Григорий ЯВЛИНСКИЙ:
"Мы с теми, кто сегодня выступает против криминального развития России"
- Григорий Алексеевич, ни для кого не секрет, что губернаторы многих областей, в том числе Белгородской, - представители старой номенклатуры. Как говорят в народе: бывшие секретари обкомов и райкомов "перекрасились" и теперь вновь уверенно "рулят". Куда? По всей видимости, многим из них без разницы - лишь бы рулить. Каково отношение лидеров "Яблока" к таким "перекрашенным"?
- Лично я отношусь к таким "по факту", то есть многое зависит от того, что они делают. Они не могут иметь от "Яблока" безусловной поддержки. Если, как вы называете, "перекрашенные" делают полезные для государства вещи, то это хорошо, значит мы их поддерживаем, работаем с ними в одной упряжке. Если же они наносят стране вред, воруют, лгут, то мы их никогда поддерживать не будем. "Яблоко" за прагматичную, конструктивную работу, исходя из условий, которые конкретно складываются.
- Не знаю, как в других областях и районах, но на Белгородчине, в частности Шебекине, очень сильно муссируется вопрос о союзе России и Белоруссии. Наши лидеры однозначно стоят за объединение, а лично Вы?
- Нужно заключать экономический союз - основу всех и всяческих отношений. Мы подготовили договор об экономическом союзе, соглашение Ельциным и Лукашенко подписано. В нем говорится, что лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным. Я с этим абсолютно согласен, но хотел бы еще добавить, что никто никогда не может нарушить братских отношений между нашими народами. Мы связаны историей, мы связаны кровью, чернобыльской трагедией, мы связаны всей нашей жизнью. Никто из политиков не имеет права вмешиваться в нашу жизнь. И мы против того, чтобы из жизненно необходимого для нас единения устраивалось позорное шоу в стиле телеигр. Мы за то, чтобы идти навстречу друг другу шаг за шагом, вести кропотливую работу для того, чтобы люди в России и Белоруссии жили лучше, чем сейчас они живут.
- В российской прессе, особенно в электронных средствах массовой информации, очень много негатива в освещении фигуры Лукашенко. Вы лично верите Президенту Белоруссии?
- Лично я не верю, что при Лукашенко в Белоруссии будут соблюдаться права человека, свобода слова и прочее. Но то, что соглашение подписано, - хорошо. Не важно, кем оно подписано, главное - это произошло. Другое дело, что данное мероприятие закончилось ничем. Вокруг него было столько страстей, вы же сами рассказывали, что творилось в преддверии подписания на Белгородчине, а результат всего действия нулевой, то есть написали, что дважды два - четыре. Это дало возможность тому же Лукашенко заявлять: вот, мол, какие мы хорошие! Видите, как много мы достигли: теперь и в Белоруссии, и в России дважды два - четыре. Хочется спросить: а раньше что, не так было? По сути, подписанное соглашение никого ни к чему не обязывает. Вывод: вместо того, чтобы делать конкретный экономический союз, чтобы делать конкретное сближение, чтобы идти друг другу навстречу, организовали, повторяю, большое политическое шоу. Наши народы неразделимы. Ну а Лукашенко и Ельцин, спекулируя на этом, используют возможность лишний раз прилюдно поцеловаться. Они не могут не целоваться, у них в этом - весь смысл политики.
- "Яблоко" постоянно и резко критикует нынешнее правительство. Более того, Явлинский сотоварищи взяли на себя смелость заявить о недоверии кабинету министров во главе с его бессменным премьером. Может, это неправильно? Может, есть смысл подождать до тех пор, пока обновленное, молодое правительство разберется в ситуации и тогда...
