28 февраля 2014
РСН

Сергей Митрохин в программе "Позиция"

Д. НАДИНА: 17 часов, 22 минуты в Москве. Это программа «Позиция». Сегодня нас интересует позиция председателя партии «Яблоко», экс-депутата Государственной Думы и Московской городской думы Сергея Митрохина. Следим пристально за Симферополем, где проходит заседание Верховного Совета Крыма. Не очень понятно, что обсуждают, потому что корреспонденты внутрь прорваться не могут. Сотовая связь не работает, её глушат. Была информация, что собираются обсуждать вопрос подчинения или неподчинения Киеву. Сейчас с Вами об этом поговорим, но сначала пара сообщений с информационной ленты. «Необходимо вернуть ситуацию на Украине в правовое русло и пресечь замахнувшихся на власть национал-радикалов», – это заявление МИДа России. Ещё одно заявление от Авакова: «Новое поздравление МВД Украины создадут вместо «Беркута»». Как Вы оцениваете всё, что происходит сейчас в Симферополе? Мы просто все смотрим, и это очень напоминает первые дни Майдана.

С. МИТРОХИН: Мне печально на всё это смотреть. Это фактически хаос. Сейчас он происходит в Крыму, потом он может перекинуться на другие восточные области Украины, а может и не только восточные. Как мне кажется, сейчас главную ответственность за ситуацию несёт Верховная Рада. Она только что выбрала исполняющего обязанности президента. Наверно, он тоже несёт ответственность, но, в первую очередь, Рада. Решение, которое было принято 2 дня назад, по поводу фактически дискриминации русского языка подлило масла в огонь, дало сигнал всем русскоязычным жителям Украины, что к власти пришли украинские националисты, что они будут осуществлять наступление на права и свободы граждан других национальностей или же носителей другого языка. Зачем было это делать, не понятно. В числе тех, кто осуществлял революцию, было огромное число националистов. Они были главной ударной силой на Майдане, но я не понимаю тех депутатов, те фракции Верховной Рады, те политические партии, которые говорили о том, что Украина пойдёт в Европу, Украина хочет евроинтеграции. В чём же здесь евроинтеграция? Ведь европейское право и нормы общежития предполагают равных статус всех языков и народов, проживающих на территории, даже если эти народы крайне многочисленны. Я могу привести пример. В Испании 6 официальных языков. У испанского языка такой же статус, как у баскского или даже аранского, на котором вообще разговаривает всего несколько сотен человек.

Д. НАДИНА: Сергей Сергеевич, но при этом это не коснулось Крыма, Севастополя. Там статус русского языка не как у регионального, а как просто у одного из языков.

С. МИТРОХИН: Согласно законам языковой политики, русский получает статус регионального. Кстати, ОБСЕ уже отреагировали достаточно жёстко на то, что такие законы не приемлемы. Не надо разбираться в тонкостях языковой политики. Для всех дан сигнал, что русскому языку на Украине не то, чтобы не место – на такое вряд ли кто-то осмелиться пойти – но к нему относятся особенно, его статус понижают этим законом. И это, конечно, болезненный сигнал для огромного количества людей, которые говорят на русском языке. И сколько было раньше споров по этому вопросу на Украине, какие были конфликты, но выработали определённый компромисс. В общем, все были более-менее довольны, и сейчас взять и первым действием новой власти этот закон отменить.

Д. НАДИНА: Что нужно делать нам в этой ситуации и депутатам Госдумы и вообще властям России?

С. МИТРОХИН: Сейчас надо очень трезво оценить ситуацию на Украине, воздержаться от любых действий, которые провоцируют любые конфликты. Вот я считаю, что поездка наших депутатов была провоцирующим фактором. Это такая примерно глупость, как и действия Верховной Рады по понижению статуса русского языка. Сразу дали повод обвинить Россию в то, что она вмешивается. Опровергнуть это невозможно. Депутаты приезжали, стали говорить о референдуме. Это не просто провокация, а грубая и бездарная провокация. Мне кажется, что Россия должна сейчас занять очень твёрдую позицию – выступать за восстановление порядка, частично об этом говорит наш МИД. Россия должна сейчас сказать, что она выступает за целостность украинского государства. Любые намёки на то, что Россия хочет отделения Крыма или каких-то ещё территорий, сразу ставят российское государство в очень сложную позицию, крайне уязвимую на международной арене. В этом есть даже какой-то оттенок мародёрства. Страна оказалась в тяжёлой ситуации, и мы тут сразу со своими корыстными интересами.

Д. НАДИНА: Там же есть русские люди и граждане России, родственники граждан России! Их же нужно как-то защитить. Что нужно сделать?

