Совершенно не удивляет отсутствие внятных позиций политиков по Украине. Тех политиков, которым поручено озвучивать позиции от имени государств. Произошедшие события смешали все геополитические карты на их столах, и потребуется некоторое время, чтобы восстановить порядок. Заявление председателя нашей партии уже опубликовано, я присоединяюсь к позиции, что ответственность за кровопролитие лежит не только на стороне свергнутого президента, хотя спровоцированы его действиями, а первые решения Рады не напоминают движение по европейскому вектору.
Я должен пояснить, что означает выражение "европейский вектор". Это не вопрос добавления еще одной звездочки на флаг ЕС. Россия по факту европейская страна, и Уральский хребет здесь мало что значит. Омск, Хабаровск, Владивосток - это форпосты европейской, а не азиатской цивилизации. Так развивалась наша страна, в том числе и "прорубая окно в Европу". В современном понимании европейский вектор означает движение в направлении равенства всех перед законом, справедливого суда, неподвластного деньгам и приказам, и защищенности государством заработанного честным трудом. Мне не известен ни один человек, который бы открыто противостоял этим базовым демократическим ценностям. Другое дело, что в одних странах этого добились, а в нашей стране этого еще предстоит добиться. Нашим общим трудом, нашей общей волей, всеобщим проникновением здравого смысла. И в нашей партии собрались люди, которые категорически против пути потрясений и революций. Мы настаиваем, что изменений можно добиться эволюционным, мирным путем.
Отсутствие ответственных комментариев, определяющих политику государств на долгие годы, и уже поэтому не популистических, не мешает высказать мне личную позицию по происходящему. Она сильно отличается от популярной в среде оппозиции, называющей себя несистемной, в целом демонстрирующей восторг от процесса выбора народом своего будущего. Ничего там еще не выбрали. Украине даже при благоприятном развитии событий еще очень долго предстоит добиваться действительно свободного выбора - самого большего достижения человечества.
Свободный выбор - это когда вы выбираете не потому, что кому-то должны или кого-то хотите наказать. И совершаете выбор своего будущего не под давлением информационного поля или истерических заявлений, а свободно волеизъявляетесь. У нас же в этом смысле далеко не так все хорошо, правда? Хотелось бы встретиться с людьми, которые на последних скандальных думских выборах объясняли свою позицию, что голосовать надо за проходных кандидатов, а иначе голос может "пропасть". А что уж говорить о нынешнем драматическом положении украинского народа, когда среди него столько "человеков с ружьем" и крикливых популистов.
Произошедшие события напомнили мне, как много в моей жизни связано со всем украинским. В 80-х я впервые был у этого народа в гостях. Знаете, при всем духе интернационализма, в котором воспитывали мое поколение, я, будучи школьником, точно помню, что я чувствовал себя тогда именно в гостях, это определенно не было чувством ощущения себя дома, которое я испытывал от посещения других российских городов. Триумф, который тогда пережила российская команда в олимпиаде по математике, компенсировался в следующем году олимпиадой по физике, первые полтора десятка мест по результатам которой заняли представители украинской сборной. Прививает взаимное уважение прямо с детства.
Во время военной службы вокруг меня было много украинцев. До сих пор помню, хоть прошло уже четверть века, Сашу Гныпа, запомнившегося как пример стойкости и достоинства.
Мой замечательный, настоящий друг в Сургуте – «западенец» с Винницы. Надеюсь, он не прочитает этих строк. Мы с ним, бывает, ссоримся, но не менее решительно миримся. Мне не хотелось бы, чтобы что-то повлияло на этот продуктивный процесс. Скажу, что анекдот в его исполнении, заканчивающийся фразой "Сидай сынку, я и так бачу, що ты не москаль", один из моих любимых. Вроде шутливой демонстрации, что национализм и расизм суть разные вещи.
Одни из самых теплых воспоминаний, которые я храню, связаны с дочерью репрессированного священнослужителя из Львова. Знаете, было у нас в стране и такое: приходят за человеком, жизнь которого у всех на виду, и никто больше ничего о нем не знает. А дети помнят, знакомые помнят, и эта травма сохраняется чуть ли не генетически. И здесь мне хотелось бы отметить, что исторический опыт подсказывает, что нет шансов создать прочный правовой фундамент для всего государства на нераскаянной крови.
Наш руководитель регионального отделения Юрий Шагут, преподаватель Югорского университета, человек, уважаемый даже его политическими оппонентами, также выходец из ссыльной украинской семьи. В прошлом году я держал в руках книгу по истории округа, в которой упоминается его семья с фотографиями того времени.
Биография Григория Явлинского тоже тесно связана с Украиной. В те редкие моменты, когда он появляется на нашем телевидении, ведущие программ почему-то любят упоминать его чемпионство Украины по боксу среди юниоров. У меня есть ощущение, что его комментарий, который мы ожидаем, в этот раз окажется пристрастным.
И вот при всех этих обстоятельствах, связывающих меня и многих россиян со всем украинским, я испытываю по отношению к происходящему самую настоящую боль. Я не представляю, что наши пути с украинским народом могут разойтись, а направления векторов движения наших стран в общем цивилизационном процессе могут не совпадать. Еще меня расстраивает, что в украинском политическом спектре отсутствует гражданская партия. Чувствуется воля, не позволяющая оппозиционным политикам оседлать гражданское сопротивление в полной мере, а политического представительства этой воли нет. И в этом нет ничего удивительного, если в политике доминируют радикалы и популисты, такой силе оформиться чрезвычайно сложно. Все, что разрывает общественное поле на части, не дает соединиться прилагательному "гражданский" с такими словами как долг, честь, достоинство, мужество, поступок.