- И тогда что? Вы походите по предприятиям своей области, района, порасспрашивайте людей: верят ли они в нынешнее правительство? И тогда поймете, почему самая маленькая думская фракция "Яблоко" выступает за его отставку. Бюджет правительство развалило, жить людям стало еще тяжелее, чем было до прихода нынешнего его состава. Перспектива просматривается еще более печальная. Так почему же мы не должны требовать отставки этого правительства? И еще: вы говорите "новые люди". Кто? Немцов? Но что он один там может сделать? Говорят: Немцов - мой друг. Да, он мой друг, ну и что? Из-за Немцова я должен сохранять это правительство? Такого не будет никогда! Если он сможет переломить все правительство, если он сможет его направить по другому курсу, то я буду поддерживать правительство, не сможет: то тогда дружба дружбой, а табачок врозь. Конечно, я не против, чтобы сняли Черномырдина и назначили Немцова. Он, во всяком случае, не дурнее ныне действующего премьера, а уж то, что порядочней, - точно!
Еще об одном, так называемом "новом человеке" - Чубайсе. Я не могу назвать его "новым", скорее он "несвежий". Как, впрочем, и все они там - в правительстве. А Дума перед ними распласталась: эти "слуги народа" отказались слушать все - секвестр, бюджет. Фигурально выражаясь, они спрятали головы в песок, в песке приняли по стакану и довольные разъехались по домам. Никогда этот состав Думы не будет голосовать против этого состава правительства! Потому что это их правительство, это их премьер-министр! Я уверен: белгородские депутаты Госдумы, когда приезжают домой, кричат: "Долой Президента! Долой правительство!" Но посмотрите, как они голосуют, переживают, берегут и опекают это правительство. Все белгородские депутаты единогласно голосуют за все, что рождается в темных недрах правительственных кабинетов. Как это называется? Вранье это называется.
- "Яблоко" на сегодняшний день самая непримиримая, единственная сила в Думе, которая выступает инициатором недоверия действующему правительству. Вам нужны стратегические союзники, или вы предпочитаете оставаться "одиноким волком"?
- Насчет определения "одинокий волк" я не могу пока ничего сказать, но то, что мы не зайцы, - точно! Мы готовы к любому союзничеству. Демократия - это тогда, когда высокие политики ведут себя в соответствии с тем, как думают их избиратели, граждане страны, области, района. Я предлагаю провести исследование: в течение месяца походите по предприятиям, учреждениям и поспрашивайте: кто доверяет нынешнему составу правительства? Уверен: таких, кто доверяет, вы не найдете. Даже ваши губернаторы правительству не доверяют. Фракция "Яблоко" тоже не доверяет. А вот "народные избранники" в Думе в правительство верят беспрекословно. Какие из этого выводы?
- И все же, Григорий Алексеевич, кто может быть союзником "Яблока"?
- Нашими союзниками могут быть все те, кто сегодня выступает против криминального, монопольного развития нашей страны, кому нынче за державу обидно.
Беседу вел Александр Тарасов
Фото Александра Кулешова
Хроника событий
Фракция "ЯБЛОКО" сделала официальное заявление, решительно осуждающее публичную казнь в Чечне двух человек по приговору шариатского суда. Эта акция , говорится в нем, является "попранием всех принципов гуманности, провозглашенных международным сообществом в Декларации прав человека и основополагающих актах Совета Европы" и "ЯБЛОКО" ожидает от международных правозащитных организаций и отдельных европейских государств реакции на беззаконие в Чечне."
Григорий Явлинский, рассказывая депутатам фракции о встрече 2 сентября Бориса Ельцина с лидерами парламентских фракций, отметил, что впервые за последнее время видел президента в такой хорошей форме - это позволяет надеяться, что следующие президентские выборы не будут досрочными.
Лидер "Яблока" дал на встрече оценку последним инициативам правительства, поддержав, в частности,заключение договоров Россией с Украиной и с НАТО, и намерение России ратифицировать конвенцию по химическому оружию. "ЯБЛОКО"со своей стороны готово поддержать Закон "О свободе совести и религиозных объединениях" после того, как в него будут внесены необходимые поправки. Остановившись на проекте бюджета на 1998 год, Явлинский признал его реальность,заметив при этом, что в нем отсутствует важнейший показатель - предпосылки экономического роста. Среди проблем, стоящих перед страной, лидер "ЯБЛОКА" акцентировал внимание Президента на росте преступности, укоренении корпоративно-криминальной системы в экономике и взрывоопасной ситуации на Кавказе.
