Сергей Никифоров: "Россия теряет рынок перевозок на Балтике"
Транспортная проблематика - приоритетная в политической деятельности депутата Госдумы от "Яблока" Сергея Никифорова. В Комитете по бюджету он курирует транспортные вопросы, да и в его 208 округе, включающем Красносельский район, часть Кировского и Петродворец, проживает очень много транспортников - моряков, портовиков, железнодорожников...
На днях С.Никифоров вернулся из Хельсинки, где участвовал, как член делегации России, в работе третьей Общеевропейской транспортной конференции. На конференции им были представлены доклад по проблемам, возникающим в сфере транспортного законодательства России в процессе взаимодействия с правовой системой Европейского Союза, и анализ места и роли Санкт-Петербурга в общеевропейской транспортной системе. Об итогах конференции и о положении дел с перевозками в регионе Сергей НИКИФОРОВ рассказал нашему корреспонденту Эдуарду СЛЕПАКУ.
- Сергей Михайлович, какие предложения на Хельсинкской конференции сделала делегация России?
- Сразу скажу, что предложения нашей делегации были приняты и зафиксированы в итоговых документах конференции. А заключались они в продлении европейских транспортных коридоров до Транссибирской магистрали и до Новороссийска и Астрахани, во включении в общеевропейскую транспортную систему Северного морского пути и Волго-Донского канала.
В 1994 году на второй транспортной конференции, проходившей на Крите, была принята так называемая "Критская программа". Программа предусматривала создание девяти транспортных коридоров как основы для развития транспортной инфраструктуры в Центральной и Восточной Европе. Восемь коридоров образованы сочетаниями автомобильных и железных дорог, а один представляет собой водный путь по реке Дунай.
В Хельсинки работали над развитием "Критской программы". Например, решили добавить десятый транспортный коридор, проходящий через балканские страны. Кроме того, было решено включить в транспортную концепцию четыре региона: арктическую Европу, Черное море, Средиземноморский бассейн и Адриатико-Ионический район.
- А как обстояло дело в Хельсинки с Балтийским регионом, ведь будущее экономики России, особенно ее Северо-Запада, как известно, во многом зависит от решения проблем транспортировки российских грузов и нефти по Балтийскому морю?
- К сожалению, Балтийскому региону в Хельсинки уделили недостаточное внимание. А именно здесь ситуация за последние годы резко изменилась, и не в пользу России. Громоздкие таможенные процедуры, различные ведомственные разногласия, потеря части балтийского торгового флота... - все это неблагоприятные для российских транспортников факторы в их соревновании с коллегами из Финляндии и Прибалтики. Как следствие - потоки российских грузов в значительной степени переместились в порты этих стран.
Грузооборот российских портов на Балтике из года в год снижается в среднем на 5-10%. В то же время грузооборот прибалтийских портов ежегодно увеличивается на 10-15%. Доля российских грузов, перевозимых российскими судами, сократилась до 20%. Это приводит к тому, что на Балтике практически полностью будут господствовать иностранные судоходные компании.
Не может не тревожить и состояние дел с российскими автоперевозками. Если совсем недавно наши автоперевозчики на скандинавских направлениях перевозили до 90% российских грузов, то в настоящее время - не более 30%.
России надо отбросить великодержавную спесь и учиться работать на транспортном конвейере у маленькой по европейским меркам Латвии, анализировать успехи латышей в борьбе за клиентов. В 1996 году через порты Латвии прошло примерно 38 миллионов тонн российских транзитных грузов. Каждая тонна груза дает Латвии 14 американских долларов. Таким образом, только на российских грузах Латвия заработала в прошлом году порядка 532-х миллионов долларов! И как обещает премьер-министр Латвии Андрис Шкеле, в 1997 году латвийские порты перевалят грузов больше, чем порты Финляндии и Петербург вместе взятые.
