Мнение Алексея Арбатова,члена Политкомитета "ЯБЛОКА" ведущего специалиста России в области внешней и военной политики, контроля над разоружением
Проблема распространения ядерного оружия в мире с каждым годом становится все острее. Как избежать этого, как не допустить использование атомной энергии в военных целях, направив ее исключительно в мирное русло? Ответы на эти и другие вопросы вы сможете найти в экспертном докладе директора Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН Алексея Арбатова, озвученном на XVIII Международной конференции "Трансформации в Евразии: поиск адекватных ответов на вызовы современности".
Тема: Перспективы атомной энергетики и ее взаимосвязь с угрозой распространения ядерного оружия.
Несмотря на катастрофу Фукусимы, наращивание мощи атомной энергетики в мире будет продолжаться. Варьироваться могут лишь темпы и масштабы этого процесса, который получил название «атомный ренессанс».
То, что этот процесс будет продолжаться, связано с необходимостью сокращения выбросов парниковых газов, а также с экологическими угрозами освоения новых мест и способов добычи нефти, что было продемонстрировано катастрофой в Мексиканском заливе.
В настоящее время 31 страна мира эксплуатирует 434 энергетических атомных реактора, которые обеспечивают 14% мирового производства электроэнергии.
По прогнозам к 2030 году общее количество атомных реакторов увеличится на 140 единиц. А производство электроэнергии вырастет почти вдвое. Из 69 строящихся сейчас ректоров 41 строят страны Дальнего Востока и Южной Азии.
Соответственно, ожидается расширение мирового рынка атомных технологий материалами, который является одним из самых конкурентных рынков мировой экономики. Пожалуй, это один высокотехнологичный мировой рынок, где позиции России очень сильны, и где она успешно конкурирует с США и другими ведущими технологическими державами.
В частности, 40 % обогащенного урана в мире и 17% поставок ядерного топлива осуществляется из России. Кстати, и в США 10% электроэнергии вырабатывается на атомных станциях, снабжаемых российским ураном.
Также Россия планирует расширение экспорта атомных реакторов. В частности, в Индию, Турцию, Китай, Белоруссию. Ведутся переговоры о таких сделках с Нигерией, странами Персидского залива и другими потенциальными импортерами.
История последних 70 лет убедительно продемонстрировала, что атомная энергия – это палка о двух или даже о трех концах (если такой предмет можно вообразить). Атомная энергия может или нагревать воду для мирных нужд, или инициировать ядерный взрыв с огромными разрушительными последствиями, или запустить техногенную катастрофу с обширным радиоактивным загрязнение окружающей среды. Примеры всего этого мы видели на примере предыдущих десятилетий.
В плане военного использования особой опасностью чревато прогнозируемое распространение обеспечивающих работу реакторов технологий ядерного топливного цикла: обогащение урана и переработка отработавшего ядерного топлива для выделения плутония. Два примера у всех перед глазами.
Пример Северной Кореи убедительно показывает, что практически любая, даже очень бедная страна, которая имеет в своем распоряжении технологии, способна создать ядерное оружие. А опыт Ирана демонстрирует возможность вплотную приблизиться к такому потенциалу, даже оставаясь участником Договора о нераспространении ядерного оружия и поставив свои атомные объекты и материалы под гарантии МАГАТЭ (Международного агентства по атомной энергии).
Европейскую безопасность более всего затрагивает перспектива распространения ядерного оружия в Азии, Африке и Латинской Америке. Также вероятность получения к нему доступа со стороны международных террористических организаций.
Опыт 50 стран из этих частей света за последнее время обратились в МАГАТЭ за получением консультаций и содействием развития национальной атомной энергетики. В частности, Бангладеш, Вьетнам, Танзания, Нигерия уже приступили к реализации таких планов. Среди этих стран многие отличаются внутренней нестабильностью, уязвимы для радикальных идеологий или вовлечены в региональные конфликты. В последние годы созданный с конца 60-х годов режим нераспространения ядерного оружия все больше расшатывается и мировому сообществу пока не удается принять действенные меры по его укреплению.