Лидер фракции отметил, что "ЯБЛОКО" по-прежнему остается в конструктивной демократической оппозиции правительству и будет активно заниматься как законодательной работой, так и публичной политикой.
Татьяна Ярыгина сообщила о своем окончательном решении выйти из Комитета по труду и социальной политике и перейти в Комитет по международным делам. В то же время она останется председателем комиссии фракции "Яблоко" по социальной политике.
В конце августа прошла пресс-конференция Оксаны Дмитриевой о проблемах бюджета-98. На пресс-конференции было отмечено, что проект бюджета реален и может быть исполнен. Прогнозы ВВП (102% в год) и темпов инфляции (0,5% в год) соответствуют действительности, в расчетах доходной базы отсутствует "воздух". Вместе с тем увеличения сбора налоговых доходов не планируется, что является трезвым приговором новому НК. Позитивным было названо выделение трансфертов на здравоохранение в фонде финансовой поддержки территорий. Однако запутанная, непрозрачная методика расчета финансовой помощи остается прежней. Среди мер, направленных на совершенствование механизма исполнения бюджета - четкий порядок проведения бюджетных фондов через федеральное казначейство (предусмотренный проектом Бюджетного кодекса). Однако представленный проект нельзя назвать ни "бюджетом экономического роста", ни "социально-ориентированным бюджетом".
Круглый стол Торгово-промышленной палаты и Ассоциации по поддержке малого бизнеса, в работе которого принял участие Иван Грачев, обсудил исчезновение из бюджета-98 строки о поддержке малого бизнеса и принял обращение к депутатам Государственной Думы, поскольку вслед за федеральным бюджетом от поддержки малого бизнеса могут отказаться региональные и местные бюджеты, разрушится складывающаяся система господдержки предпринимательства.
Виктор Шейнис выступил на пленарном заседании с докладом по отклоненному Советом Федерации Закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ". Депутат подчеркнул, что претензии СФ (якобы федерация вторгается в предмет ведения субъектов) необоснованны, поскольку избирательные права граждан являются предметом ведения федерации. Кроме того, создание согласительной комиссии затянуло бы принятие закона, крайне необходимого уже сейчас, когда по стране разворачиваются избирательные компании в органы представительной власти и местного самоуправления. Депутатам удалось преодолеть вето СФ.
О перспективах политической трезвости в России
Сегодня в России недовольны правящим режимом практически все. Кроме тех, кто правит и членов их семей. Поэтому оппозиция - это почти все население страны. Вся эта масса недовольных тяготеет к двум центрам: коммунистическому и прочим левым, и к демократическому.
На первый взгляд может показаться, что "левые" не только преобладают, но и что количество их сторонников будет только возрастать. Таковы, во всяком случае, прогнозируемые результаты действий "младореформаторов", которые платят пенсии старикам за счет зарплаты учителей и врачей, отдают долги военным за счет махинаций с госсобственностью, не умеют провести жилищно-коммунальное хозяйство иначе, чем за счет всех граждан в целом. Если это и есть "новый этап реформ" (а нет никаких признаков, которые бы указывали на обратное), то количество "левых" будет расти пропорционально количеству нищих.
И все же, как и в прежние времена, когда коммунисты разделялись на простых членов - обычных, нормальных людей и начальников, сегодня нужно различать стихийно недовольное, обиженное и униженное большинство и партийных боссов. Большинство традиционно-рефлекторно реагирует на фразу, лозунг, "стих", втягивается в идеологические игры, умело организуемые партайгеноссами и профбоссами. (А им, чем больше недовольных, тем лучше.) Борьба идей, которая лежит в основе развития общества, у нас сведена к идеологическим схваткам. Соревнование экономических программ на выборах отсутствует вообще. Видеть в качестве президента умного экономиста, например, хочет меньшинство.
