23 апреля Воронежское «ЯБЛОКО» организовало субботник в Мемориальной зоне жертв репрессий 30-х годов в Дубовке. В акции приняли участие члены партии, демократические активисты, сотрудники «Мемориала», студенты.
Пять лет подряд, начиная с 2012 года, Воронежское отделение партии «ЯБЛОКО» дважды в год, в апреле и в конце октября, проводит субботник в Мемориальной зоне.
«Сморишь на могилы, читаешь: здесь захоронено 102, там - 48, 76, 108… За последние годы появилось еще 8 могил и 527 захороненных останков. Число перезахороненных жертв сталинских репрессий на этом братском кладбище уже приблизилось к четырем тысячам», - рассказал руководитель Воронежского «Мемориала» Вячеслав Битюцкий.
Помимо уборки в этом году активисты восстановили информационный щит, который был поврежден. В прошлом экс-кандидат от партии «ЯБЛОКО» в депутаты Воронежской гордумы Борис Супренок привез ель, которую посадили у первого захоронения. В 2012 и 2013 годах участники акции освободили могилы от сваленных деревьев.
«Я рада, что субботники в Дубовке стали доброй традицией. С каждым годом к нам присоединяются воронежцы, которые раньше даже не подозревали о наличии такого трагичного и вместе с тем уникального места. В Дубовке уже перезахоронено почти 4 тысячи останков, а сколько еще не найдено, трудно даже представить. Всегда на месте руководитель Воронежского «Мемориала» проводит лекцию, чтобы все могли осознать кошмар происходившего. Вот надгробный камень: на нем написано - 108 человек. А что это значит? Сотни прерванных жизней, тысячи сломанных судеб. В один день расстреляли 108 человек, у которых были планы на жизнь, были родные, близкие. Страшное время. Наш долг - не забывать о нем», - сказала Татьяна Шкред, лидер Воронежского «ЯБЛОКА».
В Дубовку во времена репрессий 1937-38-х годах свозили тысячи казненных, расстреливали «врагов народа» и сбрасывали трупы в ямы. Более сотни таких ям были случайно обнаружены в советские годы сыном лесничего Иваном Текутьевым. Он десятилетиями хранил эту тайну и только во времена гласности передал сведения членам Воронежского «Мемориала».