Яблоко России

Учредитель: Объединение ЯБЛОКО
Газета зарегистрирована в Комитете РФ по печати. Рег.свидетельство № 015576
Гл. редактор С.М.Кочеров. Пишите: 117839, г.Москва, ГСП-7, ул.Обручева, д.34/63.
Звоните: тел. (095) 429-55-90, тел/факс (095) 429-71-00. E-mail: npaper@yabloko.ru
Индекс на подписку 27870


5 страница 1 2 3 4 6 7 8 Содержание

ПЕРЕКРЕСТОК

  • Неутешительный прогноз. Григорий Явлинский о состоянии российской экономики
  • Оксана Дмитриева о федеральных и региональных бюджетов
  • Алексей Арбатов о состоянии армии
  • Алексей Мельников о книге А. Сосны "Комментарий к федеральному закону "О соглашениях о разделе продукции"
  • Неутешительный прогноз

    Выступая 11 сентября с основным докладом на организованном американским журналом "Вusiness Week" в Санкт-Петербурге международном симпозиуме "Российский саммит", лидер "Яблока" Григорий Явлинский заявил, что он неудовлетворен ходом реформ в стране и прогнозирует к концу нынешнего года "отсутствие экономического роста и стагнацию производства". По его мнению, падение ВВП к концу года "может достичь 2 пунктов, падение в промышленности - 4 пунктов, сельском хозяйстве - 5 пунктов".

    Явлинский привел данные, согласно которым отток капитала из страны в 1996 году составил $22 млрд., кредиторская задолженность российских предприятий за тот же период достигла $90 млрд., дебиторская - $60 млрд. Теневая экономика охватывает до 40% всего промышленного производства страны. При этом собираемость налогов не превышает 50%, а исполнение бюджета находится на отметке 65%, сказал Явлинский.

    Говоря о путях вывода российской экономики из кризиса, лидер "Яблока" назвал, в первую очередь, "поддержку малого бизнеса, принятие либерального налогового кодекса с радикальным снижением налоговых ставок", максимальное освобождение иностранных инвесторов от всякого рода поборов со стороны государства и приведение в четкую систему вопросов собственности, в том числе, и на землю".

    "Главной бедой" нынешнего российского правительства Григорий Явлинский считает "отсутствие связи с народом". По его мнению, "многие экономические проблемы в России могут быть решены, если решится первейшая политическая задача, то есть, будет сформировано правительство, которому верит народ".


    Оксана Дмитриева - депутат Государственной Думы
    (Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам):

    "Известно, что зарплата депутатов и чиновников органов власти многих субъектов Федерации в полтора-два раза превышает зарплату федеральных госслужащих. Должен ли в таком случае Центр нести ответственность за то, что в местных бюджетах на учителей не хватает денег? Перекачивать федеральные деньги в регионы при их полной неподконтрольности Центру - все равно, что пытаться наполнить дырявую бочку".


    Алексей Арбатов - зам. Председателя Комитета Государственной Думы по обороне :

    "Российская армия сегодня - это пять видов вооруженных сил, четыре флота, восемь округов - на такую махину денег найти невозможно. Численность нашей армии, помимо прочих силовых структур, на 15 процентов превышает численность американской армии, а наш военный бюджет составляет всего 10 процентов от военного бюджета США. Это гигантское несоответствие и порождает чудовищное положение, в котором оказалась армия."


    А. Сосна
    Комментарий к федеральному закону "О соглашениях о разделе продукции"

    Одна из программных установок Объединения "Яблоко" - принятие законодательства о соглашениях о разделе продукции (СРП), способного улучшить инвестиционный климат в экономике России. Как подчеркивается в предвыборной программе объединения "Реформы для большинства" (1995), именно принятие законодательства о СРП "обеспечит для инвестора, во-первых, благоприятные и, во-вторых, стабильные условия вложения средств".

    Между тем законодательство о СРП очень непросто и поэтому многие сторонники "Яблока" испытывают сложности как с пониманием и разъяснением сути соответствующих положений партийной программы, так и в дискуссиях с оппонентами из КПРФ, ЛДПР и пр., утверждающих, что внедрение СРП в России это, якобы, "продажа Родины".

