6 марта 2019
Интервью специально для сайта

Академик РАН Алексей Арбатов: Сегодня Договор о РСМД нужен России больше, чем 30 лет назад

Прекращение действия Договора о ликвидации ядерных ракет средней и меньшей дальности, о чем на днях заявили Россия и Соединенные Штаты, угрожает всей постсоветской системе международной безопасности. В чем заключаются обоюдные претензии сторон и насколько легко их можно разрешить – отвечает академик, руководитель Центра международной безопасности РАН и член Федерального политкомитета партии «Яблоко» Алексей Арбатов.

alarbatov.jpg

Кремль официально приостановил действие договора об РСМД «до устранения допущенных США нарушений». О каких нарушениях идет речь?

Приостановка действия договора – это не какое-то драматическое событие, хотя его так воспринимают. Не нужно преувеличивать важность этого решения.

Формально приостановка действия договора со стороны России вызвана тем, что Соединенные Штаты объявили о выходе из договора за несколько дней до этого. В договоре есть статья, в которой сказано о возможности выхода из договора с предварительным уведомлением за 6 месяцев. Это нужно для того, чтобы другая сторона не была застигнута врасплох и могла принять ответные меры для усиления своей безопасности.

Поэтому, если американцы объявили о выходе из договора 2 февраля, значит, он перестанет действовать 2 августа. В ответ на это Россия, которая не хочет в одностороннем порядке оставаться в договоре, тоже приняла соответствующее решение. На протяжении следующих шести месяцев нельзя делать ничего, что договор запрещает.

Какие власти России вменяют нарушения США? Там три пункта.

Первая и самая главная претензия заключается в том, что пусковые установки системы ПРО, которые американцы развертывают на суше, в Румынии и Польше, могут запускать не только ракеты типа «земля-воздух», но и наступательные крылатые ракеты типа «Томагавк». Такие же установки стоят на американских кораблях. На них могут устанавливаться три разных вида вооружения. Американцы склонны к использованию таких универсальных систем ради экономии денег. Мы заявили, что они не имеют права размещать такие установки на суше, что запрещает договор.

Другой пункт состоит в том, что они используют ракеты средней дальности как мишени для отработки своих противоракетных систем.

Последняя претензия такова, что американцы используют ударные беспилотники большой дальности, и это тоже нарушение договора. Когда договор заключали 32 года назад, никаких беспилотников не было. В договоре есть определение крылатых ракет средней дальности, и оно якобы охватывает эти беспилотники. Американцы утверждают, что беспилотники под него не попадают, что это многоразовые самолеты.

Если бы стороны хотели сохранить договор, можно было бы просто уточнить положение о беспилотниках – с учетом того, что ни Россия, ни США не собираются от них отказываться.

Перед этим Трамп обвинил Россию в нарушении условий договора. Так кто же на самом деле «первый начал»?

Соединенные Штаты где-то с 2007 года заявляли о том, что наблюдают запуски Россией ракет средней дальности. Уже в 2013-м году они обвинили Россию в нарушении договора, так как он запрещает испытания подобных ракет. Далее, в 2014 году президент США Обама направил российскому президенту Путину заявление, в котором выразил убежденность в нарушении нашей страны договора. Россия напрочь это отрицала и продолжает отрицать до сих пор наличие такой ракеты.

В 2017 году американцы опубликовали обширную информацию о ракете и ее характеристиках, даже дали ей название. Тогда мы признали, что такая ракета у нас есть, но дальность ее полета не превышает 500 километров, то есть, не нарушает ДРСМД. С тех пор мы стоим на своем и в январе этого года даже устроили открытый показ этой ракеты. Однако американцев это не убедило. Вместе с тем, других претензий они нам не предъявляют.

Договор о РСМД был подписан в 1987 году. Насколько он актуален сегодня в контексте международной и, в частности, ядерной безопасности?

Но для России этот договор актуален даже больше, чем 30 лет назад, потому что серьезно изменилась геостратегическое положение. Если мы вернемся к ситуации до подписания договора, и Россия развернет ракеты средней дальности, то с учетом изменившейся ситуации американские ракеты будут представлять собой еще большую угрозу. Поскольку будут развернуты уже не в Великобритании, Италии и Германии, а в Румынии, Польше и даже Прибалтике.

Тогда подлетное время для американских ракет «Першинг-2», размещенных на территории ФРГ, до наших центральных командных пунктов было 7 минут. Это очень короткий срок, который не позволяет предпринять никаких ответных действий, в то время как точность ракет очень высокая. Сейчас же подлетное время подобных ракет в случае их развертывания на тысячу километров ближе к границе России сократится до 2-3 минут.

Для международной безопасности этот договор тоже остается актуальным, так как ограничивает распространение ракет определенного класса. Сегодня в мире существует 9 государств с ядерным оружием. Две из них – это сверхдержавы, Россия и США. У них примерно по 4-5 тысяч единиц ядерного оружия. Если взять все остальные 7 ядерных стран, то их общий ядерный потенциал в 4-5 раз меньше, чем у России и США. Кроме того, наше оружие гораздо более продвинуто.

