Мировое сообщество с тревогой обсуждает новый пограничный инцидент Индии и Пакистана. Две эти страны уже в течение 70 лет находятся в состоянии «тлеющего» конфликта. Вместе с тем, у обеих сторон есть ядерное оружие. Почему его нельзя применять даже при локальном конфликте, и как в разрешении спора могут помочь совместные действия России, США и Китая рассказал руководитель Центра международной безопасности РАН и член Федерального политкомитета партии «Яблоко» Алексей Арбатов.
После серии стычек на границах в мировом сообществе вновь заговорили о возможности полномасштабной войны между Индией и Пакистаном. Готовы ли эти страны воевать друг с другом? Или это скорее «холодная война», и они избегают прямого столкновения?
Это, конечно, «холодная война» и двусторонняя гонка вооружений, включая ядерно-ракетные. Обе стороны наращивают свои ядерные потенциалы с целью взаимного сдерживания, но, как всегда бывает, инциденты и вооруженные конфликты не исключены. И если их не удастся быстро купировать, как это было несколько раз в прошлом, то вполне вероятна неуправляемая эскалация конфликта вплоть до обмена ядерными ударами.
В таком случае произойдет не глобальная, а региональная ядерная война. Но, с учетом того, что у каждой из сторон есть по сотне с лишним единиц ядерного оружия, последствия этой войны будут ужасающими для Южной Азии и будут иметь глобальные последствия, в том числе экологические, для всего остального мира.
Если все же представить, что между Индией и Пакистаном начнется война, какая будет реакция мирового сообщества? Вступят ли в войну их союзники? Например, считается, что близким союзником Пакистана является Китай.
Скорее всего, все остальные государства, в том числе ядерные державы, постараются не вмешиваться в этот конфликт, потому что это чревато для них тяжелейшими потерями и непредсказуемыми событиями в дальнейшем. Поэтому с большой степенью вероятности ограничится войной между двумя странами.
Но, повторю, ее возможные последствия - и демографические, и экологические - затронут все государства. Особенно те, которые находятся в Евразии. Здесь речь идет прежде всего о Китае, но также и о России. Потому что она находится близко от возможной точки обмена ядерными ударами.
Никогда еще в истории подобный «эксперимент», слава богу, не ставили. Но на эту тему проведено немало исследований, в том числе естественно-научных. И они говорят о том, что последствия ядерных ударов будут чудовищными для всего мира, даже если остальные ядерные державы не ввяжутся в эту войну.
Могу сходу назвать такую цифру, которая фигурирует в разных аналитических оценках: климатические последствия для остальной планеты будут такими, что в ближайший год после ядерного конфликта от голода умрет примерно один миллиард человек. Миллиард человек! Это помимо десятков миллионов, которые погибнут в Индии и Пакистане.
Какая роль здесь может быть у России? Ведь, например, Индия закупает у нашей страны много оружия. Значит, мы стараемся присутствовать в том регионе?
Конечно, Россия присутствует и хочет иметь политическое влияние. Думаю, она оказывает на Индию сдерживающее влияние, понимая все последствия. Другой вопрос: насколько эффективно можно сдерживать Индию и Пакистан?
Специфика ситуации состоит в том, что Пакистан открыто и уверенно делает ставку на первый удар ядерным оружием. Потому что Индия превосходит его в обычных вооружениях и, если бы хотела, могла занять спорный штат Кашмир без использования ядерного оружия.
Но Пакистан без использования ядерного оружия не мог бы остановить Индию. Поэтому он развернул в Кашмире тактическое ядерное оружие, предназначенное для применения на поле боя. Индия, разумеется, на любое такое применение ответит массированным ядерным ударом. Об этом ее представители неоднократно говорили. Индия - это одна из двух ядерных держав наряду с Китаем, которая имеет обязательство не применять ядерное оружие первой. Но если Пакистан его применит, обязательства Индии закончатся.
Поэтому непосредственный счет жертв будет исчисляться десятками миллионов человек. Тем более, что те территории исключительно густо заселены. В комбинации с низким уровнем жизни в том регионе это создает условия для чудовищного результата.
В целом, Россия, конечно, пытается сдержать Индию, а Китай - Пакистан. Но там есть нюанс - неуправляемые элементы. В частности, на территории Пакистана размещены террористические группировки, которые считают борьбу с Индией таким же своим святым предназначением, как для исламских группировок Ближнего Востока уничтожение Израиля.
Они зачастую действуют бесконтрольно или с негласным поощрением определенных кругов в пакистанском государстве, армии, руководстве, которые склонны к радикальному исламизму. Поэтому ситуация гораздо сложнее, чем противостояние двух держав, которые можно было бы удержать от конфликта, если бы с той и другой стороны была бы полная централизация принятия решений.
Самый вероятный сценарий эскалации - это огромный террористический акт с гибелью тысяч людей в Индии и массированный удар системами авиации, артиллерии и войск по Пакистану, который в ответ применяет ядерное оружие, и происходит обмен ядерными ударами.
Территориальный спор между Индией и Пакистаном длится уже много лет. Реально ли разрешить его? Произошел ли какой-то прогресс в этом вопросе за прошедшие десятилетия?
Определенный прогресс в том, что большой войны пока не произошло, появилась линия разделения. Но этот территориальный вопрос остается подвешенным, хотя все осознают его наличие. Но пока у Индии и Пакистана нет стимулов его решить, например, для экономической выгоды, то Китай, Россия и США не могут оказать на них достаточное давление. Такие территориальные вопросы в отношении большой территории, населенной тем более исламскими народами, решаются с большим трудом.
Посмотрите на Курилы - этот конфликт еще более давний. А речь идет всего лишь о четырех крохотных островках! И в споре задействованы два цивилизованных, высокоразвитых государства, которые исключительно заинтересованы в масштабном экономическом взаимодействии друг с другом, у которых общие политические интересы, связанные с безопасностью региона. И все равно они не могу конфликт решить.
А тут, представьте, государства совсем другого типа, другие общественные настроения, идеологии, экстремизм с обеих сторон, и большая территория… Так что теоретически любой территориальный конфликт может решиться - и история дала тому немало примеров - но на практике пока рассчитывать на мирное разрешение в ближайшем будущем нельзя.
Тем более, как мы знаем, что отношения между США и Россией, США и Китаем переживают не самые лучшие времена. А единство этих держав как спонсоров мирного урегулирования конфликта между Индией и Пакистаном было бы непреложным условием. А когда они находятся в конфронтации друг с другом, то Индия и Пакистан не испытывают с их стороны никакого эффективного воздействия.
Вообще, Индия и Пакистан - это уникальный случай, когда противостояние в основном двустороннее, причем, присутствует даже примерный паритет ядерных арсеналов. Поэтому, казалось бы, присутствуют условия для того, чтобы хотя бы начать переговоры об ограничении ядерных вооружений и затем об их сокращении. Но из-за разногласий великих держав... Надо признать, что Россия далеко не в благоприятной позиции, чтобы оказывать воздействие на Индию и Пакистан.
О том, что может произойти после прекращения Договора о ликвидации ядерных ракет средней и меньшей дальности между Россией и Соединенными Штатами, читайте в первой части интервьюс Алексеем Арбатовым.