С. МИТРОХИН: Сейчас на этой стадии, пока конфликт ещё не принял форму какого-то совершенно ужасного, пока ещё нет стрельбы, надо сделать жёсткие заявления. Одновременно Россия должна потребовать, чтобы Украина и та власть, которая есть, гарантировала отказ от силовых действий в Крыму или где бы то ещё на территории Украины. Она должна вести мониторинг ситуации. Если где-то нарушаются права граждан, независимо от национальности и языка, по отношению к крымским татарам, украинцам, к русским и русскоязычным, Россия должна жёстко реагировать и говорить, что их права не должны нарушаться.

Д. НАДИНА: Это позиция Сергея Митрохина. 916-55-81 – если вы его поддерживаете и считаете, что сейчас, прежде всего, нужно давить на то, что не должны силовые методы быть использованы в Крыму украинскими властями. 916-55-82 – если вы против. Несколько сообщений с информационной ленты. «Делегация российский сенаторов отправляется в Крым для поиска способов обеспечения русскоговорящих граждан и граждан России», - об этом сообщил член Совета Федерации по международным делам Игорь Морозов. По его мнению, сейчас на пике эмоций нельзя проводить референдум о выходе Крыма из состава Украины, с идеей которого выступают некоторые митингующие крымчане. И вот ещё одно: «Москва призывает Киев остановить сползание страны к религиозному противостоянию». Об этом заявляет МИД России. Сергей Сергеевич, ещё несколько слов вдогонку к той теме, которую мы поставили на голосование.

С. МИТРОХИН: Моя позиция заключается в том, что сейчас Россия, как и другие страны, как Европа и США, потребовала от украинских властей и в Киеве и в Симферополе предпринять всё возможное, для того, чтобы не разразились акты насилия. Россия должна тщательно эту ситуацию отслеживать и в случае, если не будут происходить соответствующие действия по упреждению насилия, тогда продумывать какие-то соответствующие действия. Но делать это надо крайне осторожно. Делать это надо таким образом, чтобы не спровоцировать дополнительное насилие. Справиться ли наша дипломатия и наше политическое руководство с такой задачей, я не знаю. Поездки сенаторов сейчас преждевременны. Они будут только подливать масла в огонь, давать повод украинским властям, националистам и другим странам обвинить Россию, что она вмешивается в своих корыстных интересах. Но готовить систему мер по пресечению насилия по отношению к гражданам, живущим на Украине по национальному признаку, Россия должна.

Д. НАДИНА: Прежде всего, со стороны силовиков, как я понимаю.

С. МИТРОХИН: Да кого угодно! Это могут быть силовики, боевики, вроде тех, которые провоцировали на Майдане.

Д. НАДИНА: Подводим итоги голосования. Вас поддерживают 24,5% против 75,5% слушателей. Видимо, чего-то другого хотят наши слушатели, других мер.

С. МИТРОХИН: Они хотят, чтобы мы сейчас объявили войну Украине?

Д. НАДИНА: А мы сейчас спросим. 788-107-0. Здравствуйте. Как Вас зовут?

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Дмитрий. Я бывший коренной киевлянин, с 1980 года живу в Москве. Я считаю, что России надо обязательно вмешиваться в своих корыстных интересах, национальных интересах и в дела Украины, и в дела Эстонии, Латвии и Литвы, где есть русскоязычное население.

Д. НАДИНА: 788-107-0. Здравствуйте. Как Вас зовут?

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Александр. Живу и работаю в Москве таксистом. У меня живёт в центральной Украине между Харьковом и Днепропетровском. Я ей только что звонил, она говорит, что приезжали агитаторы. Они агитируют за новую власть. Если что-то случится с моей женой, я поеду туда, я знаю, где купить оружие. Поедут со мной друзья, и мы начнём воевать, если наши власти до сих пор оглядываются на Америку и ждут оттуда кивка.

Д. НАДИНА: Спасибо, но это пугающие, на самом деле, сообщения, причём они время от времени поступают, и слушатели пишут, что готовы поддержать русскоязычное население, своих родственников и таким образом действовать.

С. МИТРОХИН: Я не понял в чём здесь возражение против того, что я сказал. Я сказал, что Россия сейчас должна предпринять все усилия для того, чтобы не разворачивался неконтролируемый процесс насилия к гражданам Украины, независимо от их национальности. Россия должна быть к этому готова. Но упреждать эти вещи нужно не просто как сейчас всем оружие и всем куда-то поехать. Такое движение, скорее всего, подхлестнёт насилие, это обострит ситуацию и может привести к гражданской войне. В силах государства действовать дипломатическими и политическими методами.