Во многом будущее Северо-Запада России и стран Прибалтики будет определяться путями транспортировки нефти из региона Коми, Тимано-Печерского и Приобского месторождений. Высокие затраты при транзите нефтепродуктов через латвийские и литовские порты, дороговизна перевозок по железной дороге и ее ограниченная пропускная способность сужают конкурентные возможности российских нефтеэкспортеров на мировых рынках.
("Невский обозреватель", №11, 1997 г.)
Фото Александра Кулешова
Ситуация
Чеченский выход
Хотя по Конституции правом отпустить республику из состава России не наделен ни один орган власти, Президент на днях фактически дал добро на выход Чечни из состава Российской Федерации - так оценили многие россияне итог переговоров Бориса Ельцина с Асланом Масхадовым. Это послужило поводом для тяжелой рефлексии отечественных политиков о судьбах нашей Родины. Например, во фракции "Яблоко" было проведено собрание одноименной московской молодежной организации, где юные явлинцы подвергли глубокому анализу все аспекты культуры, быта и исторического развития чеченской нации и попытались нащупать пути выхода из критической ситуации.
Выводы оказались неутешительными. Чечня, судя по всему, все-таки выйдет из РФ, и единственное, что может предотвратить или задержать этот процесс - лишь непризнание Чечни другими государствами.
Аналитикам из "Яблока" явно очень близки этнографические взгляды Льва Гумилева. Они полагают, что чеченцы сегодня - пассионарный народ, а потому не исключено, что после обретения независимости Чечня займется объединением всех вайнахских народов. По мнению Вячеслава Игрунова, зампреда "взрослого" Объединения, Россия сейчас является безусловно слабым государством, которое пытаются еще более ослабить как на Западе, так и на Востоке. И любой конфликт с Чечней будет использован НАТО, мировым сообществом и проч., дабы унизить и деморализовать Россию. Так, Ичкерии позволяется выдвигать любые, даже самые абсурдные требования, а российская сторона не может противопоставить ей того же. Дело усугубляется тем, что президент гасит внутри своей страны попытки дать отпор "самостийности" Чечни, примером чему стала недавно устроенная публичная "взбучка" Борису Березовскому и Игорю Малашенко. Россия лишена воли к национальному существованию, и это, по мнению Игрунова, является сейчас нашей главной бедой.
Соображения экономического порядка также малооптимистичны. Чеченская нефть - это овчинка, не стоящая выделки, ибо прежде придется заново отстроить все разрушенное на той территории.
А если Ичкерию "отпустить", то Россия должна будет платить контрибуцию уже по международному праву. Итак, единственно разумного рецепта выхода из имеющейся ситуации нет. Наиболее рациональной мыслителям от "Яблока" видится консервация. При этом нельзя забывать, что чеченцы, оказавшись изолированными от ресурсов РФ, проявят свою бешеную пассионарность в полную силу и, скорее всего, кинутся на соседние территории. Почитая за доблесть разбой и самую гибель, вряд ли они согласятся быть принужденными к миру. "Сегодня они просят многое, завтра потребуют гораздо больше. Победившие народы не останавливаются на достигнутом, особенно если они победили большой кровью", - резюмировал Вячеслав Игрунов. России же остается лишь готовить крепкую границу и армию для соседства с независимой Чечней. А также обучать людей, способных к оценке ситуации и диалогу с чеченской стороной.
По словам Игрунова, мы имеем сейчас правительство абсолютно безынициативное, народ, утративший представление о своем месте в мире и истории, и государство, запутавшееся в кавказских проблемах. Впрочем, все выступавшие заверили, что высказанное ими является точкой зрения частных лиц. Надо учитывать также широту размаха и склонность к нетривиальным поворотам мысли членов руководства фракции. Но "яблочники" со свойственным им вообще глобальным интеллигентским видением и ощущением своего мессианства выражают умонастроения, присущие сейчас многим россиянам.