Одна из серьезнейших проблем для укрепления режима нераспространения – это отсутствие системного подхода к решению поставленной задачи. Те или иные меры зачастую предлагаются правительственными или негосударственными организациями весьма произвольны в неясной и осознанной системе приоритетов и без увязки отдельных элементов в общую конструкцию. Очень часто на позиции правительств по этим вопросам главное влияние оказывает отношение к той или иной проблемной стране, или мотивы конкуренции на атомном рынке, коммерческая заинтересованность в том или ином контракте.
Все страны мира, кроме четырех, являются членами Договора о нераспространения ядерного оружия. Неядерные государства приняли обязательства не приобретать ядерное оружие. Ядерные государства приняли обязательства идти путем ядерного разоружения и помогать другим.
В чем проблема нераспространения ядерного оружия?
Проблема в том, чтобы государства, которые являются членами Договора о нераспространении, это 188 минус 5, пять ядерных уже держав, не могли или тайно разрабатывать ядерное оружие, или не могли выйти из Договора открыто и создать ядерное оружие.
Иран тайно разрабатывал ядерное оружие, оттуда все санкции и проблемы. Надо договориться, чтобы Иран прекратил это делать. Северная Корея тайно разрабатывала, а потом открыто вышла из Договора и создала ядерное оружие.
Вот так вот распадается логически вся сложнейшая проблема нераспространения. Нужно помешать тайной разработке ядерного оружия и нужно помешать легкому выходу из договора, для того чтобы создать ядерное оружие, использовав плоды мирного сотрудничества в военных целях.
Для этого нужно повышать эффективность гарантий МАГАТЭ, чтобы не было тайного производства ядерных материалов, тайной ядерной деятельности, и нужно формализовать процесс выхода, чтобы государства не могли заявить о выходе и использовать в военных целях мирные атомные технологии. Есть целый ряд конкретных предложений, как это сделать. Нужно, чтобы государство знало, что выйти из Договора непросто – будет создана внеочередная конференция всех участников, что дело будет передано в Совет безопасности, что могут быть приняты санкции, что могут быть приняты решения, что все приобретенные в рамках мирного сотрудничества технологии и материалы не могут использоваться в военных целях. Иначе санкции могут быть очень жесткими, и не исключены даже военные акции. Вот на это распадается такая сложная проблема, как нераспространение ядерного оружия.
Заявка некоторых государств на собственные технологии обогащения урана нельзя объяснить интересами мирной атомной энергетики. Мировой рынок урана и ядерного топлива демонстрирует высокие стандарты надежности экспортеров. Не было ни одного случая остановки энергетических реакторов по причине срыва поставок топлива. Имеющиеся в мире мощности по обогащению урана на ближайший период будут превышать спрос. Даже при увеличении роли атомной энергетики то, что есть сейчас, вполне способно удовлетворить спрос на ядерное топливо и обогащенный уран, который может быть превращен в ядерное топливо.
Решение проблем Кореи и Ирана требует адресного подхода. Мы уже опоздали с мерами укрепления режима нераспространения. Эти страны в той или иной степени нарушили режим или могут его нарушить. И поэтому переговоры с ними ведутся отдельно. Соответственно в рамках «шестерки» и в рамках «шесть плюс один» - вы об этих переговорах знаете. Что важно, что великие державы должны показать пример и отказаться от создания новых национальных комплексов атомного топливного цикла. В этом смысле пример Ангарска (это наш крупный комплекс по обогащению урана, который был превращен в международный центр) должен быть не просто интересным примером, это должна быть парадигма на будущее. Все существующие мощности по обогащению урана должны быть превращены в многосторонние компании по обогащению урана и предоставлению услуг тем странам, которые хотят развивать атомную энергетику.
При наличии доброй воли ведущих держав, комплекс предложенных шагов является ключом к восстановлению управляемости процессов распространения в мире атомной энергетики. Это надо для того, чтобы «атомный ренессанс» не привел к ядерным «темным векам», при которых применение ядерного оружия или в конфликте, или в террористическом акте станет практически неизбежным.
Оригинал