Мы пришли с миром...
Страшнее всего было, что подведет погода. Уж этого никаким энтузиазмом не изменишь. А места здесь такие, что после хорошего дождя шаг влево, шаг вправо от дороги предпочтительнее делать в охотничьих сапогах.
Энтузиаст и идеолог заказника "Юнтоловский", профессор Марина Сергеевна Боч является представителем России в уникальной комиссии ЮНЕСКО по сырым местам. Такие они здесь и есть - сырые... Может, благодаря этому, само себя храня, верховое болото на севере заказника столетиями остается местом стоянки перелетных птиц. Здесь же обитают редкостные цветы, мхи и краснокнижные растения, вызывающие медицинские ассоциации из-за названия семейства, к которому принадлежат - "сосудистые". Ботаники из Европы, Скандинавии, Америки, приезжающие на практику к Марине Сергеевне, с восхищением и нежностью вспоминают увиденный у нас зеленый мир. Подобные чувства испытывают и орнитологи, - совсем недавно в этих местах насчитывали до полумиллиона крылатых путешественников. По уверениям старожилов в лахтинском разливе водился и ловился лосось. Специалисты Европейского союза прибрежных территорий, посетившие Лахтинский разлив, онемели от восторга. По их мнению, заказник благодаря уникальной флоре и фауне может и должен войти в перечень охраняемых территорий, имеющих международное значение. И все это было бы замечательно, если бы...
Если бы в самое короткое время с пятисот тысяч до семидесяти не сократилось число птиц, пролетающих этим путем. Редким гостем стал в местных водах лосось. Да и неяркие цветочки восковницы, занесенной в Красную книгу, тоже не в полной безопасности.
Многие птицы теперь предпочитают Сестрорецкий разлив. Благородная рыба потеряла интерес к окрестным речкам - в результате намыва разлив обмелел. А нынче весной ей и вовсе не обойти было перекрывшую горло Лахтинского разлива дамбу, через которую проляжет коммуникационный коридор Северо-западной ТЭЦ. (Дамба-то временная, но время уж очень точно выбрано - нерест). Главная сложность, и одновременно главная гордость наша в том, что птичий рай разместился по соседству с огромным городом. В пятнадцати минутах езды трамваем от станции метро "Пионерская". Разумеется, жители окрестных домов воспринимают эту землю, ее травы и деревья, как свой парк, где не только можно выгулять собачку, внучку , дочку, но, если хороший аппетит, то и шашлычок зажарить, и потом скушать под водочку. Однако суровый этот напиток опасен тем, что делает человека рассеянным и на месте "здорового отдыха" долго тлеет негасимый пожар. Страшно горят торфяники...
И еще есть беда. Когда-то великий строитель Юрий Севенард проложил здесь дорогу, чтобы вывезти Приморскую свалку. И пощадив расположенные по соседству сельхозугодия, не пощадил земли заказника. Дорога, получившая ныне у местных жителей прозвище "пьяной" (за то, что позволяет подгулявшему водителю добраться домой, миновав два поста ГАИ), пролегла по границе заказника. И из-за своей пустынности стала местом неорганизованной, и потому исключительно грандиозной свалки. Кроме рваных башмаков, разбитых строительных конструкций, здесь есть свой специфический "мусор". Через каждые сто метров в кустах притаился кузов автомобиля. Угнали, привезли, когда потемнее, на пустую дорогу, открутили все, что можно продать, и... бросили. По весне милиция, скрипя зубами от злости, собирает здесь еще один специфический урожай - "подснежники". Это совсем не цветы. Это трупы.
Здесь мы и решили в международный день охраны природы провести экологическую акцию. Не субботник, как привычно именовали это наши хозяева из приморской администрации. А именно акцию. Задачу поставили перед собой простую. Убрать кусочек дороги в буферной зоне заказника, примыкающий к будущему зоопарку. А сторонники "Greenpeace" в Петербурге у въезда на "пьяную дорогу" решили воздвигнуть памятник "человеческому свинству". Чтобы, с одной стороны, - что-то сделать своими руками и показать, каким это место должно стать. А с другой, заставить обратить всех внимание на то, что существует такая проблема.