Светлана Ильинская
Область разделилась на два лагеря
Вот уже в течение нескольких месяцев Белгородскую область буквально потрясают различные скандалы. То незаконное давление местных властей испытывают на себе предприниматели. То вдруг гонениям губернатора Евгения Савченко подвергается антимонопольный комитет. То распоряжением главы администрации области закрывается лучшее педагогическое училище. Но наибольший "резонанс" среди жителей Белгородчины вызвало противостояние между губернатором области Е. Савченко и коллективом АО "Лебединский ГОК", поставляющего почти треть железорудной продукции России. Формально место под солнцем оспаривают два гиганта-руководителя: сам Евгений Степанович Савченко и генеральный директор АО "Лебединский ГОК" Анатолий Тимофеевич Калашников. Фактически же конфликт затрагивает интересы 30 тысяч акционеров комбината, ста тысяч членов их семей.
Сначала несколько фактов. Прибыль на ГОКе за последние два года составила более 900 млрд. рублей. Предприятие пополнило госказну более чем на триллион рублей. В течение трех лет комбинатом освоено на его же развитие более двухсот миллионов долларов. На ГОКе самая защищенная в стране социальная сфера. Только в прошлом году предприятие потратило на нее более 100 миллиардов рублей. Зарплата - одна из самых высоких в отрасли. Причем, выплачивается она регулярно. В свое время Президент РФ Борис Ельцин назвал комбинат "локомотивом реформ, национальной гордостью России".
Жить бы, как говорится, не тужить. Но в нашей стране так не бывает. Если у кого-то что-то получается, надо сделать так, чтобы это хорошее стало началом какой-нибудь неприглядной истории.
Так случилось и с Лебединским ГОКом. Начало конфликту было положено три года назад. Тогда на чековом аукционе крупный пакет акций комбината купил банк "Российский кредит". По утверждению руководства ГОКа - купил с грубыми нарушениями закона. Более того, банк, претендующий на третью часть промышленного гиганта, не вложил за это время в него ни копейки. Белгородский арбитражный суд лишил "Российский кредит" 16 процентов акций. Однако Брянский арбитражный суд, а также Высший арбитражный суд пересмотрели решение Белгородского суда в пользу банка. Генпрокуратура внесла протест в Высший арбитражный суд. Чем все закончится - пока сказать трудно.
Далее история развивалась почти в детективном русле. Комбинат предложил банку продать свой пакет акций по цене приобретения. И дело вроде бы шло на лад. Но тут в процесс "переговоров" вмешался Глава администрации области. Неожиданно Белгородский арбитражный суд "отказывается" от своего решения и принимает три решения в пользу банка. Последнее - об отмене четвертой эмиссии акций. Эмиссия в сумме 5 млрд. рублей позволила привлечь более одного триллиона инвестиций на строительство чрезвычайно прибыльного завода металлизированных брикетов, который успешно сегодня возводится. (Оборудование заказано в Германии и уже поступает на комбинат). По словам генерального директора Анатолия Калашникова, исполнение судебного решения (об отмене эмиссии) нанесло бы ущерб комбинату - главному поставщику налогов в области - в сумме 3-х триллионов рублей. Другими словами - это банкротство и комбината, и области.
Еще большей неожиданностью для руководителя ГОКа стало предложение Евгения Савченко (цитирую Калашникова)
"... Rв¤ вм ( -? ЇаR¤ вм) ¤¬Ё-Ёбва жЁЁ RЎ< бвЁ Ў
Неповиновение местной власти, по словам Анатолия Калашникова, оборачивается для акционеров большими неприятностями: чинят препятствия с подачей вагонов, не выпускают на оптовый рынок электроэнергии, отключают электроэнергию, если ГОК опаздывает с оплатой на пять дней. Хотя соседям - Стойленскому ГОКу "прощаются" долги и по пять месяцев. "Случайно" на Лебединский ГОК навалилось пять проверок сразу: таможенная, налоговые инспекция и полиция, валютно-экспортный контроль, экологический...