Поэтому беспокоиться о ракетах средней дальности, принадлежащих третьим странам, на мой взгляд, необоснованно. Необязательно России и США развертывать ракеты средней дальности, чтобы сдерживать третьи страны. Их огромной ядерной мощи и без того достаточно.

В таком случае, почему Россия идет на действия, которые наносят ущерб ее стратегической безопасности?

Россия утверждает, что сделала все, что могла для сохранения договора. Хотя в предыдущие десять лет об этом договоре на официальном уровне ни слова хорошего сказано не было. Была только критика этого договора, в том числе апелляция к третьим странам.

А потом будто бы по мановению волшебной палочки, начиная с декабря прошлого года, мы начали говорить о том, какой это хороший договор. Как всегда, никто не удосужился объяснить нашему народу и мировой общественности такую смену позиции, и ответить, были ли правильными ранее высказанные аргументы против.

Все, что делалось с нашей стороны, не позволило сохранить договор. Американцы поставили России условие в октябре прошлого года, дав 60 дней на устранение новых ракет средней дальности. Этот срок прошел, мы устроили показ ракет, а американцы даже не пришли на презентацию и после этого объявили о выходе из ДРСМД. На этом основании из договора вышла и Россия.

Я бы сформулировал такой вопрос: почему Россия не берет на себя инициативу и не ведет интенсивные переговоры по решению всех спорных вопросов? Чтобы вплоть до проведения инспекций доказать, что таких ракет нет, что условия договора не нарушаются. Это вопрос к МИДу и Кремлю. Более того, Минобороны и МИДу после указа о приостановке действия договора было дано указание не инициировать больше никаких переговоров на эту тему. То есть ждать, пока американцы придут с извинениями и выполнят требования со стороны России, или дождаться, пока Соединенные Штаты выйдут из договора, и тогда у России будет полная свобода действий.

На Ваш взгляд, возможно ли в действительности обновление ДРСМД в текущей ситуации противостояния Кремля и Вашингтона?

Конечно, возможно. Более того, оно очень нужно. Поскольку ряд статей устарел и не соответствует уровню развития современной техники. Взять хотя бы те же беспилотники. Надо модифицировать все определения.

Кроме исключения БПЛА из определения крылатых ракет можно было бы подписать дополнительный протокол: не оснащать беспилотники ядерным оружием. Предусмотреть какую-то систему проверки. Россия и США не будут использовать беспилотники без ядерного оружия против друг друга, они применяются в локальных конфликтах.

Если же договориться о том, чтобы не размещать ракеты средней дальности именно в Европе, как сейчас некоторые предлагают, тогда обидятся другие страны «ядерного клуба».

Другие статьи нужно уточнить, а какие-то меры контроля нужно возобновить. Снова проводить инспекции на военных базах, производствах. Это все нужно для спасения договора. Поскольку ни нам, ни американцам ракеты средней дальности на самом деле не нужны.

Всего пару дней назад Германия внезапно заявила о необходимости присоединения Китая к договору РСМД. Насколько опасна ядерная угроза со стороны этой страны?

В принципе, опасна – Китай наращивает свои ядерные силы. У него больше ядерного оружия, чем у других стран, но намного меньше, чем у России или США.

Китай надо вовлекать в процесс сдерживания, однако договор о РСМД это не спасет. Потому что Китай скажет, что у него в основном только ракеты малой и средней дальности. Если брать стратегические ракеты, их у страны меньше в разы, чем у России и США. И Китай скажет: если хотите нас вовлечь, сокращайте свои стратегические средства до нашего уровня, и тогда мы сократим ракеты средней дальности.

Поэтому на любое такое предложение Китай скажет, что находится под ударом американских ядерных сил и обычных высокоточных систем. В Китае считают, что страна вправе обеспечивать таким образом свою безопасность, а отнять у него ракеты означает фактически уничтожить систему защиты.

А кроме Китая есть еще Индия, например. И Индия открыто нацеливает свое ядерное оружие на Китай. Она ставит задачу догнать Китай по силе ядерного арсенала. Затем можно вспомнить Израиль и Северную Корею. И тогда будет создан широкий круг государств, которые ни о чем договориться не смогут. И потом не ясно, на какой основе договариваться – паритета между ядерными державами нет.

Во второй части интервью Алексей Арбатов расскажет о вероятности масштабного конфликта между Индией и Пакистаном.

Автор

Арбатов Алексей Георгиевич

Член Федерального политкомитета партии. Руководитель Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук. Доктор исторических наук, академик РАН

Материалы в разделах «Публикации» и «Блоги» являются личной позицией их авторов (кроме случаев, когда текст содержит специальную оговорку о том, что это официальная позиция партии).

Статьи по теме: Международные отношения


Все статьи по теме: Международные отношения