Такова национальная особенность - отдавать предпочтение исключительно мифам: о генерале, о красной идее, об обновленном Ельцине, о непримиримой левой оппозиции, о наименьшем из зол. Мифы напрочь вытесняют здоровое чувство реальности. Выиграть президентскую кампанию экономической программой, как бы хороша она ни была, пока невозможно. Предпочтение отдается инстинктам, а самым действенным остается: "Голосуй сердцем" или "проиграешь!"
И все же есть другой центр кристаллизации несогласных - демократическая оппозиция. Та самая, которая считает, что государство должно служить гражданину этого государства, а не клановым криминальным группировкам, олигархической верхушке "верховных правителей". "Гайдарообразные", по выражению академика Моисеева, "реформаторы" не сумели организовать власть таким образом. Они только опорочили идею и всех измучили. Люди потому так раздражены против "демократов", что принимают за демократический нынешний криминально-олигархический режим. Оппозицию ему составляют "Яблоко" и Явлинский.
Демократическая оппозиция находится пока в меньшинстве. Тому есть много причин. Чтобы взять власть (а Явлинский, очевидно, будет баллотироваться в президенты и впредь), надо мобилизовать миллионы людей. Трезвый анализ ситуации, профессиональный взгляд экономиста, свобода от иллюзий и мифотворчества, репутация честного порядочного человека - на последних выборах это дало Явлинскому 7 процентов понимания. Любовь к трезвости, в том числе политической, никогда не была особенно популярна в России.
Одной из проблем, стоящих перед движением, является отсутствие лозунгов, за которыми пойдут. Своя идеология есть у Жириновского, у Зюганова, у Лужкова, у всех, кто намерен бороться всерьез. А Явлинский не создал вокруг своего движения особой мифологии, которая бы работала на него. Он не умеет (или не хочет?) сказать просто и ясно, как в 1917 году: "Фабрики - рабочим, земля - крестьянам". Вместо этого Явлинский говорит, что такая-то строка бюджета невыполнима, а такая-то противоречива; что в России необходимо сочетание либерального и социал-демократического подходов; что нынешний режим "выкармливает" национал-социализм. Это хоть и верно, но почти безнадежно в плане "мобилизации масс".
С другой стороны у "Яблока" есть мощный "мобилизационный резерв": идеи, программы и проекты "как обустроить Россию". Там, где эти идеи начали работать, дела идут хорошо. Взять, например, инвестиционную концепцию, разработанную движением и фракцией. Сегодня закон "О соглашениях о разделе продукции", подготовленный и проведенный "Яблоком" в рамках этой концепции, заработал на Сахалине. Экономический результат этого - для людей: новые рабочие места, возможность строить школы, больницы, родильные дома, детские сады. Политический результат этого - для "Яблока": одним из членов Совета Федерации от Сахалина стал его представитель.
Кроме того, баланс сил внутри оппозиции в целом должен переместиться от левых в сторону "Яблока". И не потому, что "могущество фракции будет прирастать ее экономическими проектами". Но еще и потому, что "левые" начальники где надо - "молчальники", а где надо - горлопаны. В борьбе за самосохранение коммунисты стали лояльны режиму. Правительство умеет с ними договариваться и, как показывает прошедший год думской работы, даже выкармливает их.
"Левые" не понимают, что роль оппозиции не сводится к требованиям замены Чубайса или медицинского осмотра президента. Гораздо важнее предложить альтернативный экономический и политический курс. Вот потому-то, кстати, "Яблоко" и Явлинский опасней любой другой партии для правящей группы. И поэтому у нас есть шанс однажды выбрать головой.
Анастасия Андреева,
Татьяна Морозова
|