Д. НАДИНА: По последним сообщениям в центре толпы перед зданием Крымской Рады началась массовая драка. Милиция охраняет только вход, между двумя группами митингующих выстроен узкий коридор, но милиционеров в нём нет. Агентство «Крымские новости» о новой драке у здания Верховной Рады Крыма: «В ходе стычки между крымскими татарами и пророссийски настроенными крымчанами был разорван крымско-татарский флаг. На призывы остановиться, люди не реагируют. На месте работает скорая». Это пугает особенно на волне, когда звонят радиослушатели и говорят, что они готовы взять ружьё и поехать туда. В этой ситуации ещё острее встаёт вопрос, почему нет какой-то чёткой позиции руководства России и каких-то действий. Вы говорите, что нужно от насилия милицию предостеречь. А если говорить про какие-то радикальные действия – нужны они или совсем не нужны сейчас?

С. МИТРОХИН: Если та власть, которая сформировала себя в Киеве, она считает себя цивилизованной, то она сейчас должна принять все меры для прекращения насилия в Крыму. И Россия должна от неё это потребовать. Она должна предложить свою помощь, создать, например, совместный контингент, можно назвать его миротворческим контингентом, который был бы туда направлен. Пусть там участвуют представители других стран, именно профессионалы по предотвращению массовых конфликтов, и этот контингент туда должен направиться. Если сейчас Россия займёт агрессивную позицию, то она усугубит ситуацию. Насилия станет больше, а не меньше. Если мы сейчас заявим, что мы начнём вводить войска или какие-то силовые действия, то тем самым спровоцируем обратную реакцию от соответствующих групп населения, от новой власти, и тогда начнётся хаос гражданской войны. Сейчас власть себя должна вести предельно трезво, ответственно. Она должна поставить себе жёсткую цель не допустить эскалации насилия в Крыму, и в первую очередь, применить все политические и дипломатические методы, которые есть в арсенале российского президента, Министерства иностранных дел. При этом в запасе должен находиться силовой вариант. Если не будет силового варианта, то не будет и гарантий солидности заявлений России.

Д. НАДИНА: У нас тут слушатели спрашивают, как мы следим за трансляцией из Симферополя. У нас два канала Espresso TV – это украинский канал? и мы следим за ним последние несколько месяцев. Они всегда очень оперативно камеры выставляют, где происходят столкновения или где должны они начаться. Следим за трансляцией и на Life News в прямом эфире. 788-107-0. Здравствуйте.

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Это Пётр, Москва. У меня к господину Митрохину совет и вопрос. Во-первых, он запутался. Он то говорит, что агрессивно Россия не должна себя вести, то говорит, что есть что-то в арсенале у президента. Вы хотя бы тогда скажите, о чём Вы говорите. И главный вопрос – Вы поддерживаете русскоязычное население Крыма, Севастополя? И если да, то скажите конкретно, как их зачищать. Информация не подтверждённая, но, тем не менее, что просто западные украинцы подстегнуло татар именно тем, что вы все этих сместите, а мы вам власть дадим.

С. МИТРОХИН: О том, что поддерживаю русскоязычное население Украины, я заявил уже и доказал. Я первым из российских политиков осудил принятие Верховной Радой закона, который понижает статус русского языка. Я сделал это первым и, по-моему, единственным. Больше никто на это не обратил внимание. Все в эйфории поддержки Майдана находились, а я первым сделал такое заявление. Сейчас очень ответственная ситуация. Россия должна сделать всё возможное для того, чтобы прекратить насилие и не дать насилию разрастись. Для этого есть политические методы, есть возможные силовые методы, которые должны быть применены, если дипломатические и политические меры не сработают. И Россия в арсенале такие методы имеет. Если вы хотите, чтобы я рассказал вам все эти детали, то знаете, есть вещи, о которых не надо говорить. Если вы говорите что-то, но не делаете, вы возбуждаете лишние страсти, а потом оказывается, что всё это оборачивается пшиком, потому что вы ни на что не способны. Да, такие методы есть, но не надо о них говорить и ими потрясать в воздухе как кулаком. Должна действовать ответственная власть, сильная власть, у которой есть реальная цель сохранить жизни людей, прекратить насилие и в тоже время сделать так, чтобы её не обвинили в каких-то корыстных интересах в присвоении территорий.

Д. НАДИНА: Хотелось бы понять, что это за методы и как действовать.

С. МИТРОХИН: Я не буду про эти методы говорить. Люди, которые меня слушают, они прекрасно знают. Есть спецслужбы, есть их методы. У военных есть свои методы. Зачем мы будем сейчас о них говорить? Если начнётся массовое насилие при явной или скрытой поддержке государства в любом регионе по отношению к гражданам, то эти методы можно применить. Зачем мы будем разжигать страсть? Вы хотите, чтобы меня присоединили к числу тех депутатов, которые сейчас провоцируют, в том числе своими предложениями, подбрасывают идеи про референдум и так далее?