Мы никак не планировали, что акция пройдет накануне приезда Президента. Такое вышло совпадение. Но международный день охраны окружающей среды не перенесешь. Да и очень много людей вовлекли в подготовку акции. Очень помог нам Глава приморской администрации Евгений Никольский. Генеральный директор шестого парка "Спецтранса" Виталий Журкович, представляющий Региональную экологическую партию, бесплатно обеспечил акцию транспортом. Да и люди, которые транспортом управляли, работали не за страх, а за совесть. Может потому, что не было скучно?
А скучно действительно не было. Во-первых, повезло с погодой. Во-вторых, и в-главных, "повезло" с людьми. Ребятишки и взрослые из "Прозрачных вод Невы" во главе с Констатином Немчиновым, одетым в шведский костюм Мулли с хвостом и перышком на шляпе, были так безудержно веселы и с лопатой, и с граблями, и в работе, и в автобусе. То же можно сказать и о "неорганизованных" ребятишках, которых просто взяли с собой родители. Их глаза светились настоящим счастьем, когда удавалось выкопать из-под камней неподдающееся колесо, торчащую на полметра над землей арматуру или переломить сопротивление слежавшейся мусорной кучи. А ребята более "солидного" возраста - из школы садоводства ботанического сада - овладевали территорией, как саранча. Под голубым знаменем Дня Земли они рассыпались по склону и ведомые своим руководителем Людмилой Петровной Солоницыной наступали на мусор сплоченными рядами. Любо-дорого было посмотреть, как в Региональной партии Центра воспитывается преемственность поколений. Рядом с председателем политсовета Михаилом Амосовым всегда находился кто-нибудь из молодежного "Яблока", а если и им не хватало сил справиться с упрямством материи, как в известной сказке про репку, рядом оказывалась мышка в лице маленького Антона и его столь же юного друга. И тут уж, все вместе, они были обречены на победу. Исключительной активностью выделялась Приморская территориальная организация РПЦ и ребята из Молодежного союза "Яблоко"...
Но украшением дня безусловно стали ваятели из числа сторонников "Green-peace." В белых головных повязках с зеленой надписью, выдающей их приверженность "зеленым" же идеалам, они стащили в кучу у въезда на "пьяную дорогу" несколько кузовов старых автомобилей, расписали их все теми же зелеными буквами "Greenpeace" и водрузив наверх лысую елку, нарядили ее банками из-под пива и дырявыми башмаками. Препроводив все это надписью: "Этот памятник человеческому свинству будет разобран при большом стечении народа и в присутствии журналистов только тогда, когда станет чистой дорога".
Надо заметить, что это была их первая совместная акция на нашей земле. И как утверждает Евгений Усов из "Greenpeace-Россия", - несмотря на отсутствие специальных тренировок, которые обычно предшествуют акциям "неистовых зеленых" из головной организации, все получилось вполне профессионально, а главное - дружно и с верой в то, что делается нужное дело. Кстати, в заключение, чтобы довести акцию до логического конца, въезд на "пьяную дорогу" был перекрыт земляным валом.
И теперь главное - почему в столь причудливом сочетании выступили в это день политическая партия и "зеленые" организации города? Ведь акция была организована РПЦ-"Яблоко" и Молодежным "яблочным" союзом при поддержке Ассоциации экологических журналистов Санкт-Петербурга и при участии "зеленых". Почему во главе безусловно экологической акции встала политическая партия? Это вовсе не случайно. Ядро РПЦ составили депутаты городского совета прошлого созыва, которым уже тогда судьба заказника не была безразлична. Благодаря их усилиям, в частности, стараниями тогдашней комиссии по экологии, удалось прекратить наступление массовой высотной застройки на заказник.
И еще одно. Несколько месяцев сотрудники Управления по охране окружающей среды администрации Санкт-Петербурга совместно с Международным центром ЕСАТ, вместе с голландскими специалистами и профессионалами из НИИП Градостроительства и других организаций работали над документацией по Юнтоловскому заказнику. В целом работы завершены. Но остались нерешенными проблемы, которые, по мнению авторов проекта, отчасти сможет разрешить создание здесь Дирекции заказника. И вообще официальное признание статуса этой территории. Промедление здесь и впрямь смерти подобно...
Татьяна Соболева
г. Санкт-Петербург
|