Исполнилось 6 лет указу президента Путина о введении антисанкций и 5 лет его же указу об уничтожении санкционных продуктов. За эти 5 лет государство уничтожило 36,17 тысяч тонн вполне качественных продуктов — сыра, рыбы, мяса, фруктов, овощей.
Эти тысячи тонн трудно себе даже представить. В пересчете на более понятные нам в быту кг — уничтожены более 36 миллионов килограмм продуктов. На этот процесс тратится время государственных служащих и немалые деньги. Например, как сообщил на прошлой неделе Россельхознадзор, для выявления «санкционки» открыты специальные контрольные пункты.
Министерство финансов в июле предложило правительству создать для борьбы с сыром и фруктами специальную правительственную комиссию во главе с одним из вице-премьеров. Ранее министерство предлагало оборудовать спецсигналами автомобили мобильных групп по борьбе с едой. Неудивительно, что сейчас Минфин предлагает сократить расходы на образование и медицину — не до них сейчас, когда сквозь границу так и рвутся на стол к россиянам рыба и овощи.
Обычно нам говорят, что эти 6 лет шло активное импортозамещение. Но что стоит за этим понятием? Настоящее замещение импорта происходит, когда российский производитель научился делать что-то того же качества, что и импортёр, но по более низкой цене. Происходит импортозамещение и там, где отечественный товар стоит столько же, но по качеству — лучше. Вместо этого с рынка указом Путина убрали товары из других стран — и потом на это искусственно зачищенное место пришёл отечественный производитель с совсем другими ценами.
Достаточно вспомнить, что качественный сыр из Нидерландов или Германии (Гауда, Эдам, Тильзитер) стоил к 2014 году в Москве около 300-330 рублей за килограмм. Сколько стоит отечественный сыр сегодня? Придите в магазин и посмотрите. В большинстве случаев ценник начинается от 500 рублей и уходит далеко за тысячу. Интересно при этом, что в самом Евросоюзе запрещенные ко ввозу в Россию сыры стоят почти везде столько же, как и 6 лет назад: названные выше сорта обойдутся в среднем супермаркете в 4-6 евро за кг.
Так что (даже с учетом взлетевшего почти вдвое за 6 лет курса евро к рублю) цена такого сыра составляет в рублях от 350 до 500 за кг. Почему же россияне должны платить больше других европейцев? Что это за импортозамещение, от которого потребителю хуже? И разве доходы у большинства россиян сравнимы с доходом большинства немцев, французов, голландцев или хотя бы испанцев?
Президентские антисанкции и уничтожение продуктов внесли свой вклад в рост цен и в снижение уровня жизни граждан в последние 6 лет. Наряду с повышением пенсионного возраста и слабой поддержкой граждан во время пандемии и «самоизоляции», эмбарго стало одним из самых болезненных по своим последствиям действий власти — причем через рост цен по всей стране оно затронуло и те места в России, где об импортных продуктах мало кто слышал.
По данным Росстата, цена килограмма яблок выросла в 2014 — 2019 годах с 68 до 105 рублей. Килограмма говядины — с 252 до 337 рублей. Причем платят россияне за «импортозамещение» дважды. Ведь рост цен — это уже вторая оплата, а первая — когда государство из наших налогов выделяет десятки миллиардов рублей на субсидии агрохолдингам.
Вопрос о качестве «замены» не стоит и поднимать. Горящий творожок стал хитом Интернета, а сейчас по соцсетям ходит мем о новейшем научном достижении: дескать, делаем сыр вообще без молока, но по ценам лучших мировых аналогов. Конечно, есть и добросовестные производители — но как им конкурировать по цене с суррогатами? Проигрывая им массовый рынок, порядочные сыроделы вынужденно повышают цены, чтобы выжить. Итог: просто хороший сыр становится предметом роскоши, доступным меньшинству. И ведь его еще надо достать…
По данным вышедшего в 2019 году Национального доклада о ходе реализации госпрограммы развития сельского хозяйства, россияне едят молочных продуктов почти на треть меньше рекомендованной нормы. Причем цифра эта снижалась уже несколько лет подряд. На четверть ниже нормы и потребление овощей. Понятно, что недостаточное и некачественное питание ведёт к проблемам со здоровьем у людей, сокращает продолжительность жизни в России. Это тоже цена «импортозамещения» и путинского эмбарго.
Все эти годы «Яблоко» — единственное из крупных партий — занимает твердую и последовательную позицию поддержки отечественного покупателя. Ключевой элемент позиции «Яблока» — продовольственная безопасность России. А что такое — продовольственная безопасность для страны? Это обеспечение населения России максимально качественными продуктами по максимально доступным ценам. Для этого уничтожение еды должно быть прекращено, эмбарго отменено, а опасные для здоровья суррогаты убраны с рынка. Добросовестные производители из России и других стран мира должны конкурировать между собой, бороться за выбор отечественного покупателя, предлагая ему разумные цены и достойное качество еды.