреломление хлеба» воспринимают все чаще как необходимый ритуал, предшествующий прагматичному разговору в стиле «реалполитик». А «реалполитик» Байдена вполне совпадает с путинским пониманием мира. Президент США уже через пару месяцев после вступления в должность заявил: несмотря ни на что, у нас с российским президентом есть общие интересы, нужно уметь «одновременно ходить и жевать жвачку». С тех пор произошло многое (дальнейшее наступление на права и свободы в России, концентрация войск и бряцание оружием на российско-украинской границе, принудительная посадка самолета Ryanair в Минске), но в целом «рамка» российско-американских отношений осталась прежней.
Путин именно так к демократии и относится: это такая жвачка, которую можно жевать сколько угодно, но это не должно мешать «ходить» — то есть строить корпоративное государство — «державу», устраивать авантюры, тиранить и уничтожать оппонентов. В то же время отношения с американцами, как с самыми влиятельными в мире, можно поддерживать, исходя из общих интересов, действительно чувствительных для США. И таких интересов немало. Здесь и продление американцами Договора о стратегических наступательных вооружениях, и энергетическая и климатическая политика Байдена, напрямую связанная с уровнем мировых цен на нефть, ситуация в Центральной Азии и обустройство власти в Афганистане после ухода американских войск и киберугрозы со стороны хакерского интернационала. Позиция американского президента, по большому счету, такому пониманию вещей не противоречит.
Дипломатический диалог, безусловно, лучше склок и бесконечных претензий. Но надо понимать, что свобода в России и наше человеческое достоинство — это наша ответственность. И никакой Байден, никакой Запад за нас в этом деле ничего не сделают.
ПОДРОБНЕЕ СМ. «ПУТИН И БАЙДЕН. КТО КАК НАЗЫВАЕТСЯ?», март 2021