Приезжавший в Петербург на минувшей неделе премьер Дмитрий Медведев раскритиковал «позорные» темпы строительства футбольного стадиона на Крестовском острове и поручил питерской администрации вместе с Министерством спорта и «Газпромом» до середины сентября «определить схему дальнейшего финансирования проекта». Премьер заявил, что федеральный центр не готов оказывать помощь в этом вопросе без должных оснований. Мол, «просто приходить в бюджет Российской Федерации и говорить: «Дайте мне дополнительно деньги» — неправильно». Но есть ли основания?
Помнится, шесть лет назад, когда все начиналось, построить стадион нам обещали к 2009 году. За 6,7 миллиарда рублей. Причем на средства «Газпрома» (что особо подчеркивалось постановлением городского правительства о строительстве стадиона, но не помешало газовой монополии вскоре отказаться финансировать проект и переложить эти заботы на бюджет Петербурга).
Потом сроки сдачи постоянно передвигались: 2010 год, 2012-й, 2013-й, 2014-й. И одновременно росла стоимость стадиона: 13 миллиардов, 24 миллиарда, 33 миллиарда рублей. В июне подрядчик — компания «Инжтранстрой», контролируемая Олегом Дерипаской, — оценивал необходимые затраты уже в 44 миллиарда рублей, или 1,4 миллиарда долларов. Почти как у самого дорогого стадиона в мире — нового «Уэмбли» (1,5 миллиарда долларов). При этом «Уэмбли» вмещает 90 тысяч зрителей против 69 тысяч, запланированных на питерском стадионе.
Сравним: мюнхенская «Альянс Арена», где выступает «Бавария», равная по вместимости планируемому питерскому стадиону, обошлась в 470 миллионов долларов. В Украине 50-тысячный стадион в Донецке обошелся в 400 миллионов долларов, а 80-тысячник в Киеве — в 560 миллионов долларов. Между прочим, там только что прошел Евро-2012 — и там тоже надо было выполнять «строжайшие требования ФИФА и УЕФА», которыми нам объясняли удорожание питерского стадиона…
Сейчас Смольный заявил о предстоящей замене подрядчика, который, по мнению питерской администрации, не справляется с работой, и объявлении нового конкурса. Срок сдачи опять передвинулся: теперь говорят о конце 2014-го начале 2015 года. Есть ли сомнения в том, что стадион опять подорожает?
Тем временем председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер оперативно откликнулся на слова премьера и заявил, что «проблемы финансирования стадиона для «Зенита» нет»! Поскольку, оказывается, «город уже получил финансовых средств на десяток самых современных стадионов». И теперь Петербургу надо «просто честно исполнить свое обязательство построить стадион, а после этого уже финансировать другие городские проекты». Мол, «сейчас для городской администрации закончить строительство стадиона для «Зенита» в самые кратчайшие сроки — это дело чести».
Оторопь берет от такой наглости наемного менеджера, посаженного управлять государственной компанией, продающей принадлежащие обществу (так по Конституции, по крайней мере) природные ресурсы.
Никаких обязательств перед «Газпромом» Северная столица не имеет и вовсе не обязана расходовать свой бюджет на эти цели в приоритетном порядке, отодвинув в сторону другие. Или, по мнению г-на Миллера, строительство стадиона для футбольного клуба, принадлежащего «Газпрому», — более важная задача, чем капитальный ремонт жилых домов, расселение коммуналок, содержание больниц, школ и детских садов? Так он понимает «дело чести»? Это во-первых.
Во-вторых, откуда это город получил средства на десяток стадионов?
Из федерального бюджета ни копейки на это не было выделено. А если Миллер имеет в виду налоги, уплаченные в Петербурге «Газпромнефтью», то уплата налогов (опять же, по Конституции) — законная обязанность, а не благотворительность.
И платятся они по закону, а не по договоренности: мол, мы вам платим налоги, а вы обязуетесь тратить их на строительство стадиона для нашей команды. Кстати, если даже сложить все налоги, уплаченные «Газпромнефтью» за шесть лет, что она зарегистрирована в Петербурге, то на «десяток стадионов» никак не наберется.
А в-третьих, в минувшую пятницу в Петербурге на публичных слушаниях была озвучена стоимость почти 500-метрового небоскреба, который «Газпром» собирается строить в Лахте. Те же 60 миллиардов рублей, которые планировалось потратить на пресловутый «Охта-центр».
Иначе говоря, платить за строительство стадиона для футбольного клуба, принадлежащего «Газпрому», должны налогоплательщики, а компания тем временем будет расходовать средства, которых хватило бы на два стадиона, — на возведение своего офисного небоскреба.
В этой ситуации вопрос о чести представляется излишним.