Чтобы довести суть разногласий между губернатором Евгением Савченко и коллективом ГОКа до общественности, руководители предприятия публикуют в областной и местной прессе "ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО губернатору Белгородской области Е.С. Савченко". Авторы письма подробно останавливаются на ситуации, сложившейся на комбинате. Приводят факты, которые вряд ли могут оставить равнодушными всех белгородцев.
Сегодня конфликт уже вышел за рамки не только комбината, но и области. Обе стороны надеются найти поддержку у Б. Ельцина. В Обращении к Президенту РФ, подписанном Главой администрации области Е. Савченко и председателем Белгородской областной Думы Ю. Селиверстовым, звучит предложение о национализации в государственную собственность Лебединского ГОКа, но прежде они просят провести независимую аудиторскую проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
В свою очередь, Анатолий Калашников и председатель профкома В. Лесковский обратились к Президенту, Правительству, Федеральному собранию Российской Федерации с просьбой провести аудит администрации Белгородской области и банка "Российский кредит". В обращении подчеркивается, что "политическую возню Е. Савченко затеял для того, чтобы с помощью правоохранительных органов и силовых структур заставить нас (Лебединский ГОК) замолчать и уйти от разговора о фактах коррупции, приведенных в открытом письме".
Помочь разрешить конфликт взялся депутат Государственной думы от фракции "Яблоко" Борис Мисник. Он направил депутатский запрос Председателю Правительства РФ В. Черномырдину, где изложил свое видение ситуации. По мнению Бориса Григорьевича, необходимо провести проверку законности приобретений акций АО "Лебединский ГОК" банком "Российский кредит" и предотвратить попытки создания монопольных структур в горнорудной промышленности.
На защиту своего предприятия встали его труженики. Специальный выпуск многотиражной газеты комбината "Рабочая трибуна" был полностью посвящен мнению тех, кто работает на ГОКе. Инженеры, бульдозеристы, работники детских садов, библиотеки и профилактория, пенсионеры, ветераны войны - всех не перечислишь - однозначно высказали свое мнение: "Перед нами вопрос переизбрания директора не стоит!..."
На митинге, участниками которого стали не только акционеры Лебединского ГОКа, но и жители городов Губкина и Старого Оскола, была принята РЕЗОЛЮЦИЯ, где четко прозвучало требование: руководству области прекратить "экономическую диверсию, подрывающую базовые основы комбината, города и области, а также шельмование руководства ГОКа". Свое мнение по этому поводу высказала областная газета "Белгородская правда". "Тысячи - "за", один - "против". Так называлась статья собственного корреспондента В. Богомолова. Этим "одним" оказался представитель Президента по Белгородской области С.Н. Кисин.
Настроения собравшихся "вылились" в сбор подписей за отставку губернатора Савченко. Символично, что происходило это в День независимости России. Сегодня Белгородская область разделилась на два лагеря. Губернатора поддерживают все вверенные ему службы, опекаемая им областная Дума, руководители ряда предприятий, областное радио. На стороне Калашникова те, чьи интересы идут дальше собственного благополучия. Те, кто испытал на себе всю тяжесть незаконных постановлений Главы администрации области.
Сегодня обе стороны надеются победить. Что скажет Президент - пока неизвестно. А вот директора горнодобывающих предприятий России свое слово уже сказали. Они создали СОЮЗ горнопромышленников России, чтобы не в одиночку, а всем вместе "... защищаться от произвола властей - двойного налогообложения, роста тарифов на электроэнергию, железнодорожный транспорт, попыток финансовых структур прибрать к рукам крупнейшие горно-обогатительные комбинаты". В правление вошли семь авторитетных директоров. Президентом Союза избран директор Лебединского ГОКа Анатолий Калашников.
Татьяна Щеглова
|