Д. НАДИНА: Ни в коем случае. Хотелось бы просто понять Вашу позицию. Крым говорит о том, подчиняться Киеву или не подчиняться. Вы какую позицию занимаете?

С. МИТРОХИН: Всё должно решаться демократическим путём. Есть жёсткие процедуры волеизъявления. Решения должны приниматься самими жителями Украины, её регионов, Крыма, и не надо извне подавать какие-то советы. Если вы это делаете, они это делают, то дискредитируете не только вы себя, но и они себя благодаря Вам. Никакие референдумы невозможны и никакое принятие законов в обстановке насилия и хаоса. Самая главная цель – обеспечить порядок, стабильность, спокойствие и мир. Пока этого не сделано, разговоры о референдумах и каких-то других вещах не допустимы, потому что являются одним из способов разжигания конфликта. Это пора понять нашим депутатам. Я надеюсь, что в МИДе это понимают. Любым политикам других стран надо это понять, что сейчас всё, что будет предприниматься в условиях, когда назревает хаос и резня, любые инициативы являются провокационными. Сосредоточиться надо всем сейчас на том, чтобы остановить насилие и не дать ему разрастись до больших масштабов. Вот сейчас Россия, все страны Евросоюза новую власть должны призвать к этому и потребовать, чтобы были созданы соответствующие для этого инструменты. В международной практике огромное количество таких инструментов. Конфликтов происходили тысячи. Есть наработанный опыт. Его знают в МИДе. Вот сейчас все эти средства должны быть применены.

Д. НАДИНА: А если говорить о той власти, которая установилась? Активно со своих постов слетают те чиновники, которые были раньше, в Раде. Вот с этой властью нужно России и мировому сообществу идти на диалог? Нужно всерьёз воспринимать?

С. МИТРОХИН: Там есть сомнения в её легитимности вполне обоснованные, но сейчас не тот момент, когда надо разбираться, легитимен ты или нет. Сейчас надо говорить с любой властью. Её надо, во-первых, предупредить о недопустимости провоцирования конфликтов. А там сидят националисты. Они уже спровоцировали частично. Это их очень серьёзный вклад в дискриминацию русского языка, одно из первых решений новой власти. Им надо сейчас дать по рукам. Надо потребовать от новой украинской власти, чтобы она призвала к порядку, отдёрнула националистов любых мастей. Сейчас речь идёт об украинских националистов. И жёсткое мнение по поводу их действий должен высказать Евросоюз. Он пока этого не сделал. ОБСЕ сделало заявление по поводу дискриминации русскоязычных. А вот от Европейского союза не слышал таких заявлений.

Д. НАДИНА: Мы следим краем глаза за тем, что происходит сейчас в Симферополе перед зданием Верховного Совета Крыма между участниками митинга. Милиция пытается развести людей в разные стороны, но это не очень хорошо получается. 788-107-0. Давайте примем несколько звонков. Здравствуйте.

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Настолько нагнетается истерия на пустом месте, ведь нет никаких фактов о преследовании русских. Бесконечно перечисляют этот передвинутый памятник Кутузову. Более того, во Львове сегодня общерегиональная акция «Говорим по-русски», чтобы это доказать. Люди занимаются тем, что пытаются противодействовать пропаганде. Меня поражает Сергей Митрохин, он стыдливо умалчивает, что творится в наших средствах массовой информации, в том числе на РСН.

С. МИТРОХИН: Я ничего стыдливо не умалчиваю. Я изучил ситуацию с отменой закона о языковой политике, и выяснил, что первым действием правительства, этих сил, которые пришли к власти и возобладали в Верховной Раде на гребне идей евроинтеграции, был отказ от европейских норм, предполагающих равенство всех народов, проживающих в государстве и равенство статуса языков. Это было первым действием. Какая пропаганда! Давайте не становится обратными жертвами пропаганды. Когда мы говорим пропаганда, мы не верим вообще ничему. Всё вранье. Но это тоже же глупость! Я вообще не смотрю российское телевидение. Я стараюсь получать из независимых источников эту информацию. Так вот Украина подписала в 2006 году языковую хартию. И от неё она сейчас отказалась. Даже, может быть, этого бы никто не заметил, если бы это не выглядело так провокационно. Первый шаг новой власти – дискриминация русских. Это значит, что идея революции была не в интеграции с Европой, а украинизации Украины. То есть это была не европейская революция, а националистическая. И отсюда вытекают эти столкновения в Крыму. Русские поняли, что им идёт угроза от этой власти.

Д. НАДИНА: Это позиция экс-депутата Государственной Думы Сергея Митрохина. Спасибо.

Материалы в разделах «Публикации» и «Блоги» являются личной позицией их авторов (кроме случаев, когда текст содержит специальную оговорку о том, что это официальная позиция партии).

Статьи по теме: Международные отношения


Все статьи по теме: Международные отношения