    Представляется, что ознакомление с книгой С. Сосны будет способствовать преодолению указанных выше сложностей.

    Комментарий С. Сосны - не первая книга о законодательстве о соглашениях о разделе продукции.

    Ранее разработчиками закона "0 СРП" А. Конопляником и М. Субботиным уже были опубликованы работы "Государство и инвестор: об искусстве договариваться", чч.1-2 (Москва-Харьков, "ЭПИцентр"- "ФОЛИО", 1996); "Тяжба о разделе (дискуссия вокруг закона "О соглашениях о разделе продукции")" (Москва, ВНИИОЭНГ, 1996).

    Вышла в свет книга Н. Вознесенской "Соглашения о разделе продукции в сфере нефтедобычи" (Москва, "Информация и право", 1997).

    Отличие книги С. Сосны от этих работ в том, что это первый постатейный юридический комментарий закона "0 СРП" (вступившего в силу 11 января 1996 года).

    Однако книга представляет собой не только юридический комментарий, но и, как отмечает автор во Введении, "в Комментарии большое место уделено ознакомлению с некоторыми вопросами теории договоров и права с экономическими детерминантами, стоящими за теми или иными положениями Закона "0 СРП", а также анализу фактических материалов. Вместе с тем в нем в достаточной степени отражены и вопросы практической реализации Закона "0 СРП" (с.13).

    Книга актуальна, поскольку вышла в свет после вступления в силу 25 июля 1997 года закона "Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции" и издания 8 июля 1997 года Указа Президента России N 694 "0 мерах по реализации Федерального закона "0 соглашениях о разделе продукции". Она необходима не только юристам компаний, владеющих лицензиями на месторождения, включенные в закон "Об участках недр ..." (Самотлорское, Красноленинское, Куранахское, Яковлевское, Ромашкинское, Приразломное, месторождения о. Сахалин), и уже разворачивающих подготовку СРП с государством, но также и тем компаниям, месторождения которых ожидают своей очереди на включение в перечень (Харампурское, Лугинецкое, Усинское, Удмуртский конкурсный участок, Уватский проект нефтяных месторождений, Федоровское, Салымская группа нефтяных месторождений, Комсомольское, территория блока 15 с Южно-Лыжинским и Северо-Кожвинским месторождениями и др.).

    Комментарий будет также полезен специалистам Правительства России и органов исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации, занимающихся вопросами недропользования и инвестиционной политики, студентам и преподавателям экономических и юридических факультетов ВУЗов, независимым экспертам.

    Книга С. Сосны появилась накануне очередного раунда обсуждения в Госдуме законодательства о СРП (поправок в закон "0 СРП", поправок в законодательство в связи со вступлением в силу закона "0 СРП", а также ожидаемых дополнений в только что вступивший в силу закон "Об участках недр ..."). Надо полагать, что она позволит сделать обсуждение СРП в парламенте более квалифицированным и устранить недоразумения, которые зачастую возникают при принятии в Госдуме законодательства "0 СРП".

    В этой связи следует отметить, что целый ряд экономических ошибок оппонентов законодательства "0 СРП" аргументированно опровергнут в книгах А. Конопляника и М. Субботина. После прочтения Комментария С. Сосны не составляет труда заметить юридические огрехи в заявлениях противников СРП.

    Сколько, например, "копий было сломано" вокруг "необходимости утверждения СРП в парламенте"! В закон "0 СРП" даже была включена соответствующая норма (п.4, ст.6). С. Сосна, четко указав на противоречие этой нормы ч.2 ст.106 Конституции РФ и ст.425 ГК РФ, справедливо отмечает, что "стороны в гражданском договоре свободны в установлении своих прав и обязанностей по договору. Следовательно, договор, как источник таких прав и обязанностей, вполне самодостаточен и не нуждается в чьем-либо утверждении. Напротив, утверждение и неутверждение договора означает вмешательство в суверенную волю сторон и поэтому должно рассматриваться как противозаконное" (с.57-58).

    Учитывая большой общественный интерес к законодательству о СРП, остается только пожалеть о том, что книга вышла в Московском издательстве "Юристъ" тиражом всего лишь в 5 тыс. экз.

    Алексей Мельников,
    депутат Госдумы